Здавалка
Главная | Обратная связь

ТРЕТИЙ ДОКЛАД Мюнхен, 26 мая 1907 г.



 

Сегодня мы рассмотрим человека в состояниях бодрствования здесь, в физическом мире, сна и так называемой смерти. Состояние бодрствования каждый знает по собственному опыту.

 

 

Когда человек погружается в сон, то из физического и эфирного тел словно уходит астральное тело, человеческое "я" и та работа, которую это "я" производило в астральном теле. Если вы ясновидчески созерцаете спящего человека, то перед вами в постели лежат физическое и эфирное тела. Эти два начала остаются в том же соотношении, что и обычно, в то время как астральное тело уводит все, что принадлежит более высоким началам, так что ясновидящий может наблюдать, как при засыпании астральное тело выходит из двух других тел, подобное какому-то свету. Если еще точнее описать это состояние, нужно сказать, что астральное тело современного человека предстает расчлененным различными течениями и световыми сияниями, и если обозреть их в целом, то будут видны две сцепленные друг с другом спирали или шестерки, из которых одна уходит в физическое тело, а другая, словно хвост кометы, простирается в космос. Эти два хвоста астрального тела становятся вскоре неразличимыми в своем распространении вдаль, и то, что остается, по форме напоминает яйцо. Когда человек пробуждается, уходящий в космос хвост теряется, и все в целом опять входит в эфирное и физическое тела.

 

 

Между бодрствованием и сном есть промежуточное состояние - сновидения. Сон со сновидениями бывает тогда, когда астральное тело уже полностью утратило связь с физическим телом - словно бы извлекло свои щупальца из физического тела, - но еще связано с эфирным телом. Тогда в поле зрения человека проходят те картины, которые мы зовем сновидениями. Это есть объективно промежуточное состояние, поскольку астральное тело полностью отделилось от физического, но еще связано определенным образом с эфирным телом.

 

 

Итак, спящий человек живет в своем астральном теле вне физического и эфирного тел. То, что человек должен погружаться в такой сон, имеет глубокое основание во всей природе. Вы не должны воображать себе, что астральное тело, находясь ночью во время сна вне физического и эфирного тел, бездействует и не выполняет никакой работы. Когда в течение дня астральное тело находится в физическом и эфирном телах, на него воздействуют влияния внешнего мира, которые человек получает благодаря собственной деятельности астрального тела, благодаря своим чувственным впечатлениям, благодаря своей деятельности во внешнем мире. Все те чувства и ощущения, которые получает человек, все, что воздействует на него извне, достигает его астрального тела. Это и есть действительно ощущающая и мыслящая часть человека, а физическое тело и также то, что находится в эфирном теле, являются только ее посредниками, орудиями. Все, что мыслит и желает, находится в астральном теле. Во время дневной деятельности человека во внешнем мире астральное тело постоянно получает впечатления от внешнего мира. С другой стороны, мы помним, что астральное тело является действительным строителем эфирного и физического тел. Подобно тому как физическое тело во всех своих органах есть застывшее, затвердевшее эфирное тело, точно так же все, что течет и действует в эфирном теле, родилось из астрального тела.

 

 

Откуда же родилось само астральное тело? Оно родилось из всеобщего астрального организма, который пронизывает весь относящийся к нам космос. Если вам нужно сравнение, чтобы представить отношение маленькой частицы астральной материи, заключенной в вашем астральном теле, ко всему огромному астральному морю, на котором качаются и из которого родились все люди, животные, растения, минералы, а также планеты, если вы хотите представить себе отношение астрального тела к астральному организму, вообразите каплю жидкости в сосуде. Как все естество капли происходит от жидкости, находящейся в сосуде, так и то, что находится в астральном теле, пребывало некогда во всем астральном море космоса. Оно выделилось оттуда и вошло в эфирное и физическое тела, благодаря чему и обособилось, подобно капле, бывшей в сосуде.

 

 

Пока астральное тело пребывало в лоне всеобщего астрального тела, оно получало свои законы, свои впечатления от этого космического тела в целом, жило внутри него. После того как астральное тело отделилось, оно предоставлено во время бодрствования впечатлениям, которые получает от физического мира. Таким образом, астральному телу приходится делить свою природу между впечатлениями, полученными еще от космического тела, и теми, которые оно получает теперь извне, через ту деятельность, которая предназначена ему в физическом мире. Эти две стороны создадут гармонию, когда человек придет к цели своего земного развития. Сейчас это не так, два этих влияния друг с другом не созвучны.

