Здавалка
Главная | Обратная связь

ЧЕТВЕРТЫЙ (ПРОДВИНУТЫЙ) КУРС



Недели Пранаяча Ступени Время в минутах
с 121 до 125 Сурья бхедана I 5
  Удджайи XII
  Вилома VIII
с 126 до 130 Чандра бхедана I
  Анулома IIIа
  Пратилома IIIa
  Вилома VIII
с 131 до 136 Анулома VIIa
  Нади содхана IIа
  Вилома VIII
с 137 до 142 Сурья бхедана II
  Нади содхана Iib
с 142 до 148 Чандра бхедана II
  Нади содхана Ib
с 149 до 155 Сурья бхедана III
  Анулома IIIb
  Пратилома IIIb
с 156 до 160 Чандра бхедана III
  Анулома VIIb
  Пратилома IIIa
  Нади содхана Iib 8 — 10
           

Важные ступени в четвертом курсе Анулома IIIb, Пратилома IIIb, сурья бхедана III, чандра бхедана III и нади содхана IIb.

c161 до 170 Повторите все важнейшие пранаямы предыдущих курсов.

 

ПЯТЫЙ (ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫЙ) КУРС

Недели Пранаяма Ступени Время в минутах
с 171 до 175 Нади содхана Ib 8 — 10
  Удджайи XIII
  Анулома VIIIa
с 176 до 180 Вилома IX
  Пратилома IVa
с 181 до 185 Нади содхана IIIa
  Анулома Vlllb
  Удджайи XII (лежа)
с 186 до 190 Сурья бхедана IV
  Нади содхана IIIb
  Удджайи II (лежа)
с 191 до 195 Чандра бхедана IV
  Иратилома IVb
  Вилома II (лежа) 8—10
с 196 до 200 Нади содхана IVa
  Нади содхана IVb
  Удджайи II (лежа)

Важные ступени в пятом курсе Сурья бхедана IV, чандра бхедана IV и нади содхана

 

НЕДЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Понедельник Нади с одхана Ib 15 — 20
  Удджайи XI 15—20
  Савасана  
Вторник Вилома V и VI 15—20
Сурья бхедана II и III 15—20  
  Савасана  
Среда Нади содхана IIb 15—20
  Анулома VIIb 15—20
  Савасана  
Четвер! Чандра бхедана II и III 15—20
  Пратилома IIIb 15—20
  Савасана  
Пятница Удджайи VIII
  Нади содхана IVb
  Савасана  
Суббота Вилома VII
  Нади содхана Ib
  Савасана  

После окончания главных пранаям перед ншвасаной в тече ние двух-трех минут может выполняться бхастрика При этом можно регулировать величину носовых проходов, но это не обязательно

Глоссарий

А — отрицательная частица, означающая «не», как в слове «ненасилие».

Абхайя (abhaya) — свобода от страха.

Абхинивеша (abhinivesa) — любовь к жизни и страх быть отсеченным от всего сущего смертью.

Абхьяса (abhyasa) — постоянное обучение и регулярная практика.

Авастха (a vast ha) — ступень или состояние ума.

Авидья (avidya) — неведение особенно в духовном смысле.

Авирати(avirati) — чувственность.

Агарбха дхьяна(agarbha dhyana) — гарбха означает плод (зародыш) Дхьяна означает — медитация Дхьяна — это седьмая ступень йоги, описанной Патанджали В медитации начинающему дается мантра (священное изречение или молитва), чтобы привести блуждающий ум к состоянию устойчивости и удержать его от мирских желаний. Это известно как сабиджа или сагарбха (са — с, вместе; биджа — семя; гарбха — зародыш) дхьяна. Сидение в медитации без произнесения мантры называют нирбиджа или агарбха дхьяна. Приставки «нир» и «а» означают отсутствие чего-либо, приставка «а» означает «без».

Агни (agni) — огонь или переваривающая способность.

Аджна чакра(ajna chakra) — нервное сплетение, расположенное между бровями, местопребывание власти (аджна — власть)

Ади Шеша(Adi Sesa) — первобытный змей, по преданию

имевший тысячу голов, обычно изображаемый как образующий ложе Вишну или поддерживающий вечный мир своей головой.

Адхама (adharaa) — самый низкий, наихудший Адхамадхама (adhamadhama) — нижайший из низкого Адхамамадхьяма (adhamamadhyama) — низшее из среднего Адхамоттама (adhamottama) — низшее из лучшего Адхара (adhara) — поддержка.

Акаша (akasa) — небо, эфир (как пятый элемент), свободное пространство.

Алабдха Бхумикатва(alabdha Bhumikatva) — неудача в достижении твердой основы или постоянства в практике, ощущение невозможности увидеть реальность.

Аламбуса нади(alambusa nadi) — название одной из нади — трубчатых органов тонкого тела, по которым течет энергия. Считается, что аламбуса соединяет рот и анус.

Аласья (alasya) — лень, медлительность, апатия.

Аманаскатва (amanaskatva) — цель йоги — постепенно сублимировать ум и интеллект Когда внутренние эмоциональные колебания ума устранены, появляется опыт состояния манолая (манас — ум, лая — погружение), где ум свободен от неустойчивости, растворен и слит с самостью, подобно реке, впадающей в море, достижение самоидентификации на эмоциональном уровне. Когда интеллект контролирует ситуацию и не позволяет вторгающимся мыслям беспокоить себя, испытывается состояние аманаскатвы — бытия без органа желаний или мыслей. Это состояние интеллектуальной ясности (Аманаскатва — состояние (тва) бытия без органа желаний или мыслей (аманас-ка)).

Анавастхитаттва (anavasthitattva) — невозможность продолжать практику, ощущение, что она больше не является необходимостью, когда ищущий верит, что достиг высшего состояния самадхи

Ананда (ananda) — счастье, радость, блаженство.

Анандамайя коша(anandamaya kosa) — оболочка (коша) блаженства (ананда), окружающая душу

Анахата чакра(anahata chakra) — нервное сплетение, расположенное в области сердца

Анна(anna) — пища (в широком смысле) Также пища — как представляющая низшую форму, в которой проявляется высшая душа

Аннамайя коша(annamaya kosa) — грубое материальное тело, стула (грубое) шарира (оболочка), которая поддерживается пищей, которая есть внешний покров, одеяние или оболочка души Это также и материальный мир, самая грубая или низшая форма, в которой Брахма рассматривается как проявляющий себя в мировом существовании

Антакарана(antahkarana) — сердце, душа, местопребывание мысли и чувства, мыслительная способность, ум, сознание (анта — последняя или высшая точка, окончательный предел; карана — орган чувств; инструмент или средство действия)

Антаратма(antaratma) —сокровенный дух или душа; неотъемлемый вьк ший дух или душа, пребывающая глубоко внутри человека

Ангаракумбхака (antara kumbhaka) — приостановка дыхания после полного вдоха

Ангара(antara) — внутреннее, скрытое, сокровенное Анубхавика джнана(anubhavika jnana) — знание (джнана), приобретенное опытом (анубхава)

Анулома пранаяма(anuloraa pranayama) — в анулома пранаяме вдох производится через обе ноздри, а выдох — попеременно через каждую ноздрю

Анулома(anuloma) — «ану» означает вместе, соединенное Анулома означает «по шерсти» (лома), по направлению волок на, по течению, в согласии В естественном порядке

Анусандхана(anusandhana) — тщательный осмотр, исследование, также — подходящая связь

Анустхана(anusthana) — регулярная духовная практика.

