Здавалка
Главная | Обратная связь

Экономика Полесского экономического района.



В этот экономический район входят: Волынская, Ровенская, Житомирская и Черниговская области с территорией 102,1 тыс.км2. Расположение района географически выгодное: граничит с Белоруссией, Польшей, Россией и др. Численность населения – 10 % относительно населения Украины, трудовые ресурсы – 9,5 %, основные производственные фонды – 7,7 %, инвестиции в основной капитал – 5,6 %, продукция промышленности – 4,7 %, с/х – 14,3 %. Приведенные показатели этого района характеризуют его как аграрно-индустриальный комплекс. На экспорт поставляется товаров – 3,4 %, импорт составляет – 5,1 %. Плотность населения низкая в пределах от 41 чел./км2 до 59 чел./км2 в Ровенской области.

Природно-климатические и социально-экономические условия определили специализацию Полесского района и аграрно-промышленную его ориентацию. Это, прежде всего, пищевая, лёгкая промышленность, приборостроение, автомобилестроение, выпуск пожарного оборудования, с/х машин, химия и нефтехимия, производство минеральных удобрений, электроэнергетика, лесодеревообработка, добыча угля, торфа, нефти и газа, добыча титановой руды. Если проанализировать потенциал ресурсов по структуре, то следует отметить, что минеральных ресурсов в районе явно недостаточно. Так, например, в Волынской области -1 %, Ровенской – 5 %, Житомирской – 5,5 %, Черниговской – 10,8 %.

Этот экономический район богат земельными ресурсами: в Волынской области – 55,2 %, Ровенской – 55 %, Житомирской – 59,8 %, Черниговской – 59,1 %. Достаточно высокий уровень лесных ресурсов, особенно, в Волынской области – 16,2 %, Ровенской – 16,1 %, Житомирской – 12,6 %, Черниговской – 6,7 %. Характеризуя трудовые ресурсы района, а это по отношению к Украине – 9,8 %, следует отметить, что большое количество населения работает за рубежом вследствие экономического кризиса, техногенной катастрофы на Чернобыльской атомной станции и последующих мер по её закрытию. В целом численность занятых в Житомирской, Волынской и Ровенской областях резко сокращается.

Если рассматривать территориальную структуру Полесского экономического района относительно всей страны, то энергетика составляет – 7%, промышленность – 4,7%, топливная – 7,2%, химическая и нефтехимическая – 7,8% (в основном за счёт Черниговской области), машиностроение – 5,3%, деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность – 22%, пищевая – 14,9%. Если рассматривать отраслевую структуру промышленности в этом районе, то следует отметить энергетику – 18,1%, топливную – 15,3%, машиностроение и металлообработка – 14,7%, пищевую промышленность – 55,1%, остальные виды от 1% до 6%.

В Полесском экономическом районе важную роль в экономике играет сельское хозяйство и связанные с ним отрасли – пищевая, лёгкая и отрасли обслуживающие АПК.

В структуре посевных площадей доминирующее положение занимают зерновые культуры - 45,3%, производство сахарной свеклы – 12,5%, картофель – 23,2%, овощи – 3,1%, мясо – 13,9%, молоко – 17%.

Характеризуя транспортный комплекс, следует отметить, что через этот регион проходят важнейшие железнодорожные и автомобильные дороги, в том числе и международные транспортные коридоры: Россия – Украина – Польша, Украина – Беларусь, Киев – Нежин – Конотоп и др.

Во внешнеэкономической деятельности район выглядит слабо. Сальдо экспортно – импортных операций отрицательное. В экспортных операциях больше всех участвует Черниговская, Житомирская области.

В социальной сфере район, по данным 2010 года, выглядит следующим образом: уровень торговли – 8,5 %, платные услуги – 6,9 %, бытовые услуги – 10,3 %, образование: по количеству учебных заведений и количеству студентов в пределах 10 %, за исключением высших учебных заведений III–IV аккредитации – 0,3 %, студентов – 0,1 %. По доходам – 6,6 %, затратам – 6,7 %.

Проблемы, перспективы развития и размещения производительных сил района:

- главная проблема для этого района – это ликвидация последствия Чернобыльской катастрофы;

- обеспечение социально-экономического выравнивания внутри района;

- переход от экстенсивного типа расширенного воспроизводства к интенсивному;

- обеспечение реструктуризации экономики, создание новых рабочих мест, осуществление конверсии;

- развитие транспортной системы, особенно международных транспортных коридоров;

- создание свободных экономических зон (СЭЗ) по примеру “Интерпорт-Ковель”;

- ускорение темпов развития социальной сферы и её инфраструктуры.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.