 

 

Итак, астральное тело есть строитель эфирного тела и тем самым опосредованно - поскольку эфирное тело строит физическое - также и строитель физического тела. Все, что постепенно, с течением времени создает астральное тело, родилось из великого космического астрального моря. Благодаря тому, что из этого астрального моря вышла только гармония, только здоровая закономерность, строительство астральным телом эфирного и физического тел является изначально здоровым, гармоничным. Но те влияния, которые получает астральное тело извне, из физического мира и которые вредят его первозданной гармонии, создают в физическом теле все те недуги, с которыми сталкивается современный человек.

 

 

Если бы астральное тело постоянно находилось внутри человека, то сильное влияние физического мира вскоре разрушило бы всю гармонию, которую астральное тело принесло из космического моря. Силы человека были бы очень скоро подорваны болезнью и усталостью. Во время сна астральное тело удаляется от впечатлений физического мира, который не содержит уже никакой гармонии, и входит во всеобщую гармонию космоса, из которого оно родилось. И утром оно приносит с собой отзвуки того обновления, которое было им пережито ночью. Астральное тело каждую ночь воскрешает свою гармонию, черпая ее из великого космического астрального моря, и потому ясновидцу это астральное тело вовсе не покажется бездействующим: он видит связь между астральным морем и подобным комете хвостом астрального тела, он может узреть то, как эта часть занимается устранением изнеможения, вызванного дисгар-монизирующим влиянием этого мира. Такая деятельность астрального тела выражается в том, что наутро человек чувствует себя подкрепленным. Правда, астральное тело, жившее в течение ночи в великой гармонии, сначала должно вновь освоиться в физическом мире. Поэтому наибольшее чувство крепости возникает лишь несколько часов спустя после того, как астральное тело войдет опять в тело физическое.

 

 

Теперь перейдем к брату сна, смерти, и выясним, каково состояние человека после смерти. Мертвый человек отличается от просто спящего тем, что у мертвого эфирное тело уходит вместе с астральным, так что здесь, в физическом мире, остается одно физическое тело. Это вытеснение эфирного тела из физического у человека не случается никогда от рождения до смерти, если он только не проходит через определенные состояния посвящения.

 

 

Важным моментом для умершего человека является момент, непосредственно следующий за смертью. Он длится долгое время - часы, даже дни. В этом состоянии перед душевным взором умершего проходит, как на огромном полотне воспоминаний, вся его жизнь в последнем воплощении. Это происходит после смерти с каждым человеком. Своеобразие этого полотна в том виде, в каком оно является человеку непосредственно после его смерти, состоит в следующем: на нем словно стерты все те переживания, которые субъективно ощущал человек на своем жизненном пути. Все наши, самые различные, переживания бывают связаны с чувством радости, боли, душевного подъема или печали. Наше внешнее созерцание всегда было соединено с внутренней жизнью. Все радости и огорчения, которые были связаны с картинами жизни, при воспоминании после смерти отсутствуют. То полотно человек созерцает столь же объективно, как он смотрит на картину в музее. Если на картине изображен печальный, исполненный горя человек, мы смотрим на него все же объективно. Мы можем сочувствовать его скорби, но непосредственно той боли, которую испытывал тот человек, не ощущаем. Так и с картинами на том полотне, которое мы созерцаем сразу после смерти: оно разворачивается перед нами, и в поразительные, ибо очень короткие, промежутки времени мы видим все, что случилось с нами в жизни вплоть до мельчайших подробностей.

 

 

Как правило, отделение физического тела от эфирного во время жизни обычно имеет место только у посвященных. Однако бывают такие мгновения, когда эфирное тело словно рывком отделяется от тела физического. Это случается, если человек испытывает глубокий испуг - например, когда падает с высоты или тонет.

 

Сильнейший шок делает в такие моменты возможным своеобразное отделение эфирного тела от физического. Последствием этого является то, что в такое мгновение вся прежняя жизнь встает словно воспоминанием перед душевным взором человека. Здесь мы имеем аналогию с тем, что происходит после смерти.