Апас(ар) — вода, один из пяти элементов творения

Алана вайю(арапа vayu) — один из видов жизненного воздуха (вайю), который движется в нижней части брюшной полости и контролирует функцию выведения мочи и фекалий

Апариграха (apangraha) — свобода от накопления и собиратель ства

Арамбхавасгха (arambhavastha) — состояние (-авастха) начинания (-арамбха) Это первая ступень пранаямы> упо мянутая в Шива Самхита

Арджуна (arjuna) — принц из рода Пандава, стрелок и герой эпоса Махабхарата

Ароха (aroha) — восхождение, возрастание, поднятие

Артха бхаванам(artha bhavanam) — чувство преданности или доверия, возникающее как результат размышления над смыслом (артха) нантры или имени Господа

Артха (artha) — значимость, смысл, важность Также благососто яние, как один из объектов человеческой деятельности

Асамсакта (acamsakta) — безразличие (-асакта) к похвале или оскорблению (-самс)

Асана (asana) — поза, третья ступень йоги Асат (asat) — несуществующее, нереальное Асмита (asmha) — эгоизм Астейя (asteya) — нестяжание Астхи (asthi) — кость

Атманджали мудра(atmanjali mudra) — складывание ладоней перед грудью — приветствие душе, пребывающей внутри

Aтмaxyти(atmahuti) —самопожертвование Атма джайя (atma java) — победа над собой Атма джнана (atma jnana) — познание себя, духовное знание, знание души или Высшего Духа Истинная мудрость Атма-сандхана (atma-sandhana) — личная культура Атманусандхана (atmanusandhana) - поиски самости Атма даршана (atma darsana) — видение (даршана) себя (Атма) как части Высшей Души Видение (даршана) Самости (Атма)

Атма (atma) — высшая душа или Брахман

Аумнамо Нарайянайя(aum namo Narayanaya) — поскольку слово «Аум» есть великая сила, рекомендуется «раз6авить» его мощь добавлением к нему имен божеств, таких как На-райяна или Шива, чтобы ищущий мог повторять его и уловить его истинный смысл

Аум (ашп) — подобно латинскому Опте (Амен), санскритское слово «Аум» означает «все» и выражает идею всеведения, присутствия во всех местах пространства и всемогущества.

Ахамкара (ahamkara) — эго или эгоизм; буквально «я — делатель», состояние, которое обеспечивает — «я знаю»

Ахимса (ahimsa) — ненасилие Слово имеет не просто негативное и ограничивающее значение «не-убийства» или «не-насилия», но также и позитивное и общее значение — «любовь, обнимающая все мироздание»

Ахути (ahuti) — жертвоприношение и подношение божеству, всякий торжественный обряд, сопутствующий жертвоприношению

Ачалата (achalata) — неподвижность Ачала (achala) — неподвижный

Ачит (achit) — не являющееся «чит» (чит — одушевляющий принцип жизни)

Ашва (asva) — конь

Ашвини мудра (asvini raudra) — сокращение мышц анального отверстия

Ашокавана (asokavana) — роща деревьев Ашока на Ланке, где король демонов Равана пленил Ситу, сохранившую преданность своему мужу Раме

Ашунья (asimya) —не (а) —пустота (шунья) Осуществлен-ность

Ашуньявасгха (asunyavastha) — состояние (авастха) ясности, когда интеллект полностью господствует и не позволяет вторгающимся мыслям вносить беспокойство

Аюрведа (ayurveda) — наука о здоровье или медицина

Аяма (ayama) — длина, протяженность, распространение Термин также передает идею самообладания, контроля и удерживания

Баддхаконасана(Baddha Konasana) — одна из поз, рекомендуемая для практики пранаямы или дхъяны

Бандха(bandha) — зависимость или узы Это означает позу, когда определенные органы или части тела сжимаются, сокращаются и контролируются

Бахья кумбхака(bahya kurabhaka) — приостановка дыхания после полного выдоха, когда легкие полностью опустошены

Биджа(bijaX— семя или зародыш

Биджа мантра(bija mantra) — в медитации повторение мантр иногда дается начинающему с целью привести его взволнованный ум к состоянию покоя и удержать его от мирских желаний Биджа мантра — это мистический слог со священной молитвой, повторяемой в уме во время пранаямы или дхъяны, и семя, посеянное таким образом в почву ума, порождает устремленность к единой цели

Бинду(bindu) — капля, маленькая частичка, точка

Брахман(brachman) — Высшая сущность, источник Вселенной, все наполняющий собой дух Вселенной

Брахмапури(brahmapuri) — город, обиталище (пури) Брахмана, человеческое тело

Брахмарандхра(brahmarandhra) — отверстие на макушке, через которое, как считают, душа покидает тело во время смерти

Брахмачарья(brahmacharya) — жизнь в целомудрии, религиозном обучении и самообуздании

Брахмавидья(brahma vidya) — знание Высшей Души

Брахма нади(brahma nadi) — другое название сушумна-нади, главного энергетического канала, проходящего через центр позвоночного столба Когда прана (энергия) входит в него, она приводит ищущего к Брахману, к окончательному блаженству Отсюда и название

Брахма(brahma) — Высшая сущность, творец

Будда(Buddha) — основатель Буддизма

Буддхи(buddhi) — интеллект, разум, способность к различению, рассудительность

Бхавана(bhavana) — чувство преданности или доверия

Бхаванам (bhavanam) — восприятие, доверие, понимание Бхава вайрагья (bhava vairagya) — отсутствие мирских желаний Бхага (bhaga) — наслаждение мирскими удовольствиями

Бхагавад-Гита (Bhagavad-Gita) — Божественная Песнь, священ ный диалог между Кришной и Арджуной Это — один из источников Индуистской философии, содержащей суть Упанишад.

Бхадрасана (Bhadrasana) — одна из поз, рекомендуемая для практики пранаямы или дхьяны.

Бхайя (bhaya) — страх

Бхакти марга (bhakti marga) — метод или путь спасения почитанием личности Бога

Бхакти (bhakti) — поклонение, обожание.

Бхастрика (bhastrika) — меха, используемые в горне Бхастрика — это вид пранаямы, в которой воздух с большой силой нагнетается и выводится из легких или продувает их, как в горне

Бхедана (bhedana) — проникновение, прорыв, переход. Бхрамара (bhramara) — большая черная пчела.

Бхрамари (bhramari) — вид пранаямы, в которой при выдохе производится мягкий гудящий звук, похожий на жужжание пчелы

Бхранти-даршана(bhranti-darsana) —ошибочное (бхранти) видение или знание (даршана), заблуждение

Бхувах (bhuvah) — атмосфера или эфир, второй из трех миров, находящийся непосредственно над землей Это также и мистическое слово, одно из первых, необходимых для сотворения речи

Бхух (bhuh) — земля, первая из трех миров, два других — эфир и небо или небеса Также это мистическое слово, одно из первых слов, дающих начало речи.

Вайрагья (Vairagya) — отсутствие мирских желаний.

Вайшешика (Vaisesika) — одна из шести систем Индуской философии, основанная Канадой Она так называется потому, что ее учение таково — знание природы реальности приобретается познанием особых свойств (вишеша) или сущносгных различий, которые разграничивают между собой девять вечных реальностей или субстанций (дравья — dravya) это: земля — притхви (prthvi), вода —апас (apas), огонь — теджас (tejas), воздух — вайю (vayu), эфир — акаша (akasa), время — кала (kala), пространство — дик (dik), самость — атман (atman) и ум — манас (manas).

