Здавалка
Главная | Обратная связь

Йозеф Гайдн (1732, Рорау, Нижняя Австрия – 1809, Вена)

1. Родоначальник классической симфонии, квартета, сонаты.

 

2. Оптимистический, радостных композитор, у которого велика роль юмористических образов (родился 1 апреля, радетелями записан 31 марта, чтобы сыне не прослыл «первоапрельским простаком»). «Папаша Гайдн» - так его называл Моцарт (младший Гайдна на 24 года) и ученики. Даже попугай, привезенный им из Англии, научился говорить эти слова. Мудрый, безобидный, простой крестьянин.

 

3. ЖТП

· Не отличался благородством происхождения. Вырос в семье каретного мастера, ремесленника. Хорват (славянин). Родина – местечко Рорау, современная Югославия, - в 18 веке часть Австро-Венгерской империи. В семье 17 детей. Трудовая семья не могла помышлять о серьёзном образовании.

· Поёт в церковном хоре вместе с братом Михаэлем (профессиональный музыкант, долгое время жил в Зальцбурге, родине Моцарта, общался с Моцартом). Сначала в ближайшем от Рорау городке, затем, в 8 лет, был приглашён в Вену, став певчим капеллы ее величества королевы Марии Терезии при соборе Святого Стефана. Мальчиков-певчих изнуряли продолжительными репетициями и выступлениями. Часто они не доедали, хотя прислуживали за столом. Для учебы не оставалось сил. Знания, которые черпал Гайдн, были прежде всего из музыки, которую он сам исполнял или слушал (хорошая память помогала удерживать в сознании музыку, которой полнились улицы Вены. Сочинения, которые он сам пытался написать, часто высмеивались его преподавателем.

Вскоре у юного Гайдна стал ломаться голос и его просто выставили на улицу. Трудолюбие, упорство в самообразовании помогали ему преодолеть трудности.

· Трудный период. Снимает жильё. Хотел поступить в монастырь, чтобы «хоть раз наесться досыта». Жил впроголодь, участвовал в уличных ансамблях, сочинял для них музыку, за что получал ничтожный заработок.

· Нанялся аккомпаниатором и слугой к известному итальянскому певцу Николо Порпора, который вместо жалования давал ему уроки. Дни юного Гайдна проходили между изучением партитур, чисткой сапог и исполнением серенад на улицах Вены. Простая среда навсегда останется для Гайдна «родной». Стилистика венских бытовых танцев (менуэтов, лендлеров) пронизывает все творчество композитора.

Симфония № 103 Ч. 1 (с 2:25)

Эйнштейн: «Гайдн не был чудо-ребенком. Величайшее чудо, что из него – забитого мальчика-хориста, скромного, бедного венского композитора, вышел не уличный музыкант, не регент хора, а великий Гайдн».

· Эстергази.

Вскоре Гайдн обрел постоянное место в усадьбе крупного вельможи Николая Эстергази, где прожил до старости. Хозяева Гайдна были людьми высокообразованными, чтившими и понимавшими музыку. Гайдн должен был руководить оркестром, обучать певцов и артистов, сочинять музыку по требованию князя (произведения Гайдна считались собственностью князя). Он не имел права без разрешения покинуть имение и полностью зависел от своего хозяина.

Но зато в положении Гайдна были огромные «плюсы»: у него было постоянное место работы, источник заработка; его хозяин был ценителем музыки и щедро вознаграждал своего преданного слугу, у Гайдна была прекрасная возможность исполнять и слышать свои собственные сочинения.

Гайдн пользовался большим расположение со стороны князя, а также со стороны музыкантов, которые были под его руководством. Его уважали за требовательность к себе и другим, за талант и трудолюбие, доброту и справедливость. Не раз капельмейстер Гайдн расступался перед князем за провинившихся музыкантов.

Осенью 1772 года, когда князь пребывал в своей летней резиденции – имении Эстерхазе – каждый второй житель был прикован к постели: свирепствовала болотная лихорадка. Но князь не собирался уезжать в свою зимнюю резиденцию Эйзенштадт. Музыканты тяжело переживали разлуку с семьями, многие болели лихорадкой. Они попросили Гайдна убедить князя уехать отсюда. Как это сделать? Гайдн сочинил «Прощальную симфонию».

Прощальная симфония.

Заканчивается симфония не обычно – медленной частью. Музыка спокойна, напевна. Но во время ее исполнения музыканты по очереди гасили свечи, забирали свои инструменты и уходили. Князь, человек проницательный, понял намек и утром все уехали из Эстерхаза.

В 65 лет Гайдн получил вольную. Юный наследник князя распустил капеллу, но Гайдну выплачивалась ежегодная пенсия. Гайдн был предан семейству своего хозяина. И даже когда его пригласили в Англию, он не дал согласия, пока не удостоверился, что молодой Эстергази не нуждается в его услугах. Хотя Гайдн был волен делать, что хочет.

· Англия – вершина творчества. Почет, признание (доктор Оксфордского университета)

· Последние 7 лет он не пишет музыку из-за слабого здоровья.

 

4. Работа в жанре церковной музыки.

Гайдн был верующим человеком. Каждую новую партитуру он начинал словами: «Во имя Господне», а заканчивал благодарностью: «Хвала Господу». На вопрос, как ему удалось написать так много замечательной музыки, Гайдн отвечал: «Да видите ли, я рано встаю, как только оденусь, становлюсь на колени и молю Господа [и Пресвятую Деву], чтобы мне и сегодня была удача. Потом я завтракаю, сажусь за клавесин и начинаю искать. Если нахожу скоро, то дело идет без особых помех. Но если работа не даётся, и я вижу, что из-за какого-то проступка я лишен милости Божьей, тогда я снова приступаю к молитве и до тех пор молюсь, пока не почувствую, что я прощен!»[1]

Композиторскую работу Гайдн «проделывал» в уме, клавесин давал лишь толчок его фантазии. Музыку он записывал только тогда, когда наступала полная ясность, поэтому рукописи композитора написаны почти без помарок.

· 14 месс

· Оратория «Семь слов нашего Спасителя не кресте»

· Кантаты

· Te Deum (Тебе, Боже) – католическое песнопение

Гайдн часто использовал в своей церковной музыке элементы бытового танца и марша, за сто подвергался нападкам со стороны церковных служителей, усматривавших в его произведениях излишнюю веселость. Сам Гайдн на это остроумно отвечал: «Когда я думаю о Боге, мое сердце так полно радости, что ноты у меня бегут словно с веретена»[2].

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.