 

 

Случаются и частичные отделения эфирного тела от физического, когда какой-нибудь орган затекает. Если, к примеру, онемела рука, ясновидящий может наблюдать, как эфирная часть, соответствующая руке, обвисает словно перчатка. Точно так же "обвисают" части эфирного мозга, когда человека находится в состоянии гипноза. Из-за того, что эфирное тело сопряжено с физическим крохотными точками, в онемевшем члене возникает известное чувство покалывания.

 

 

По истечении времени, когда эфирное тело остается связанным с астральным, при том, что оба они отделились от физического, наступает момент, когда астральное тело вместе со всем, что составляет высшие члены, отделяется и от эфирного тела. Когда отделяется эфирное тело, полотно воспоминаний гаснет. Но у человека остается нечто от этого, теряется не все. То, что можно было бы назвать эфирной, или жизненной, субстанцией, растворяется в мировом эфире, но остается некая эссенция, которая уже не покинет человека на его дальнейшем жизненном пути. Человек берет ее с собой как некий экстракт из полотна своей земной жизни и переносит в следующие воплощения, даже если потом не может вспомнить об этом. То, что образуется из этого экстракта воспоминаний, конкретно-реально называют телом причинности. Каждая земная жизнь добавляет новую страницу к книге жизни. Это умножает жизненную эссенцию и способствует тому, чтобы - если только прошлые жизни были плодотворны - следующая жизнь развивалась соответственным образом. В этом причина того, что человеческая жизнь может быть богаче или беднее талантами, способностями и т. д.

 

 

Чтобы понять жизнь астрального тела после его отделения от тела эфирного, мы должны рассмотреть условия физического мира. В физическом теле именно астральное тело является тем, что радуется, страдает, удовлетворяет свои вожделения, влечения и желания при помощи органов физического тела. После смерти астральное тело лишается этих орудий. Любитель вкусно поесть не может больше удовлетворять свою страсть к вкусным вещам, ибо у него нет теперь языка, он отнят вместе с физическим телом. Но вожделение у человека остается, ведь оно связано с астральным телом, и в этом причина жгучей жажды, которую испытывает человек во время камалоки. "Кама" означает "вожделение", "желание"; "лока" должно значить "место", но в действительности это не место, а состояние.

 

 

Кто еще в период физической жизни "перерос" свое физическое тело, тот сокращает время своей камалоки. Истинное перерастание происходит тогда, когда мы восхищаемся прекрасными предметами, гармонией. Это уже здесь, на земле, выводит нас из чувственного мира. Чувственно-материалистическое искусство ведет к тому, что состояние "камалока" проходит труднее, а духовное искусство, наоборот, облегчает это состояние. Всякое благородное, проникнутое духом желание сокращает ка-малоку. Поэтому мы уже здесь должны отвыкать от тех желаний и вожделений, которые могут быть удовлетворены только при помощи чувственных орудий. Время камалоки - это ведь именно время отвыкания от чувственных желаний и влечений. Это время длится приблизительно треть человеческой жизни. Есть нечто необычное в переживании этого времени. Человек действительно начинает проживать всю свою жизнь заново. Если сразу после смерти перед ним вставала картина, лишенная радости и страдания, то теперь он действительно чувствует все радости и страдания еще раз, причем наоборот, то есть все радости и страдания, причиненные им другим людям, он должен на этот раз испытывать сам. Это не связано с законом кармы.

 

 

Возвратное проживание начинается с последнего события перед смертью и с утроенной быстротой идет вспять, к моменту рождения. Когда человек доходит в своих воспоминаниях до этого момента, та часть астрального тела, над которой совершало работу и которую преобразовывало "я", приобщается к телу причинности, а все то, что человек не обработал, отпадает словно тень или привидение. Это астральный труп человека. Теперь человек освободился от физического, эфирного и также астрального трупов. Отныне он переживает новые состояния, состояния Девахана. Девахан - вокруг нас точно так же, как и астральный мир.

 

 

Когда человек прожил свою жизнь вспять от смерти к детству, когда он таким образом освободился от трех трупов, он достиг того состояния, на которое Библия таинственно указывает словами: "...если <...> не будете как дети, не войдете в Царство Небесное". Девахан, духовный мир, - это и есть Царствие Небесное в христианском смысле.