Вайю садхана(Vayu sadhana) — Практика или поиск (садхана) витального жизненного воздуха Другое название пранаямы

Вайю (Vayu) — ветер, витальный воздух Вак (Vac) —- речь, способность речи

Вальмики (Valmiki) — имя автора знаменитого эпоса «Рамаяна» См Ратнакара

Варахо Упанишада(Varahopanisad) — название одной из Упанишад, в которой описываются нади.

Варуни нади(Varuni nadi) — название одной из нади, которая проходит через все тело. Ее функция заключается в выводе мочи из организма.

Васана (Vasana) — желание, склонность, стремление Васудева (Vasudeva) — Имя Господа Вишну. Вата (Vata) — ветер

Веда (Veda) — Священные Индусские писания, которые считаются данными свыше (шрути), состоят из четырех сборников: Ригведа — гимны богам, Самаведа — молитвенные песнопения, Яджурведа — священные формулы в прозе, и Атхарваведа — магические песнопения. Они составляют первые философские озарения и считаются совершенным авторитетом Каждая Веда в общих чертах делится на две части, а именно, мантры (гимны) и брахманы (наставления) Брахманы, в свою очередь, включают в себя араньяки (aranyaka) — теологию и упанишады (философию)

Веданта (Vedanta) —буквально, завершение (анта) Вед, популярное название системы Индийской философии, именуемое Уттара Мимамса, что означает последнее исследование Вед, так как ее центральный предмет — философские учения Упанишад. Эти учения повествуют о природе и взаимоотношениях трех принципов, а именно, о Предельном Принципе (Брахман), мире (джагат) и индивидуальной душе (дживатма), а также о взаимоотношениях между Всеобщей Душей (Параматма) и индивидуальной душой.

Вибхишана(Vibhisana) — имя брата Раваны, который сказал Ра-ване, что его похищение жены Рамы Ситы — поступок неправедный и она должна быть возвращена супругу. Не сумев убедить Равану, Вибхишана покинул его и присоединился к Раме в его битве против Раваны. После победы над ним, Вибхишана был коронован как король Ланки. Он считается примером праведного поведения и человеком, чья медитативная практика имела качество сатгвы.

Вивека кхъяти(Viveka khyati) — знание или способность (кхьяти) различения.

Вивека(Viveka) — суждение, различие.

Виджнянамайя коша(Vijnanamaya kosa) — оболочка интеллекта, облекающая душу, воздействующая на процесс размышления и суждения, происшедший из субъективного опыта.

Виджняна нади(Vijnana nadi) — сосуд сознания.

Виджняна(Vijnana) — знание, мудрость, интеллект, понимание, различение Также означает мирское знание, происшедшее от мирского опыта, в противоположность знанию Брахмы или Высшего Духа.

Видья(Vidya) — знание, изучение, учение, наука Викшипта(Viksipta) — возбужденное состояние ума, вызванное рассеянностью, смущением или растерянностью.

Вилома пранаяма(Viloma pranayama) — Вилома означает против шерсти (лома), против течения, вопреки существующему порядку вещей. Частица «ви» означает отрицание или отсутствие. В вилома пранаяме вдох или выдох не являются единым непрерывным процессом, а проделываются постепенно, с некоторыми паузами.

Вина(Vina) —индийская лютня

Винаданда(Vinadanda) — позвоночный столб.

Вирасана (Virasana) — Вира означает герой, воин, победитель Чтобы выполнить эту сидячую позу, нужно сблизить колени, развести ступни и держать из вплотную к наружным сторонам бедер Эта поза хороша для медитации и пра-наямы.

Висамавритти пранаяма(Visama vrtti pranayama) — Висама означает неправильный и сложный. Висамавритти пранаяма называется так потому, что в ней не соблюдается равная длительность вдоха, выдоха и задержки. Это ведет к прерыванию ритма и разница в пропорциях порождает трудности и опасности для ученика.

Вихарана(Vicharana) — изучение, исследование, рассмотрение.

Вишалата(Visalata) — протяженность, пространство, ширина, расстояние

Вишвадхарини(Visvadharini) — тот, кто поддерживает Вселенную

Вишводхари(VIsvodhari nadi) — название одной из нади, выполняющей функцию усвоения пищи.

Вишну(Visnu) — второе божество в Индийской троице.

Вишуддхи чакра(Visuddhi chakra) — нервное сплетение в фарингиальной области (области горла)

Вритти пранаяма(Vrtti pranayama) — вритги пранаяма бывает двух видов — самавритти пранаяма и Висамавритти пранаяма. В первой производится усилие достичь равной продолжительности трех дыхательных процессов — вдоха, выдоха и задержки дыхания в любом виде пранаямы. В виса-мавритти пранаяме пропорции вдоха, задержки и выдоха различны, и это ведет к прерывистому ритму.

Вритти(Vrtti) — линия действия, поведения, способ бытия, положение или ментальное состояние

Вьявасайятмика-буддхи(Vyavasayatmika-Buddhi) — трудолюбивый и упорный разум

Вьядхи(Vyadhi) — слабость, болезнь, нездоровье

Вьяна вайю(Vyana vayu) — один из вертикальных ветров, который пронизывает все тело и распространяет энергию, полученную в результате усвоения пищи и дыхания по всему телу.

Гаятри мантра(gayatri mantra) — ведический гимн, составленный женой Брахмы — матерью вед.

Гандхари нади(gandharin nadij — название одной их нади, которая расположена позади ида нади, заканчивается возле левого глаза и регулирует функцию зрения.

Гандха(gandha) — запах (обоняние).

Гарбха(garbha) — плод или зародыш.

Гаутама(gautaraa) — имя основателя философской системы Ньяя (Nyaya).

Гуру(guru) — духовный наставник, тот, кто освещает темноту духовного сомнения

Гу (gu) — первый слог в слове «гуру», означающий темноту.

Гунатита(gunatita) — освобожденный, тот, кто превзошел или преодолел три гуны — саттву, раджас и тамас.

Гуна(gunа) — качество, составная часть или компонент природы. Одна из трех составных частей космической субстанции (пракрита), освещающая (саттва), активизирующая (раджас) и сдерживающая( тамас).

Гхата(ghata) — большой глиняный кувшин для воды; напряженное усилие.

Гхатавастха(ghatavastha) — вторая ступень (авастха) пранаямы, описываемая в Шива Самхита, где тело подобно глиняному кувшину (ахата), который необходимо закалить в огне пранаямы, чтобы достичь постоянства.

Гхеранда Самхита(Gheranda Samhita) — классический труд по хатха-йоге.

Дайргхъя(dairghya) — горизонтальное расширение.

Дала (dala) — большое количество

Даршана(darsana) — видение, умение распознавать. Также философская система.

Даурманасья(daurmanasya) — отчаяние.

Двара-пала(dvara-pala) — страж или хранитель (пала) ворот (двара)

Двеша (dvesa) — отвращение, ненависть, враждебность

Девагатта вайю(devagatta vayu) — один из витальных газов, который обеспечивает поступление наружного кислорода в утомленное тело, вызывая зевоту.

Дета (desa) — место или состояние.

Джабали(Jabali) — имя мудреца, сына Джабалы, служанки. В детстве он узнал, что его происхождение неизвестно, и был взят в ученики мудрецом Гаутамой, на которого он произвел впечатление своей невинностью и прадивостью. Гаутала дал ему имя Сатьянама-Джабали (сатьянама — любящий истину, Джабали — сын Джабалы).

