Здавалка
Главная | Обратная связь

Экологическое право и его основные источники.



 

Экологическое право — совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) от­ношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охра­ны окружающей природной среды, предупреждения вредных эколо­гических последствий, оздоровления и улучшения качества окружаю­щей человека природной среды. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.

Источниками экологического права, образующими экологиче­ское законодательство Российской Федерации, являются следующие правовые документы:

1) Конституция РФ;

2) законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды;

3) указы и распоряжения Президента РФ и постановления Прави­тельства РФ;

4) нормативные акты министерств и ведомств;

5) нормативные решения органов местного самоуправления.

1. Конституция Российской Федерации (1993 г.) провозглаша­ет права граждан на землю и другие природные ресурсы, на благо­приятную окружающую среду (экологическую безопасность), на воз­мещение ущерба, причиненного его здоровью, на участие в экологи­ческих организациях и общественных движениях, на получение инфор­мации о состояние окружающей природной среды и мерах по ее охране. Одновременно Конституция РФ устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодатель­ства, принимать участие в охране окружающей природной среды, по­вышать уровень знаний о природе и экологическую культуру. Кон­ституция РФ также определяет организационные и контрольные фун­кции высших и местных органов власти по рациональному использо­ванию и охране природных ресурсов.

2. Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей природной сре­ды.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) лежит в основе природоохранного законодательства РФ. Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации яв­ляются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воз­действия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучше­ния качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Настоящий закон охватывает все аспекты природопользования и охраны окружающей среды и нормы других законов в области охра­ны окружающей среды не должны противоречить Конституции РФ и Федеральному закону РФ «Об охране окружающей среды».

Закон включает 16 глав: общие положения (гл. I); основы управле­ния в области охраны окружающей среды (гл. II); права и обязаннос­ти граждан, общественных и иных некоммерческих организаций (гл. III); экономическое регулирование (гл. IV); нормирование (гл. V); оцен­ка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза (гл. VI); требования в области охраны окружающей среды при осуще­ствлении хозяйственной и иной деятельности (гл. VII); зоны экологи­ческого бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций (гл. VIII); природные объекты, находящиеся под особой охраной (гл. IX); государствен­ный мониторинг окружающей среды (гл. X); контроль в области ох­раны окружающей среды (экологический контроль) (гл. XI); науч­ные исследования (гл. XII); основы формирования экологической культуры (гл. XIII); ответственность за нарушение законодательства (гл. XIV); международное сотрудничество (гл. XV); заключительные положения (гл. XVI).

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.) ре­гулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Феде­рации на благоприятную окружающую среду посредством предуп­реждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельнос­ти на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов Российской Федера­ции на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охра­ны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (см. также раздел «Экологическая экспертиза»).

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных терри­ториях» (1995 г.) регулирует отношения в области организации, охра­ны и использования особо охраняемых природных территорий в це­лях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объек­тов, достопримечательных природных образований, объектов расти­тельного и животного мира, их генетического фонда, изучения есте­ственных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состо­яния, экологического воспитания населения (см. также раздел «Осо­бо охраняемые природные территории»).

Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.) уста­навливает правовые основы охраны атмосферного воздуха. Атмос­ферный воздух является жизненно важным компонентом окружаю­щей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания челове­ка, растений и животных. Важнейшими общими мероприятиями охра­ны воздушного бассейна названы установление нормативов предель­но допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых выбро­сов (ПДВ), а также платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

Закон РФ «О радиационной безопасности населения» (1995 г.) определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасно­сти населения в целях охраны его здоровья. Он провозглашает прин­цип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизиру­ющих излучений. В случае радиационной аварии Закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Законом уста­навливается также компенсация за повышенный риск, связанный с про­живанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучше­ния социально-бытовых условий населения и др.

Закон РФ «Об отходах производства и потребления» (1998 г.) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовле­чения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополни­тельных источников сырья.

контроль) (гл. XI); науч­ные исследования (гл. XII); основы формирования экологической культуры (гл. XIII); ответственность за нарушение законодательства (гл. XIV); международное сотрудничество (гл. XV); заключительные положения (гл. XVI).

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.) ре­гулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Феде­рации на благоприятную окружающую среду посредством предуп­реждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельнос­ти на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов Российской Федера­ции на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охра­ны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (см. также раздел «Экологическая экспертиза»).

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных терри­ториях» (1995 г.) регулирует отношения в области организации, охра­ны и использования особо охраняемых природных территорий в це­лях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объек­тов, достопримечательных природных образований, объектов расти­тельного и животного мира, их генетического фонда, изучения есте­ственных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состо­яния, экологического воспитания населения (см. также раздел «Осо­бо охраняемые природные территории»).

Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.) уста­навливает правовые основы охраны атмосферного воздуха. Атмос­ферный воздух является жизненно важным компонентом окружаю­щей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания челове­ка, растений и животных. Важнейшими общими мероприятиями охра­ны воздушного бассейна названы установление нормативов предель­но допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых выбро­сов (ПДВ), а также платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

Закон РФ «О радиационной безопасности населения» (1995 г.) определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасно­сти населения в целях охраны его здоровья. Он провозглашает прин­цип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизиру­ющих излучений. В случае радиационной аварии Закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Законом уста­навливается также компенсация за повышенный риск, связанный с про­живанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучше­ния социально-бытовых условий населения и др.

Закон РФ «Об отходах производства и потребления» (1998 г.) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовле­чения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополни­тельных источников сырья.

3. Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ затрагивают широкий круг экологических воп­росов. Например, Указ о федеральных природных ресурсах (1993 г.) или Указ о концепции перехода Российской Федерации к устойчиво­му развитию (1996 г.).

4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инст­рукций, приказов и т.д. Они являются обязательными для других мини­стерств и ведомств, физических и юридических лиц.

5. Нормативные решения органов местного самоуправле­ния (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизи­руют действующие нормативно-правовые акты в области охраны ок­ружающей природной среды.

Государственные органы охраны окружающей среды

Государственные органы управления и контроля в области охра­ны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенция относятся Пре­зидент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов феде­рации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные на­правления природоохранной политики, утверждают экологические про­граммы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции, и т.д. Наря­ду с охраной окружающей природной среды государственные орга­ны этой категории ведают и другими экологическими вопросами, вхо­дящих в круг их полномочий.

Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.

Комплексные органы выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. Деятельность требует специальной организа­ции. Для этого необходим независимый от интересов отдельных орга­низаций и отраслей хозяйства орган, способный управлять природо­пользованием как единым комплексом. В нашей стране впервые та­кой орган был создан в 1988 г. — Государственный комитет по охра­не природы СССР, в 1991 г. — Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР, впоследствии переименованное в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов России. В 2000 г. функции по рационализации природопользования и охране окружаю­щей среды переданы Министерству природных ресурсов РФ. То есть функция использования природы и ее охрана, к сожалению, вновь со­средоточились в одном органе. В условиях доминирования в стране экономических приоритетов над экологическими такая ситуация пред­ставляется крайне нежелательной.

Главными задачами указанного министерства в области рацио­нального природопользования и охраны природы являются: контроль за использованием и охраной всех природных ресурсов; разработка предложений по рационализации природопользования; утверждение стандартов и правил природопользования, обязательных для всех ос­тальных министерств и ведомств, и контроль за их соблюдением; ру­ководство заповедным делом и ведение общегосударственной Крас­ной книги; распространение экологических знаний среди населения; государственная экологическая экспертиза всех крупных строек и проектов; организация экологического мониторинга и др. К комплексным органам управления относятся также:

— Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ (Санэпиднадзор РФ) — координатор деятельности всех ведомств и организаций в области санитарной охраны через систему территориальных ор­ганов (санэпидстанций и инспекций);

— Федеральная служба России по гидрометеорологии и монито­рингу окружающей среды (Росгидромет) — осуществляет эколо­гический контроль за состоянием окружающей природной среды, информирует население об изменениях в окружающей среде с помощью широкой сети наблюдательных пунктов и др.;

— Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычай­ных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) — обеспечивает безопасность людей в условиях экстре­мальной ситуации, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.

Отраслевые органы (Роскомзем, Рослесхоз, Госкомрыболов- ство, Минсельхоз России) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов.

Функциональные органы выполняют одну или несколько род­ственных функций в отношении природных объектов: Минатом России (обеспечение ядерной и радиационной безопасности); Госгортехнад- зор России (контроль за использованием недр); Минздрав России (са­нитарно-эпидемиологический контроль) МВД России (охрана атмос­ферного воздуха от загрязнения транспортными средствами, сани- тарно-экологическая служба муниципальной милиции).

В настоящее время загрязнение среды и нарушение экологиче­ского равновесия приобрело глобальные масштабы. В связи с этим возникла неотложная необходимость международного сотрудниче­ства в целях предотвращения глобальной экологической катастрофы. Поэтому, помимо государственных существуют и международные органы управления природопользованием и охраной природы. Это Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Программа (комитет) ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемир­ный фонд дикой природы (ВВФ) и др.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.