Здавалка
Главная | Обратная связь

Работник типа У: у него существует естественная потребность к работе, он стремится к ответственности, инициативен.



Человека нужно побуждать к работе, а не принуждать.

Теория У. Оучн - теория Z. Эта теория разработана в 1981 году на основе японского опыта управления и считается продолже­нием теории Х-У Д. Макгрегора. У. Оучи считал, что человек не относится ни к типу X, ни к типу У, а относится к типу Z, то есть в зависимости от производственной ситуации он ведет себя или X, или как У.

Исходным положением этой теории выступает человек как основа любой организации, и именно от него зависит успех организации.

Теория трудовых установок А. Гастева является отражениемэнтузиазма советских людей в то время (социалистическое социалистическое соревновние, лозунги, досрочное выполнение плана и т. д.). Для использования этой теории в практике должны быть созданы мотивы, аппелирующие к таким высшим человеческим характеристикам, как долг, совесть, дух соревнования.

Мотивационный процессможно представить в виде шести стадий; возникновение потребностей, поиск путей их устранения (удовлетворение, подавление, игнорирование), определение целей действия, осуществление действия, получение вознаграждения за осуществление действия, устранение потребности.

Схема мотивационного процесса включает в себя

1. анализ ситуации:

- определение места сложившейся ситуации (рабочее место);

- определение участников ситуации;

2. определение проблемы:

- формулирование существующей проблемы;

- выявление причин и мотивов;

3. постановку целей мотивации;

4. планирование метизации работника:

- выявление потребностей работника;

- определение иерархии потребностей;

- анализ изменения потребностей;

- анализ взаимосвязи между потребностями и стимулами-

- планирование стратегии и целей мотивации;

- выбор конкретного способа мотивации;

- стратегия, способ мотивации;

5. осуществление мотивации:

- создание необходимых условий, отвечающих потребностях'

- обеспечение вознаграждения за результаты;

- создание уверенности в возможности достижения цели'

- создание впечатления от ценности вознаграждения;

6. управление мотивацией:

- контроль за ходом мотивационного процесса;

- сравнение полученных результатов с запланированными;

- коррекция стимулов.

Динамика групп и лидерство в системе менеджмента

Формирование и развитие личности, деятельность отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой сложно организованное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные разнообразные, более или менее устойчивые общности, называемые группами.

Группы подразделяют на большие и малые.

Большие группы, в свою очередь, классифицируют на реальные (контактные) и условные (номинальные).

Реальные (контактные) большие группы образуют социальную общность, которая включает значительное число людей и существует в общем пространстве и времени. К подобного рода группам, например, относится трудовой коллектив предприятия или педагогический коллектив университета, где многие рабочие или преподаватели не находятся в непосредственной взаимосвязи друг с другом, но при этом подчиняются одним и тем же руководителям, придерживаются общих для всех правил внутреннего распорядка и т. д.

Условные (номинальные) большие группы выделяют и объединяют на основе некоторых признаков (половых, национальных, возрастных и др.). Люди, которые оказываются включенными в большую условную группу, могут никогда не встречаться друг с другом, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики.

Малые группы представляют собой контактные общности, связанные взаимодействием входящих в них индивидуумов и реальными взаимоотношениями между ними. Малая, или рабочая, группа является важнейшей частью любой организации. Примерами таких групп могут быть производственные бригады, различные комитеты и комиссии, экипажи самолетов, бригады хирургов и т. д.

Малые группы могут быть формальными (официальными), имеющими определенную, нормативно закрепленную организационную структуру, юридически фиксированные права и обязанности, назначенное или избранное руководство. Формальные группы создаются для решения конкретных задач. В условиях общественного разделения труда эти группы связаны социально заданной деятельностью.

Руководство создает формальные группы по своей воле для организации производственного процесса, когда производит разделение труда по горизонтали (на подразделения) и по вертикали (на уровни управления). Как бы малы ни были эти группы, они являются формальными организациями, чья первейшая функция по отношению к организации в целом состоит в выполнении конкретных задач и достижении определенных целей. В организации существует три основных типа формальных групп: командные (соподчиненные) группы руководителей, рабочие (целевые) группы и комитеты.

Выделяют также неформальные (неофициальные) группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, симпатии, взаимопонимания, доверия и т. д.). Такие группы не являются организационной структурой, а возникают сами вследствие потребности людей в социальных контактах.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.