Джагрита (jagrta) — бдительный, бодрствующий.

Джагритавастха(jagrtavastha) — состояние (авастха) бдительности, пробужденности.

Джагрити(jagriti) — бдительность, пробужденность. Джайя(jaya) — победа, успех.

Джала(jala) — сеть, решетка. Также скопление, множество, масса.

Джаландхара бандха(j aland ha ra bandha) — джаландхара — это поза, где шея и горло вытянуты и подбородок находится в ямке между ключицами на верхушке грудной кости, стимулируя фарингиальное сплетение.

Джаниндрийя(jnanendriya) — органы чувств: знания, слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния.

Джапа(japa) — молитва

Джатарагни(jataragni) — пищеварительный огонь

Джваланти(jvalanti) — ярко горящий, блистающий. Дживатма(jivatma) — индивидуальная или личная душа.

Джива(jiva) — живое существо, творение. Индивидуальная душа, как отделенная от всеобщей души.

Дживана мукта(jivana mukta) — человек, освобожденный в течение своей жизни посредством истинного знания Высшего Духа

Джитендрийя(jitendriya) — тот, кто победил свои страсти или подчинил себе свои чувства

Джнана марга(jnana marga) — путь знания, следуя по которому человек достигает реализации.

Джнана мудра(jnana mudra) — жест руками, в котором указательный палец и кончик большого пальца соединяются, в то время, как остальные три пальца выпрямлены. Этот жест — символ знания (джнана). Указательный палец — символ индивидуальной души, большой палец означает Высшее Всеобщее, а союз этих двух — символизирует истинное знание

Джнана чакшу(jnana chaksu) — глаз (чакшу) интеллекта, умственный глаз, интеллектуальное видение (в противовес глазу плоти)

Джнана(jnana) — священное знание, полученное в медитации на высшие истины религии и философии, которое учит человека, как понять свою природу.

Доша(dosa) — ошибка или дефект, пагубное свойство, растрой-ство трех жидкостей тела.

Дукха(duhkha) — страдание и боль

Дхамана(dhamana) — дыхание, имитирующее работу кузнечных мехов

Дхамани(dhamani) — трубчатый орган или проток внутри физического или тонкого тела, по которому передается энергия в различных формах.

Дхананджайя вайю(dhananjaya vayu) — один из витальных газов, которые остаются в теле даже после смерти и иногда вызывают распухание трупа

Дхарана(dharana) — концентрация или полное внимание. Шестая ступень в йоге, описанной Патанджали

Дхарма Кшетра(dharma Ksetra) — название поля, места, где разыгралась великая битва между кауравами (Kauravas) и Пандавами (Pandavas) в войне Махабхарата Это — поле сражения, где Кришна изложил Бхагавад-Гиту принцу рода Пандавов — Арджуне и убедил его исполнять свои обязанности воина

Дхарма(dharma) — образована от корня «dhr», означающего поддерживать, сохранять, содействовать, подкреплять; дхарма означает религию, закон, моральные качества, праведность, добрые дела. Это свод законов поведения, который поддерживает душу и порождает добродетель, моральные или религиозные качества, ведущие к развитию человека. Дхарма рассматривается как одна из четырех Целей человеческого существования.

Дхату (dhatu) — элемент. Склонность или тип тела, подобно вата (vata — ветер) и кафа (kapha — флегма).

Дхр (dhr) — удерживать или концентрировать.

Дхьяна (dhyana) — медитация. Седьмая ступень йоги, описанной Патанджали

Иданади (ida nadi) — нади, или канал энергии, начинается от левой ноздри, затем восходит к макушке, а оттуда спускается к основанию позвоночника. По этой нади проходит лунная энергия и, следовательно, она называется чандра нади (канал лунной энергии).

Индрии (indriyas) — органы восприятия и действия. Ичха (ichha) — желание, стремление, воля.

Ишвара пранидхана(Isvara pranidhana) — посвящение Господу своих действий и воли

Ишвара (isvara) — Высшая сущность. Бог. Ишта Девата (istadevata) — избранное божество Йога Сутра (Yoga Sutra) — классический труд по Йоге Патанджали. Он состоит из сжатых афоризмов по йоге и разделен на четыре части, рассматривающие соответственно глубокую медитацию (самадхи), средства (садхана), которыми достигается Йога, силы (вибхути), с которыми сталкивается ищущий в своем поиске, и состояние освобождения (кай-валья)

Йога Чудамани Упанишада(Yoga Chudamani Upanisad) — название одной из Йога Упанишад

Йога (Yoga) — союз, общение Слово «Йога» происходит от корня «Юдж» («yuj»), означающего соединять, сочетать, концентрировать свое внимание. Это одна из шести систем Индийской философии, детально описанная мудрецом Патанджали. Йога — это союз нашей воли и воли Божьей, уравновешенность души, которая дает возможность видеть жизнь беспристрастно во всех ее проявлениях Главная цель Йоги — обучить средствам, которыми человеческая душа может быть полностью воссоединена с Высшим Духом, пронизывающим вселенную и так освободиться от несовер шенства

Кайвальявастха (kaivalyavastha) — кайвалья — это совершенное одиночество, единственность или отрешенность души от материи, отождествленность с Высшим Духом Кайвальявастха — это состояние (авастха) окончательного освобождения или блаженства

Кала чакра(kala chakra) — колесо времени

Кала (kala) — время

Кама (karaa) — желание, вожделение

Кандастхана (kandasthana) — место или расположение канды

Канда (kanda) — выпуклый корень, узел Канда имеет округлую форму, размером около четырех дюймов, расположена примерно на 12 дюймов выше ануса, около пупка, где соединяются и разделяются три основных нади сушумна, ида и пингала Она покрыта как будто мягким белым кус ком ткани

Капалабхати (kapala bhati) — капала — череп, бхати — свет Капала- бхати — это процесс очищения пазух (носовых) Это более мягкая форма бхастрика пранаямы

Капала (kapala) — череп Капха (kapha) — флегма

Карана шарира(karana sarira) — внутренний зачаток тела (шарира), причинная (карана) оболочка Это духовная обо лочка блаженства (анандамайя коша) Опыт познания этой оболочки приходит тогда, когда человек всецело поглощен объектом медитации, либо, когда пробуждается после осве жающего сна

Карма марга(karma marga) — путь для активных людей к реализации через действие

Карма мукта(karma mukta) — освобожденный от результатов или плодов своего действия

Карма ихалатьши (karma phalatyagi) — тот, кто отказался, отрек ся (тьяги) от плодов или воздаяния (пхала) за свои действия (карма) в этой жизни

Карма (karma) — действие

Карминдрийя (karmendnya) —органы (индрии) действия, выде ления, размножения, речи, руки и ноги

Катхопанишада (kathopamsad) — одна из основных Упанишад в стихах, в форме диалогов между мудрецом Ннипуратой (Nachiketa) и Ямой (Yama), богом смерти

Каутики нади(kausiki nadi) — одна из нади> заканчивающаяся на больших пальцах ног

Каушитаки Упанишадa (kausitaki Upamsad) — одна из упанишад Кевала кумбхака (kevala kumbhaka) — когда практика кумбхаки (дыхательные процессы) становится столь совершенной, что происходит уже инстинктивно, она называется кевала (чистая или простая) кумбхака

