Здавалка
Главная | Обратная связь

Человек вне общества - или бог, или зверь.



Аристотель.

Выше (по иерархии) идут вторичные. В отличие от Маслоу, самоактуализацию я в эту часть не включаю. Напомню, сюда входят потребности в принадлежности к группе, любви, привязанности, уважение и самоуважение. Обращаю ваше внимание, что все эти потребности направлены на взаимодействие с другими людьми, а если шире, то с другими формами жизни. Это все составляет социальные потребности человека. Именно все. Ни одна из них без взаимодействия с другими людьми нормально не удовлетворяется. Этот пласт составляет коллективную сущность человека. Истинной индивидуальности на этом уровне нет. Различие же во внешних формах, как сейчас модно называть «отличаться от других», всего лишь псевдо-индивидуальность.

Как и в случае с первичными, вторичные потребности проистекают с уровня инстинктов. Но в отличие от первичных, в формировании итоговой мотивации активно участвуют другие структуры психики, в частности очень сильно влияние «сверх-я». В некотором смысле вторичные потребности являются надстройкой над первичными мотивами. Можно сказать, что таким образом определенные первичные потребности удовлетворяются посредством взаимодействия c другими людьми.

Формируется эта надстройка уже при жизни, в рамках той самой социализации. И поскольку жизнь и воспитание у разных людей разная, поэтому и надстройки разные. Основа потребностей одна, а конкретные потребности и способы их удовлетворения разные. Сходным почти для всех людей будет то, что эти потребности у них активированы. Это значит, что их жизнь очень активно завязано на удовлетворение вторичных потребностей, а следовательно на тесный контакт с другими людьми. Лесников и полярников-одиночек мы учитывать не будем.

Во вторичные потребности проецируются все 3 базовые инстинкта, но основополагающими будут сексуальный и превосходства. Сексуальный проецируется больше в 3 уровень пирамиды Маслоу - привязанность, любовь, принадлежность. Инстинкт превосходства в 4 уровень - уважение и самоуважение. Расписывать подробно работу и формы социального пласта сейчас не буду. Я думаю, в общем виде понятно, куда они направлены. Подробно я напишу в отдельной главе.

Инстинкт самосохранения (в части безопасности) с одной стороны играет тормозящую и искажающую роль. Именно через него и работает «сверх-я», запуская страх, стыд или чувство вины, тормозя и перехватывая первичную мотивацию для обработки. Часто процессы настолько быстрые, что негативные эмоции практически не осознаются. Именно этим объясняется распространенный феномен, когда человек хотел сделать, испугался и не сделал, а объясняет не страхом (который действительно не ощутил), а «не очень то и хотелось» или типа того.

Но с другой стороны, энергия ИС также сама по себе может проецироваться в различные суррогатные формы удовлетворения вторичных потребностей. Современное воспитание настроено таким образом, что большинство людей по нормальному удовлетворять эти потребности не умеет. Все это выливается в гротескные формы. Зависимость от чужого мнения - страх, что если ты не оправдаешь чьи-то ожидания, то тебя или накажут или не будут любить и уважать. Метод «нагнать страху, чтобы уважали» - вроде инстинкт превосходства в форме стремления к уважению, но на самом деле страх неуважения. Спортивный секс у самцов - вроде сексуальность, а реально страх быть невостребованным + страх неуважения других самцов. Романтизация, или наоборот отрицание любви - страх быть не_любимым в обоих случаях. Сюда же попадает самоутверждение через внешнюю атрибутику, связанную с деньгами и статусом. Все это «кривые» каналы удовлетворения. Но социуму такие кривые варианты полезны тем, что получаются «тараканьи бега» с вполне предсказуемым «бараньим» поведением.

Стоит отдельно затронуть два отдельных слоя потребностей - познавательный и эстетический. Они действительно стоят несколько особняком. Да и сам Маслоу описывает их тоже несколько размыто. Изучены они намного слабее, чем остальные вторичные. Они гораздо слабее представлены в массах и намного больше ассортимент форм удовлетворения. Поэтому их труднее отслеживать научными методами. На первый взгляд кажется, что они не имеют прямого отношения к социальным потребностям, а скорее к сложным индивидуальным. Но я все же склонен считать их вторичными и соответственно тоже социальными. Хотя направленность на людей здесь будет не прямой, а косвенной.

Познание так или иначе связанно с людьми и в отрыве от социума практически теряет смысл. Эстетика тесно пересекается с понятием красоты. А красота в природе отражает порядок - как должно быть наиболее «правильно», естественная правильность. Эстетика также связана с социальной жизнью человека, хотя и в наименьшей степени по сравнению с другими вторичными потребностями. Возможно мои рассуждения не совсем соответствуют действительности. Тогда предлагаю считать эти 2 потребности пограничными - находящимися на стыке вторичного и третичного пластов потребностей. По большому счету достаточно просто знать их и учитывать.

Поскольку группа вторичных потребностей практически полностью социальная, то в моей системе векторов она примерно соответствует практическому вектору «межличностные взаимоотношения».

О Личностях.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.