Здавалка
Главная | Обратная связь

Тетраэдр. (Четырехгранник). Тело огня. Силы Сатурна.



ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

по лепке и рисованию, как:

Путь к пониманию пространственно-эфирных преобразований

МЕТАМОРФОЗА РАСТЕНИЙ

Часть 1. Упражнения в лепке и точном мышлении на преобразование геометрических форм (Платоновы тела)

Обоснование необходимости данных упражнений и их цель.

ПОЛОЖЕНИЯ

1.Растение пронизано непрестанными процессами роста и становления новых форм.

2.Однако, их первоисточник остается скрыт от внешнего чувственного наблюдения.

3. В своем учении о метаморфозе растений Гёте говорит о двойственной, «чувственно-сверхчувственной природе растения», которая ему все же предстает в едином целостном виде, как ПРАРАСТЕНИЕ. -

4. Лишь часть существа растения выступает навстречу нам зримо, но другая, НЕЗРИМО ДОПОЛНЯЮЩАЯ ЕГО, не являет себя извне восприятию.

5.Как можно исследовать эту часть?

6. Ведь именно она является тем ваятелем и художником, который напечатлевает также и ЗРИМУЮ часть растения.

7. Здесь явно необходим некий инструмент, которым владел Гёте, отождествляясь внутренне с ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ этого ваятеля, а не только лишь наблюдая произведенные им формы.

 

1. Даже самое внимательное внешнее наблюдение растения не ведет к восприятию «образующих сил»[1].

2. Для восприятия этих сил необходимо в самом себе СОЗДАТЬ ОБЪЕКТ восприятия,- эту незримую часть растения, дополняющую собой и формирующую его зримую часть.

3. Это можно сделать, если ВО ВНУТРЕННЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ, в ИДЕЕ, своим усилием создать недоступный внешнему восприятию процесс «роста» растения, и начать наблюдать этот процесс не во внешнем мире, но в своем дополняющем представлении.

4. Гёте называет эту деятельность «точной фантазией»; естественно, здесь необходимо будет также и наблюдение конкретного растения, процесса именно ЕГО роста.

5. Желающий изучать «сверхчувственные» (образующие, жизненные, эфирные) силы, образующие растение, должен был бы выработать способность внутренне создавать их процесс действия по формированию зримого растения, и наблюдать их деятельность.

6. Чтобы познать действие образующих растение эфирных, жизненных сил наблюдаемый объект- образующие растение силы - должен быть создан внутренне самим наблюдающим, субъективное должно стать объектом.

7. Упражнения с метаморфозом геометрических форм позволяют в доступной форме приступить к выработке инструмента подвижного представления, «точной фантазии»,[2] - для последующей работы при его помощи с живыми образующими силами растения.

-------------------------------------------------------------------------

Немного о методах

1. Современный человек обыкновенно фиксирует мысли и впечатления, как бы откладывая их в себе в статичной форме.

2. Сознание наполняется отпечатками восприятий, понятий и представлений, однажды усвоенных и застывших на его «полках».

3. Как сделанная однажды запись, они уже не могут измениться сами, но только благодаря нашей активности, на это направленной.

4.Например, при слове «треугольник» нормально довольствуются тем, что представляют некую треугольную форму, определенного размера и ориентации, всегда более или менее одинаковую. [3]

5. Собственно МЫШЛЕНИЕ, как процесс - деятельный, формирующий и преобразующий - при этом отсутствует.

6. Довольствуются УСВОЕННЫМИ ИЗВНЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ, уложенными статически в сознании, и ассоциативным их соединением друг с другом.

7. Преодолеть это в обычном случае не представляется возможным, ибо для пребывания на поверхности привычной жизни современность в МЫШЛЕНИИ НЕ НУЖДАЕТСЯ.[4]

 

1. Данный курс направлен наразвитие способности внутренней подвижности мышления, своего рода «проминание» статичных образов.

2. Работа начинается с практических упражнений в материале - лепки (или рисования), и сопровождается внутренними упражнениями сознания.

3. Укрепление внутренней подвижности мышления достигается путем воссозданияв воображении метаморфоза, произведенного в материале, и далее - попыткой продолжить его на следующую ступень уже мысленно.

4. Телесная деятельность и мышление здесь объединяются, подобно сообщающимся сосудам;

- «сделанное руками»дает ориентир и опору мышлению в представлении метаморфоза, удерживая от рассеянности и блуждания;

- задание же «продолжить дальше в мыслях» уже сделанный руками метаморфоз - пробуждает силу наблюдения при следующих упражнениях с материалом. Примеры такого подхода мы можем найти в лекции Р. Штейнера «Практическая выработка мышления» (См. Приложение 3).

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------

ЛЕПКА. Метаморфоз Платоновых тел. (5-7 занятий по 1-1.5 часа) Краткое содержание.

Тетраэдр. (Четырехгранник). Тело огня. Силы Сатурна.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.