Коша (kosa) — оболочка, футляр Согласно философии Веданты существует три вида тел (шарира), окружающих душу Эти три вида, или структуры тела, состоят из пяти взаимопроникающих и взаимозависимых оболочек, или футляров (копш) Эти пять кош следующие а) аннамайя, или анатомическая оболочка, связанная с твердой пищей, б) прана-майя, или физиологическая оболочка, включающая дыхательную и другие системы организма, в) маномайя, или психологическая оболочка, затрагивающая осознавание, ощущение и мотивацию, не порожденные субъективным опытом, г) виджнянамайя, или интеллектуальная оболочка, затрагивающая процесс размышления и суждения, происшедпгах от субъективного опытау и д) анандамайя, или духовная оболочка блаженства Аннамаия коша образу ет стхула шарира, грубое тело Пранамайя, маномайя и виджняномайя коши образуют сукшма шарира, тонкое тело Анандамайя коша образует карана шарира, каузальное, или причинное тело

Крикара вайю(krkara vayu) - один из пяти вспомогательных вайю, который, заставляя человека чихать или кашлять, предупреждает попадание инородных тел в носовую полость шжи горло

Кришна ( krsna) — Господь всех йог (Йогешвара) Самый почитаемый герой в Индуистской мифологии Восьмая инкарнация Вишну

Крия (kriya) — искупительный обряд, очищающий процесс. Кродха (Icrodha) — гнев.

Кул ала чакра(kulala chakra) —колесо (чакра) гончара (кулала), гончарный круг.

Кумбха (kumbha) — кувшин для воды, горшок, кубок, чаша Кумбхакарна (kumbhakarna) — с глазами, как кувшины. Имя гигантского демона, брата Раваны, в конечном счете убитого Рамой. Он практиковал самую суровую аскезу с тем, чтобы унизить богов. Брахма уже был готов воздать ему до-лжнсое, как боги попросили Сарасвати, богиню речи сесть ему на язык и отклонить его Когда Кумбхакарна пришел к Брахме, вместо того, чтобы потребовать Индрападу (статус Индры, короля богов), он попросил Нидрападу (статус сна — всидра), который был ему тотчас дан. Его усилия ввергли его в состояние оцепенения, подобного смерти, так как его медитация и аскеза имели качество тамаса.

Кумбхака (kumbhaka) — это интервал времени или задержка дыхания после полного вдоха или полного выдоха. Здесь легкие сравниваются с полным или пустым кувшином для воды — совершенно полные или совершенно пустые.

Кундалюш (kundalini) — кундалини (кундала — веревка, сложенная витками, кундалини — свернутая спиралью змея женского пола) — это божественная космическая энергия. Сипа, или энергия символизируется свернутой и спящей змеей, которая лежит, скрывая свой потенциал, в низшем нервном центре в основании позвоночного столба, в мулад-хара чакре. Эта латентная энергия должна быть пробуждена и поднята по главному спинному каналу, сушумне, пронизывающему чакры, к сахасраре, тысячелепестковому лотосу в голове Так йогин вступает в союз с Высшей Всеобщей Душой

Курма вайю(kurma vayu) — название одного из вспомогательных витальных ветров, чья функция — контроль движений век, защищающих глаза от попадания инородных веществ или слишком яркого света.

Курма нади(kurma nadi) — название одного из вспомогательных нади, чья функция заключается в стабилизации тела и ума

Куру кшетра(kuru ksetra) — название обширной равнины около Дели, места, где состоялась война Махабхарата между династиями Каурава и Пандава Человеческое тело сравнивается с этим полем конфликта между силами добра и зла или между личными интересами и обязанностями.

Куху (kuhu) — название одной из нади, расположенной впереди сушумны, ответственной за вывод фекалий.

Куша (kusa) — священная трава, используемая во время религиозных церемоний.

Кшетра (ksetra) — тело, рассматриваемое как поле деятельности.

Кшетраджна (ksetrajna) — землевладелец, землепашец. Знающий тело и душу.

Кшипта (ksipta) — рассерженный, запущенный, расстроенный Лайя (laya) — растворение; поглощение ума, или преданность.

Палата чакра(lalata chakra) — лалата означает лоб Лалата чакра сосредоточена в верхней части лба.

Лобха (lobha) — алчность.

Лома (loma) — волосы

Мада (mada) — гордыня, страсть

Мадджа (majja) —сущность

Мадхьяма (madhyama) — средний, обычный, посредственный

Мамса (mamsa) — плоть

Манана (manana) — размышление, медитация

Манас чакра (manas chakra) — нервное сплетение между пупком и сердцем

Манас (manas) — индивидуальный ум, обладающий силой и способностью ко вниманию, избирательности и отбору. Управляет чувствами

Манипура чакра(manipuraka chakra) — нервное сплетение, расположенное в области ступка

Маноджнана(manojnana) ¾ шание работы ума и эмоций Манолайя (manolaya) — млноаайя (манас — ум, лайя — погружение) — это состояние, в котором успокоены внутренние, или эмоциональные колебания ума Затем ум, свободный от флуктуации, растворяется и сливается с самостью, подобно реке в море, утрачивая свою индивидуальную тождественность

Маномайя кота(manomaya kosa) — одна из оболочек (ковда), облекающих душу Маномайя коша воздействует на функции осознавания, чувствования и мотивации, не происходящих от субъективного опыта

Мантра (mantra) — ведический гимн Матсарья (matsarya) — зависть

Маханарайяно Упанишада(mahanarayanopanisad) — название одной из упанишад

Махат (mahat) — неразвивающийся первичный зародыш производящего принципа, из которого произошли все явления материального мира В философии Санкхьи — это великий принцип, интеллект (в отличие от манаса), второй из двадцати пяти элементов, или таттв, признаваемых Сан-кхьей

Маха видья(maha vidya) — великое знание, возвышенное знание

Маха врита(maha vrta) — великий обет, или основной долг

Маха тапас(maha tapas) — великая (маха) аскеза (тапас)

Медас (medas) — жир

Меруданда (merudanda) — позвоночный столб

Миманса (mimamsa) — исследование Также система индийской философии

Мокша (moksa) - освобождение, окончательное освобождение души от повторяющихся рождений

Моха (moha) — безрассудная страсть Мудра (mudra) — печать, закрывающий жест Мудха (mudha) — глупый

Мукта (mukta) —освобожденный

Мукти (mukti) — освобождение, избавление, окончательное вы

падение души из цепи рождений и смертей Муладхара чакра (mulaclhara chakra) ~ нервное сплетение, расположенное в области таза над анусом в основании, или корне позвоночника, основная опора тела

Мула бандха(mula bandha) — поза, в которой часть тела от ануса до пупка сокращается и поднимается к позвоночнику

Мула (mula) — корень, основание

Мурчха пранаяма(murchha Pranayama) — вид пранаямы, в которой дыхание удерживается почти в точке замирания (мурчха)

Нага вайю(naga vayu) — один из пяти вспомогательных вайю, который облегчает абдомиальное давление путем отрыжки

Надарупини (nadarupini) — явленный звук Нада (nada) — внутренний мистический звук

Наданусандхана (nadanusandhana) — анусандхана означает исследование, планирование, приведение в порядок или тонкую связь Наданусандхана — это тщательное исследование звука, связанного с ритмическими колебаниями дыхания во время практики пранаямы, и тотальной погру женности в звук, подобно мастеру музыки, поглощенному своей музыкой

Надика (nadika) — маленькая нади

Нади садхана пранаяма(nadi sadhana pranayama) — пранаяма, выполняемая для очищения нади Это наивысший и наисложнейший вид пранаямы

Нади чакра(nadi chakra) — узел, или сплетение в грубом, тонком и каузальном телах

Нади (nadi) — трубчатые органы тонкого тела, по которым про текает энергия Нади — это протоки, или каналы, которые разносят воздух, воду, кровь, питательные вещества и другие субстанции по всему организму Они проводят космическую, витальную, семенную и другие энергии также как и ощущения, сознание и духовные эманации

Нарада (Narada) — имя божественного мудреца Он изображен как вестник Бога людям Он известен как изобретательностни (вины) Он был великим поклонником Вишну и автором Бхакти Сутры (Высказываний о Божественной Любви), а также свода законов, названных его именем.

