Здавалка
Главная | Обратная связь

Полный цикл бизнеса.



Любой бизнес состоит из вложенных циклов. Это означает многократное повторение примерно одинаковой последовательности событий. Если последовательность происходит 1 раз, то это не бизнес. Возьмем например какого-нибудь Эйнштейна, целую жизнь разрабатывающего свою теорию относительности. В этом случае цикла незаметно. Делал Эйнштейн свой бизнес или нет? Его бизнес мог состоять в регулярном получение средств под обещание будущего крупного результата. Он мог продавать промежуточные результаты, а возможно только видимость или обещания результатов. Возможны и другие варианты циклов.

В самом общем виде полный цикл бизнеса состоит из следующих этапов.

· Производство идеи принципиально нового вида продукта и исследования.

· Производство образца.

· Производство технологии.

· Тиражирование.

· Продвижение продукта.

· Продажа.

· Потребление.

В каждом конкретном случае отдельные этапы могут следовать в другой последовательности, быть совмещены в одном процессе или некоторые вообще отсутствовать. Так у художника технология уже давно произведена в его навыках и все начинается с производства идеи его картины, являющейся одновременно и образцом и продуктом, т.е. тиражирование здесь отсутствует. Хотя будет вторая картина, третья и т.д. Тогда под выработкой идеи можно понимать становление его личного стиля, технологией будут его личные секреты, а образцами – только первые работы в серии.

В общем-то не важно как конкретно и в какой последовательности будут организованы описанные выше этапы. Достаточно пока понимать из каких циклов будет состоять ваш бизнес и какие из этих циклов являются ключевыми для успеха в современном мире. Также важно понять, что обязательно все циклы должны замыкаться, т.е. не должно быть разрывов.

Конец бизнес-цикла, как видно из последовательности, состоит в акте потребления. И несмотря на то, что со столь банальным утверждением никто не станет спорить, для многих «бизнесменов» их бизнес заканчивается на продаже. Получил бабло за товар и можно начинать новый цикл. А потребитель уж как-нибудь сам потребит, он ведь для этого и покупал, верно? Потребитель выведен из системы бизнеса вовне. Ну да-да, конечно же именно на потребителя направлены все усилия! Все по канонам Великих Западных Учителей, не извольте беспокоиться, как по-другому то? По-другому никак быть не может! Да только направлены эти усилия, чтобы продать, окучить, развести на покупку. А этот потребитель, вот ведь зараза, хочет не только потребить, но еще и довольным остаться. И для этого создания этого довольства придется совершать совершенно отдельные усилия, причем бесплатно для потребителя. А окупаются они только когда-то «потом» и посчитать окупаемость невозможно. Поэтому часто и игнорируют этот этап. Я, конечно сейчас утрирую, часто не все так плохо. Но обязательно задумайтесь – сколько и каких действий в вашей системе планируется (или уже делается) для сопровождения процесса потребления. Уже после того, как клиент заплатил и продукт отгружен.

Многие сейчас строят свой бизнес, продавая чужие наработки или товары. Тогда рождение идей, технологий и образцов не их забота. Об этих этапах я скажу ниже. Так вот, если отбросить верхние самые трудоемкие и долгосрочные этапы и пойти по популярному сейчас пути почти чистых продаж, то обнаружатся интересные феномены. Успех бизнеса в очень высокой степени зависит от эффективности в продвижении товара и эффективности в сопровождении потребления. И очень слабо зависит от тиражирования и самих продаж. По сути это чисто технические инфраструктурные акты, более-менее обеспечивающие замкнутый цикл и все. Единственное, что делает немного значимым сам акт продаж, так это непосредственное взаимодействие с покупателем, когда нужно не спугнуть его разными неудобствами. Произвести товар по готовой технологии легко, продвинуть его к потребителю через насыщенный рынок - тяжело. Совершить сделку (когда покупатель уже созрел) легко, сделать так, чтобы покупатель был доволен и пришел опять – тяжело. А если он сам не пришел или кому другому не посоветовал, значит цикл замкнут некачественно. В одних видах бизнеса еще можно как-то продержаться, а в других плохо замкнутые циклы смерти подобны. Чуть ниже будет понятнее.