 

 

Теперь мы должны описать собственно мир деваха-на. Этот мир столь же разнообразен и так же разделен на множество составляющих, как и наш. Как у нас в физическом мире есть континенты, воды, омывающие сушу, затем воздух, а кроме этого, более тонкие состояния, так и в духовном царстве, в Девахане, есть подобное членение. По аналогии с отношениями, существующими на земле, тем вещам, которые мы находим в Девахане, даны подобные имена.

 

 

Прежде всего, там есть область, которую можно сравнить с физической сушей. Это континентальная область Девахана. Там мы находим в виде духовных существ все, что здесь, на земле, является физическим. Представим себе, к примеру, физического человека. Деваха-ническому созерцанию он предстает так: все, что воспринимают физические чувства, исчезает, зато нечто вспыхивает там, где у физического человека ничего нет. Вокруг человека появляются блеск и свечение. В центре, где находится физическое тело, остается пустое пространство, как тень фигуры, полый негатив. Животное и человек, созерцаемые таким образом, предстают словно негативы. Кровь становится дополнительного цвета, делается зеленоватой. Все физические образования там наверху являются определенными прообразами.

 

 

Вторая область, которая, однако, не отграничена от первой в виде новой ступени, есть морская, или океаническая, область Девахана. Девахан прямо-таки пронизывает правильными течениями не вода, а некая своеобразная субстанция. По своему цвету она сравнима с только что раскрывшимся весною цветком персика. То, что струится по всему Девахану, есть жидкая, текучая жизнь. Все, что здесь внизу разделено между отдельными людьми и животными, там наверху присутствует как некая стихия, подобная воде. Можно сравнить это с распределением крови по человеческому телу.

 

 

Третью область можно охарактеризовать лучше всего, если сказать, что в ней в качестве внешнего мира присутствует все, что живет здесь внутри существ - все их переживания, чувства, радость и горе, счастье и боль. Например, на земле происходит сражение. Орудия, ружья и так далее - все это присутствует в физическом плане. Но в душе участников сражения присутствуют взаимное чувство мести, боль, страсти. Два войска противостоят друг другу, обуянные массой полярных страстей. Если все это представить себе во внешнем выражении - это как раз та картина, которая предстает в плане дева-хана. Там видно все то, что происходит здесь, на поле битвы, словно разразилась некая плодотворная гроза. Это атмосфера, это воздух Девахана. Как нашу землю окружает воздушная оболочка, так там подобно атмосфере распространены все те чувства, которые имеют место здесь, в физическом плане, независимо от того, проявляются ли они физически, или нет.

 

 

Четвертая область Девахана содержит первоформы, причины всего того оригинального, нового, что было сделано здесь, на земле. Если мы посмотрим вокруг, если мы исследуем происходящее в физическом мире, то обнаружим, что чаще всего внутренние процессы бывают причинно обусловлены извне. Нас радуют цветок или животное, и без цветка или животного мы бы не испытали этой радости. Но есть и такие процессы,.которые не вызваны внешними причинами. Новая мысль, произведение искусства, новая машина приносят в мир нечто такое, чего там еще не было. На всех этих поприщах имеют место оригинальные свершения, Если бы в мир не привносилось ничего нового, человечество не двигалось бы вперед. Особенно оригинальные вещи, подаренные миру великими художниками и изобретателями, стоят лишь на ступеньку выше, чем всякое иное самобытное действие, даже самое незначительное. Важно, чтобы внутренне состоялось нечто новое. И даже для самых незначительных оригинальных действий в Девахане уже присутствуют образцы. Все это уже предначертано там, наверху. То нестандартное, что совершает человек, присутствует там еще до его рождения.

 

 

Итак, мы находим в Девахане четыре области, которым в физическом плане соответствуют земля, вода, воздух и огонь: континентальная область как твердая кора Девахана (конечно, в духовном смысле); затем морская область, соответствующая нашим океанам; воздушная область, где текут страсти - здесь есть и прекрасное, и бурное, - и, наконец, то, что проникает все: мир прообразов. Все волевые импульсы и оригинальные идеи существ, вернувшихся в физический мир, должны быть сначала пережиты и внутренне пройдены душой для того, чтобы она могла собрать новые силы для новой жизни.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.