Нарайяна (Narayana) — другое имя Господа Вишну.

Начикета (Nachiketa; -- имя ищущего и одного из основных героев в Катхопанйшаде. Его отец Ваджасравас (Vajasravas) пожелал раздать все свое имущество, дабы приобрести тем самым религиозные заслуги. Начикета испытал недоумение, когда его отец стал раздавать старый и истощенный скот и спрашивал его снова и снова: «Кому ты отдашь меня?» Отец отвечал: «Я отдам тебя Яме (Богу смерти)» Начикета отправился в королевство смерти и обрел там три блага, последним из которых было знание тайны жизни после смерти Яма пытался отвратить Начикету достижениями его желания, предлагая ему величайшие земные удовольствия, но Начикета не поколебался в своем намерении, и в конце концов Яма дал ему желаемое знание.

Нивритти марга(nivritti marga) — путь реализации посредством воздержания от мирских действий и неподверженности мирским желаниям.

Нидидхьясана (nididhyasana) — глубокая и повторяющаяся медитация, постоянное размышление.

Нидра (nidra) — сон.

Нирбиджа (nirbija) — биджа означает семя, или зародыш. Биджа мантра — это мистический слог или священная молитва, мысленно повторяемая во время пранаямы или дхьяны с целью привести блуждающий ум к состоянию устойчивости. С практикой семя, посеянное в уме, прорастает в целеустремленность, сосредоточение на одной точке. Постепенно практика становится нирбиджа (нир — без, биджа — семя), когда практикующий уже не должен прибегать к биджа мантре.

Нирвана (nirvana) — вечное блаженство, освобожденный от существования.

Нирвисайя (nirvisaya) — без чувств

Нируддха (niruddha) — сдержанный, обузданный, контролируемый

Ниспаттиавастха(nispatti avastha) — состояние совершенства или зрелости. Осуществление

Ниспатти(nispatti) — совершенство, законченность.

Нияма(niyama) —самоочищение дисциплиной. Вторая ступень йоги Патанджали.

Ньяя(пуауа) — система индийской философии, которая делает акцент на логике и в первую очередь занимается законами мышления, основывающегося на причине и аналогии.

Оджас(ojas) — жизненность, слава, великолепие.

Падартхабхава(padarthabhava) — не-существование или отсутствие (абхава) предметов или объектов (падартха). Отсутствие феноменального творения. Окончательное освобождение пуруши, или души (двадцать пятая таттва) от уз мирского существования — оков феноменального, явленного творения — посредством привнесения истинного знания остальных двадцати четырех таттв и надлежащим отделением от них души

Падмасана(padmasana) — поза лотоса, сидение на полу со скрещенными ногами и прямой спиной. Поза идеальна для практики прана ямы и дхьяны.

Пайясвини нади(payaswini nadi) — название нади, заканчивающейся на большом пальце правой ноги. Считается, что она расположена между пуша (pusa), находящимся за пингала нади, и сарасвати нади, находящимся за сушумна нади

Панчамахабхути(panchamahabhutas) — пять грубых элементов: земля, вода, огонь, воздух и эфир.

Парататтва(paratattva) —запредельное (пара) элементам или первичным субстанциям (таттва), Высший Всеобщий Дух, который — за пределом материального мира, пронизывающий вселенную.

Пара нади(para nadi) — высшая нади, или нерв.

Пара-джнана(para-jnana) — высшее знание, абсолютное знание.

Пара(para) — Высший.

Парабрахман(parabrahman) — высший или верховный (пара) дух (Брахман)

Параматма(paramatma) —высший (парама) дух (Атма).

Паричайя (parichaya) — знакомство, близость, частое повторение Сокровенное знание

Паричайявастха (parichayavastha) — ступень сокровенного знания (паричайя). Это третья ступень пранаямы, описанной в Шива Самхита

Патанджали (patanjali) — имя философа, представителя философии Йоги, автора Йога Сутры. Занятиями йогой он достиг спокойствия ума, работой над грамматикой он достиг ясности речи, а медицинской работой — чистоты тела. Он — известный автор Махабхасьи (Mahabhasya) — великого комментария на Сутры Панини (Panini) по грамматике.

Пашимоттанасана (paschimottanasana) — интенсивное натяжение задней части тела от пяток до головы.

Пингала нади(pingala nadi) — нади, или канал энергии, начинающийся от правой ноздри, затем движущийся к верхней точке головы и вниз, к основанию позвоночника. Так как по нему проходит солнечная энергия, он также называется сурья нади «Пингала» означает рыжевато-коричневый или красноватый

Пихта (pitta) — желчь, одна из жидкостей тела, две другие — вата (ветер) и капха (флегма)

Плавини пранаяма(plavini pranayama) — плавана означает плавание, затопление, наводнение. Считают, что плавини пранаяма помогает человеку плавать, держаться на поверхности воды Помимо названия, в текстах йоги практически нет упоминаний об этой пранаяме.

Правритти марга(Pravrtti marga) — путь действия Праджапати (prajapati) — Господь всего сотворенного. Праджня (prajna) —разум, мудрость

Пракрити (prakrti) — природа, первичный источник материального мира, — состоящий из трех качеств, саттвы, раджаса и тамаса

Прамада (pramada) — безразличие, бесчувствие

Пранава (pranava) — другое слово для обозначения священного слога АУМ

Пранамайя коша(pranamaya kosa) — физиологическая (права-майя) оболочка, которая вместе с психологической (мано-майя) и интеллектуальной (виджнянамайя) оболочками составляют тонкое тело (сукшма шарира), облекающее душу Пранамайя коша включает в себя дыхательную, кровенос ную, пищеварительную, эндокринную, выделительную и половую системы.

Пранаяма видья(pranayama vidya) — знание, учение, наука (видья) Пранаямы.

Пранаяма (pranayama) — ритмический контроль (яма) дыхания. Четвертая ступень йоги. Это ось, вокруг которой вращается колесо йоги.

Прана вайю(prana vayu) — витальный воздух, который наполняет собой все человеческое тело. Он движется в области груди.

Прана джнана(prana jnana) — знание дыхания и жизни

Прана (prana) — воздух, дыхание, жизнь, витальность, ветер, энергия, мощь. Прана также означает душу.

Пратилома Пранаяма(pratfloma pranayama) — пратилома означает «против шерсти», наперекор естественной склонности, против течения. В этом виде пранаямы вдох контролируется пальцами, прижимающими попеременно каждую ноздрю, выдох совершается через открытые ноздри.

Пратьяхара (pratyahara) — удаление и освобождение ума от господства чувств и чувственных объектов. Пятая ступень Йоги.

Прашно Упанишада(prasnopanisad) — название одной из основных упанишад.