Интересный вопрос возникает, когда торгуешь самыми типичными чужими товарами, например обычный розничный магазинчик. Товары как везде, тратя усилия на продвижение этих товаров, ты кому помогаешь? Понятно – владельцу той торговой марки, его бизнесу. Ну если он хоть платит за это, то еще ладно, а «за так» зачем? То же самое с удовольствием потребителя. Ну понравился ему «сникерс», он кому благодарен будет? Именно из этих соображений недальновидные владельцы мелких розничных точек концентрируют свои усилия на этапе продаж – ассортименте, ценах, скидках. И успешно сидят в жопе, ибо время чистого «купи-продай» уже ушло. Объективно говоря стратегии в таком бизнесе нет вообще. А стратегия могла бы начаться с понимания того, что их товар это не «сникерсы», а услуги по продвижению товара непосредственно потребителю. УСЛУГИ. Причем услуги в две стороны – владельцу бренда (через посредников) и розничным клиентам. А вот тут уже сразу появляется и свой продукт (2 вида услуг) и потребитель, которого можно делать довольным или недовольным. Кстати потребление услуги происходит не в момент пожирания батончика, а в момент нахождения клиента в магазине, именно этим он и должен остаться доволен. Логика разбиения свого проекта на этапы ясна?

Самые первые этапы, связанные с первичной разработкой, самые трудоемкие, капиталоемкие и длительные. В нашем быстром мире очень хочется начать получать прибыль в очень ближайшее время, а никак не через 2-3 года. Поэтому непосредственно в бизнес циклы не так часто попадает производство технологии или образца, и уж очень редко производство сложной технологии, разработка идеи и проведение сложных первичных исследований. Не путать исследования с услугами по маркетинговым, финансовым и другим исследованиям. Там никаких инноваций нет, все делают по уже избитым технологиям, т.е. это этап тиражирования. Возможен вопрос – «а вот я придумываю идею бизнеса, провожу кой-какие исследования, может даже придумываю технологию, первый образец товара уж точно буду производить – это куда?» Если только этими делами вы не собираетесь заниматься постоянно, то к разовым процессам. А сам бизнес будет состоять из других циклов, и успех будет определяться уже там. Вот если ваш бизнес будет построен на регулярном производстве новых технологий или вы будете генерировать идеи, а потом раскручивать и продавать новые бизнесы, вот тогда все первичные этапы будут в циклах.

Хоть я и написал «производство» идеи принципиально нового вида продукта, это редко бывает производством. Чаще всего это спонтанный творческий акт, не поддающийся контролю. На такой креатив способны довольно мало людей, ведь нужен не любой бред, а реальная идея. Можно конечно набить целый отдел креативщиков и уже регулярно получать рабочие идеи. Но сколько это стоит и кто может себе такое «технологическое творчество» позволить, думаю понятно. К тому же родить идею мало, надо еще ее всесторонне исследовать и разработать в деталях. А это еще дороже. Так что постоянно заниматься такими вещами могут лишь специальные (от природы) люди, монстры бизнеса или государственные конторы.

С технологиями похожая история – трудоемко, дорого и долго. Хотя есть один вариант – можно существенно улучшить уже существующую технологию – результат тот же, а затраты ниже. Большая часть исследований сразу отпадает, с маркетингом все ясно и т.д. Но все-таки постоянно генерить новые технологии вряд ли получится, это тоже удел крупной рыбы.

А вот с производством образца совсем другая картина. Если вы собираетесь заниматься серьезным бизнесом, а значит заниматься долго, а значит у вас будет стратегия развития – то производством новых образцов вам придется заниматься либо регулярно, либо постоянно. Если вы работаете на рынке услуг высокого уровня для элиты, то каждый раз будет штучный продукт, каждый раз новый образец. Попытавшись свести услуги к типовому процессу (тиражирование), вы будете вскорости слиты с элитного рынка. Исключение составляют монополии, но это уже совсем другая история.

В общем ладно, не буду рассуждать о необходимости новизны, об этом еще начитаетесь много раз. Только вот еще – расширение ассортимента чужих товаров не является новым образцом. Новым образцом в вашем бизнесе будет только новое в том, что является именно вашим продуктом. Как в случае с розничным магазином, новый отдел, новый сервис в магазине или новый вид продвижения товаров, который можно предоставить поставщикам. Сами вы будете делать образец или закажете его производство вопрос отдельный. Важно, чтобы этот этап обязательно был в полном цикле бизнеса.

Резюме по данной части. Стратегические усилия должны концентрироваться: обязательно - в области продвижения продукта, обеспечении комфортного потребления, оправдании ожиданий после потребления и производстве новых образцов. В отдельных видах бизнеса – в области производства технологий, редко – в области производства идей и исследований. Процессы тиражирования и продаж являются инфраструктурными связующими звеньями, не более. Дополнительная стоимость тут практически не создается (за исключением сложных высокотехнологичных видов производства), а уж прибыль и подавно. Их стоит довести до состояния «чтоб не мешали важным процессам», оптимизировать по затратам и все. А с производством (сложное тиражирование) вообще лучше не связываться, это такая головная боль, вы даже не представляете. Закажите и вам сделают. Стандартное сейчас все делают, только заказывай и плати. А вот за творчество или эксклюзив сдерут 10 шкур, или фуфло сделают.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.