Работник типа У: у него существует естественная потребность к работе, он стремится к ответственности, инициативен.
Человека нужно побуждать к работе, а не принуждать. Теория У. Оучн - теория Z. Эта теория разработана в 1981 году на основе японского опыта управления и считается продолжением теории Х-У Д. Макгрегора. У. Оучи считал, что человек не относится ни к типу X, ни к типу У, а относится к типу Z, то есть в зависимости от производственной ситуации он ведет себя или X, или как У. Исходным положением этой теории выступает человек как основа любой организации, и именно от него зависит успех организации. Теория трудовых установок А. Гастева является отражениемэнтузиазма советских людей в то время (социалистическое социалистическое соревновние, лозунги, досрочное выполнение плана и т. д.). Для использования этой теории в практике должны быть созданы мотивы, аппелирующие к таким высшим человеческим характеристикам, как долг, совесть, дух соревнования. Мотивационный процессможно представить в виде шести стадий; возникновение потребностей, поиск путей их устранения (удовлетворение, подавление, игнорирование), определение целей действия, осуществление действия, получение вознаграждения за осуществление действия, устранение потребности. Схема мотивационного процесса включает в себя 1. анализ ситуации: - определение места сложившейся ситуации (рабочее место); - определение участников ситуации; 2. определение проблемы: - формулирование существующей проблемы; - выявление причин и мотивов; 3. постановку целей мотивации; 4. планирование метизации работника: - выявление потребностей работника; - определение иерархии потребностей; - анализ изменения потребностей; - анализ взаимосвязи между потребностями и стимулами- - планирование стратегии и целей мотивации; - выбор конкретного способа мотивации; - стратегия, способ мотивации; 5. осуществление мотивации: - создание необходимых условий, отвечающих потребностях' - обеспечение вознаграждения за результаты; - создание уверенности в возможности достижения цели' - создание впечатления от ценности вознаграждения; 6. управление мотивацией: - контроль за ходом мотивационного процесса; - сравнение полученных результатов с запланированными; - коррекция стимулов. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента Формирование и развитие личности, деятельность отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой сложно организованное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные разнообразные, более или менее устойчивые общности, называемые группами. Группы подразделяют на большие и малые. Большие группы, в свою очередь, классифицируют на реальные (контактные) и условные (номинальные). Реальные (контактные) большие группы образуют социальную общность, которая включает значительное число людей и существует в общем пространстве и времени. К подобного рода группам, например, относится трудовой коллектив предприятия или педагогический коллектив университета, где многие рабочие или преподаватели не находятся в непосредственной взаимосвязи друг с другом, но при этом подчиняются одним и тем же руководителям, придерживаются общих для всех правил внутреннего распорядка и т. д. Условные (номинальные) большие группы выделяют и объединяют на основе некоторых признаков (половых, национальных, возрастных и др.). Люди, которые оказываются включенными в большую условную группу, могут никогда не встречаться друг с другом, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики. Малые группы представляют собой контактные общности, связанные взаимодействием входящих в них индивидуумов и реальными взаимоотношениями между ними. Малая, или рабочая, группа является важнейшей частью любой организации. Примерами таких групп могут быть производственные бригады, различные комитеты и комиссии, экипажи самолетов, бригады хирургов и т. д. Малые группы могут быть формальными (официальными), имеющими определенную, нормативно закрепленную организационную структуру, юридически фиксированные права и обязанности, назначенное или избранное руководство. Формальные группы создаются для решения конкретных задач. В условиях общественного разделения труда эти группы связаны социально заданной деятельностью. Руководство создает формальные группы по своей воле для организации производственного процесса, когда производит разделение труда по горизонтали (на подразделения) и по вертикали (на уровни управления). Как бы малы ни были эти группы, они являются формальными организациями, чья первейшая функция по отношению к организации в целом состоит в выполнении конкретных задач и достижении определенных целей. В организации существует три основных типа формальных групп: командные (соподчиненные) группы руководителей, рабочие (целевые) группы и комитеты. Выделяют также неформальные (неофициальные) группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, симпатии, взаимопонимания, доверия и т. д.). Такие группы не являются организационной структурой, а возникают сами вследствие потребности людей в социальных контактах. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|