Притхви таттва(Prthvi tattvaj — элемент земли Притхви (Prthvi) — Земля Пурака (Puraka) — вдох или наполнение легких

Пурва Миманса(Purva Mimamsa) — одна из систем Индийской философии, которая занимается концепцией Божества, но делает особый акцент на действиях и ритуалах. Утгара (Utta-га) Миманса принимает Бога как основу Вед, но особо делает акцент на духовном знании (джнана).

Пурушартхас (Purusarthas) —четыре цели человеческой жизни. Это: дхарма (обязанность), артха (приобретение), кама (удовольствие) и мокша (освобождение).

Пуруша (Ригша) — универсальный физический принцип.

Равана (Ravana) — имя демона, короля Яанка, который похитил Ситу, жену Рамы, и был им впоследствии убит. Равана был высоко интеллектуален и обладал огромной мощью. Он был страстным поклонником Шивы и хорошо сведущ в ведах и был известен, как приверженец неизменности Ведических текстов.

Para (Raga) — привязанность.

Раджас (Rajas) — действие, страсть, эмоция.

Ракта (Rakta) — кровь.

Рама (Rama) — седьмая инкарнация Господа Вишну.

Рамаяна (Ramayana) — почитаемый эпос о Раме.

Рандра (Randra) — отверстие.

Расатмака (Rasatmaka) — опыты различных чувств, отношений и вкусов, которые преподносит жизнь.

Раса (Rasa) — вкус.

Ратна (Ratna) — сокровище, драгоценный камень.

Ратнакара (Ratnakara) — океан, источник сокровищ. Также имя разбойника, который затем стал мудрецом Вальмики, почитаемым авторитетом эпоса «Рамаяна». Однажды разбойник напал на мудреца Нараду, которого он пригрозил убить, ее /пи тот не ответит, как избавиться от имущества. Нарада посоветовал разбойнику пойти домой и спросить свою жену и детей, готовы ли они стать его соучастниками в бесчисленных преступлениях, совершенных им. Разбойник пошел домой и возвратился, подавленный услышанным — они не пожелали разделить его грех. Нарада посоветовал разбойнику повторять имя Рамы, а когда он отказался, предложил постоянно повторять «мара» (перевернутое «Рама») и затем исчез. Ратнакара непрерывно повторял «мара» и стал настолько растворенным в нем и размышлении о Раме, что его тело покрылось муравейником (вальмика) Нарада возвратился и нашел разбойника, ставшего святым, а поскольку он был окутан скорлупой мура вейника, он получил имя Вальмики. Когда Сита была беременна и покинута всеми, он дал ей кров в своей хижине и воспитал двух ее сыновей, которых он впоследствии возвратил Раме

Ратнапурита дхату(Ratnapurita dhatu) — элементы, наполненные составляющими сущность компонентами (драгоценности).

Perac(Retas) —семя.

Речака (Rechaka) — выдох; опустошение легких. Ригаеда (Rg Veda) — название первой из четырех Вед, Священных книг Индусов.

Ру (Ru) — второй слог в слове «гуру»» означающий свет. Рудра (Rudra) — страшный, ужасный. Также имя Шивы. Рула (Rupa)— форма.

Са (За) — приставка, связанная с существительными, образует прилагательные и наречия в значении: а) с, вместе с, наряду с, в сочетании с, имеющий; в) похожий, подобный; с) одинаковый.

Сабиджа дхьяна(Sabija dhyana) — дхьяна, выполняемая с умственным повторением священной молитвы.

Сабиджа пранаяма(Sabija pranayama) — пранаяма, выполняемая с умственным повторением священной молитвы.

Сабиджа (Sabija) — биджа означает семя или зародыш. Сабиджа означает в сочетании с семенем. В пранаяме и дхьяне пение или умственное повторение биджа мантры, священной молитвы, дается начинающему с целью привести его блуждающий ум к устойчивому состоянию.

Санитарка (Savitarka) — правильное или надлежащее (са) рассуждение, логика или обдумывание (витарка). Савихарана (Savicharana) —правильное (са) размышление (вихарана)

Сагарбха дхьяна(Sagarbha dhyana) — «гарбха» означает плод или зародыш. Санарбха дхьяна — это медитация, практикуемая со священной молитвой, которая, подобно эмбриону, развивается в уме и приводит его к состоянию устойчивости.

Садхака (Sadhaka) — ищущий, стремящийся. Садхана (Sadhana) — практика, поиск.

Сакши (Saksi) — свидетель или провидец. Высшая Сущность, которая видит, но не действует.

Самавритти пранаяма (Samavrtti pranayama) — пранаяма, в которой длительность или движения, выполняемые при вдохе, выдохе и задержке дыхания равны.

Самадхи (Samadhi) — состояние, в котором ищущий един с объектом медитации, с Высшим Духом, пронизывающим вселенную, наполненную ощущениями невыразимого счастья и мира. Восьмая и высшая ступень йоги.

Самана вайю(Samana vayu) — один из витальных газов, который способствует пищеварению с целью гармоничного функционирования абдоминальных органов.

Самахитачитта (Samahita chitta) — состояние, в котором ум, интеллект и эго уравновешены и правильно соотносятся между собой. Хорошо уравновешенная личность.

Сама Веда(Sanaa Veda) — название одной из четырех Вед, содержащей молитвенные песнопения

Самкальпа (Samkalpa) — усилие, умственное решение, определение, решимость.

Самкхини нади(Samkhini nadi) — название нади, расположенной между идой и сушумной, оканчивается в половых органах. Ее функция — проводить извлеченную из пищи сущность, эссенцию.

Самскара (Samskara) — ментальные впечатления прошлого.

Самукхи мудра(Samukhi raudra) — закрывающий жест, в котором отверстия в голове закрыты и ум направлен вовнутрь для приучения его к медитации.

Санкхья (Samkhya) — Одна из школ Индийской философии, основанная Капилой, дающая систематическую картину космической эволюции. Она так называется потому, что перечисляет двадцать пять таттв (категорий). Вот эти тат-твы: Пуруша (космический дух), Пракрита (космическая субстанция), Махат (космический разум), Ахамкара (индивидуализирующий принцип), манас (космический ум), Индрийи (десять абстрактных чувств — способностей познавания и действия), Танматры (пять тонких элементов — звук, прикосновение, форма, вкус и запах, которые являются тонкими объектами возможностей чувств) и махабху-ты (пять особенностей чувств — великих элементов эфира (пространства), воздуха, огня, воды и земли)

Санкхья (Samkhya) — количество, перечисление, расчет.

Самсайя (Samsaya) — сомнение.

Санскрит (Sanskrt) — очищенный язык.

Сантоша (Santosa) — воздержание.

Самьяма (Samyama) — самообладание, самообуздание, контроль.

Сарасвати (Sarasvati) — Богиня познания и речи. Также, название нади, расположенной за сушумной, заканчивается она на языке, контролирует речь и поддерживает внутренние органы свободными от болезней.

Сарвангасана (Sarvangasana) — сарванга (сарва — все, целое, совершенное, полное, анга — конечность, член или тело) означает все тело или все члены или конечности. В этой позе (асана) все тело извлекает пользу из своего положения, отсюда и название

Сасмита (Sasmita) — вместе с (са), эгоизм (асмита). Сасмита са-мадхи — это один из видов глубокой медитации, где эго ищущего еще не полностью забыто.

Саттва (Sattva) — сияющее, чистое и доброе качество всего в природе.

Саттвапатти(Sattvapatti) — самореализация. Саттвическая праджня (Sattvic prajna) — сияющая мудрость Сатья (Satya) — истина.Сатьякама Джабала (Satyakama Jabala) — имя мудреца. См. «Джабали».

Сат-асат-вивека(Sad-asad-viveka) —различение (вивека) между истинным (сат) и неистинным (асат).

Сат(Sat) — Бытие, действительность, истина, Брахман, или Высший Дух.

Сахасрара дала(Sahasrara dala) — «дала» означает множество, большое количество, отряд войск или кораблей. Сахасрара дала — это другое название Сахасрара чакры.

Сахасрара нади(Sahasrara nadi) — эта нади служит местопребыванием Высшего Духа и вратами к нему.

Сахасрара чакра(Sahasrara chakra) — тысячелепестковый лотос в церебральной полости.

Сахита кумбхака(Sahita kumbhaka) — «сахита» означает «сопровождающий», «в совокупности с» или «вместе с». Намеренная приостановка дыхания.

Свадхистханана чакра(Svadhis-thana chakra) — нервное сплетение, расположенное над половыми органами.

Свадхьяя(Svadhyaya) — самообразование путем изучения божественной литературы.

Свапнавастха(Svapnavastha) — состояние ума во время сна (грез).

Свасгикасана(Swastikasana) — сидячая поза со скрещенными ногами и прямой спиной. Одна из поз для практики Прана-ямы или дхьяны.

Сватмарама(Svatmarama) — автор «Хатха-Йоги Прадипика», классического текста по Хатха-Йоге.

Свах(Svah) — небо.

Сету-Бандха-Сарвангасана(Setu-Bandha-Sarvangasana) —сету означает мост Сету Бандха означает построение моста. В этой позе тело выгибается дутой и поддерживается плечами с одной стороны и пятками — с другой. Арка моста поддерживается руками в области поясницы.

Свддхасана(Siddhasana) — в этой сидячей позе ноги перекрещены лодыжками, а покоящееся тело и прямая спина сохраняют ум внимательным и бодрым. Эта асана рекомендуется для практики Пранаямы и для медитации.

Сиддха(Siddha) — мудрец, провидец или пророк; также полубожественная сущность великой чистоты и святости.

Сиддхи(Siddhi) — достижение, успех Также означает сверхчело веческие силы.

Сира(Sira) — трубчатый орган в теле, распределяющий жизненную энергию по всему тонкому телу.

Сита(Sita) — имя жены Рамы, героини эпоса «Рамаяна».

Ситкари и Сигали(Sitakari Sitali) — виды пранаямы, охлаждающие организм.

Смрити(Smrti) — память, свод закона.

Сома нади(Soma nadi) — другое название нади, которая служит проводником лунной энергии и поэтому называется чандра или Сома нади (канал лунной энергии).

Сома чакра(Soma chakra) — нервное сплетение, расположенное в центре мозга

Сома(Soma) — луна.

Сохам(Soham) — «Он есть Я», бессознательная повторяющаяся молитва, которая творится с каждым дыханием в каждом живом существе в течение всей жизни.

Спарша(Sparsa) — тонкий элемент (танматра) прикосновения. Срота(Srota) — быстрое течение. Также канал питания в теле.

Стхирата(Sthirata) — прочность, устойчивость, надежность, стойкость, постоянство, стабильность.

Стхита праджня(Sthita prajna) — устойчивый в суждении или мудрости, свободный от всяких иллюзий,

Стхула шарира(Sthula saira) — глубокое (стхула) тело (шарира), материальное или бренное тело, которое со смертью разрушается,

Стьяна(Styana) — вялость, леность.

Сукшма шарира(Suksma sarira) — тонкое тело, осуществляющее дыхание: вдох и выдох.

Сукшма(Suksma) — тонкий.

Сурья бхедана пранаяма(Surya bhedana pranayama) — проникновение или прохождение через (бхедана) солнце Здесь вдох производится через правую ноздрю, откуда начинается пингала нади, или сурья нади. Выдох производится через левую ноздрю, откуда начинается ида нади или чандра нади.

Сурья нади(Surya nadi) — нади солнца. Другое название для пингаланади.

Сурья чакра(Surya chakra) — нервное сплетение, расположенное между пупком и сердцем.

Сурья (Surya) — Солнце.

Сушумна нади(Susumna nadi) — основной энергетический канал, расположенный внутри позвоночного столба.

Сушупти-авастха(Susupti-avastha) — состояние ума во время сна без сновидений.

Тадасана (Tadasana) — стоячая поза, в которой человек стоит прочно и прямо, как гора (тада).

Тайттиртйо Упанишада(Taittirtyopanisad) — название одной из основных упанишад.

Тамас (Tamas) — темнота или невежество, одно из трех качеств или составляющих всего сущего в природе.

Тамасический (Tamasic) —обладающий качеством темноты или невежества (тамас).

Танматра (Tamnatra) — тонкие элементы, а именно, сущности звука (шабда), прикосновения (спарша), формы (рула), вкуса (раса), и запаха (гандха). Это — тонкие объекты чувственных способностей (органов восприятия — индрий), а именно, способности слышать (шрота), ощущать (твак), видеть (чакшу), чувствовать вкус (расана) и запах (гхрана).

Тантра (Tantra) — группа трактатов, обучающая магическим и мистическим формулам.

Тануманаса (Tanumanasa) — исчезновение ума.

Талас (Tapas) — огненное напряжение, которое влечет за собой очищение, самодисциплину и аскетизм Таттватрайя (Tattva-traya) — три основных элемента, именно: а) бытие (сат), б) небытие (асат) ив) высшее бытие, Творец всего (Шивара).

Таттва (Tattva) — сгаковость». Истинный или первоначальный принцип, элемент или первичная субстанция. Действительная природа человеческой души или материального мира и Высший Универсальный Дух, пронизывающий Вселенную

Таттвамаси(Tattvamasi) — ты есть то Теджас (Tejas) — блеск, великолепие, величие.

Тратака(Trataka) — внимательное непрерывное глядение на объект

Турьявасгха(Turujavastha) — четвертое состояние души, объединяющее и, более того, превосходящее три других состояния — бодрствования, состояние грез и сна. Состояние самадхи

Тьяги (Tyagi) — тот, кто отрекся.

Уд (Ud) — вверх, больше, расширение.

Удана вайю(Udana vayu) — один из витальных ветров, который пронизывает все человеческое тело, наполняя его жизненной энергией. Он обитает в полости грудной клетки и контролирует потребление воздуха и пищи.

Уддалака(Uddalaka) — имя мудреца, который дал своему сыну Шветакету наставления, открывающие дверь ко всем знаниям. Эти наставления образуют часть Чандогь-япанишады

Удджайи(Ujjayi) — Вид пранаямы, в которой легкие полностью расширены и грудная клетка выпячена, как у гордого победителя.

Уддийяна(Uddiyana) — одна из бандх (замков или печатей). В ней диафрагма поднимается по направлению к верхней части грудной клетки, и абдоминальные органы оттягиваются назад к позвоночнику Посредством уддийяны великая птица прана (жизнь) понуждается к полету вверх через сушум ну

Упанишады(Upanisads) — слово происходит от приставки «упа» (возле, около) и «ни» (вниз), добавленных к корню «сад» (сидеть) Это означает сидеть у ног или возле гуру, чтобы получить духовное наставление Упанишады — это философская часть Вед, самой древней священной литературы Индии, рассказывающей о природе человека и вселенной, о союзе индивидуальной души, или само







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.