Здавалка
Главная | Обратная связь

Этика и деонтология в акушерстве и гинекологии



Деонтологияв акушерстве и гинекологиипропагандирует творческое отношение медицинских работников к своему труду.

Ее специфика обусловлена наличием особых нравственных взаимоотношений, настоятельной необходимостью повседневного соблюдения этических норм медика, работающего в области охраны здоровья женщины, матери, ребенка.

Акушерствочасть гинекологии, древнейшая отрасль медицинской науки, посвященная изучению физиологических и патологических процессов, происходящих в организме женщины в связи с зачатием, беременностью, родами и послеродовым периодом.

Гинекология- наука, изучающая нормальную деятельность женского организма, а также профилактику и терапию заболеваний, связанных с анатомо-физиологическими особенностями женщины.

Одной из характерных особенностей акушерско-гинекологической науки и практики является неотъемлемая связь с перинатологией - учением о плоде в течение третьего триместра беременности, родах и новорожденном первых дней жизни.

Осуществляя наблюдение за беременной женщиной, роженицей и оказывая им необходимую медицинскую помощь, акушер-гинеколог на каждом этапе этой работы призван учитывать интересы двух пациентов одновременно - не только матери, но и плода. За развитие плода и здоровье новорожденного медицинский персонал акушерско-гинекологических учреждений несет такую же ответственность, как и за благополучный исход беременности и родов для матери. Плод с момента объективного установления его существования современными методами исследования должен считаться личностью, наделенной соответствующими правами. Поэтому любые действия, наносящие ему вред /медикаментозная терапия, операция, травма и т.п./ могут рассматриваться как причинение ущерба личности, кем бы ни выполнялись эти действия - матерью или медицинским работником.

Работа акушера-гинекологапереплетается со множеством психологических, социальных и этических проблем, поскольку объектом лечебной деятельности в области гинекологии являются половые органы женщины.

Необходимость деонтологического подхода с момента первичного обращения женщины к врачу несомненна. Грамотно построенная беседа, сохранение врачебной тайны дает вдумчивому врачу помимо чисто клинической информации о состоянии здоровья беременной женщины или гинекологической больной, также четкое представление о ее интеллекте и культурном уровне, личностных особенностях и доминирующих нравственных настроениях.

В задачу акушера-гинеколога входит не только умение правильно избрать методы и средства для укрепления здоровья и лечения женщин, но и оказать на них в нужном направлении психологическое воздействие и установить должные взаимоотношения. При этом следует учитывать , что пациентки акушера-гинеколога хотят видеть в нем образец деловитости, собранности, вежливости и внешней аккуратности. Пожалуй высказывание АП.Чехова о том, что врачу « надо быть ясным умственно, честным нравственно, опрятным физически» особо относится к акушерам-гинекологам.

Лечебно-охранительный режим – система мероприятий, обусловливающих хорошее настроение у больных, создающих доверие к персоналу и предупреждающих или устраняющих отрицательные эмоции, что не может не способствовать благоприятному исходу, как беременности, так и родов.

Авиценна писал: « не следует им сообщать того, что их печалит и огорчает, и надлежит удалять от них все, что способствует выкидышу».

Обеспечение лечебно-охранительного режима – важный момент в практической работе акушера-гинеколога. При его организации должно быть четко продумано и обеспечено все возможное для наиболее щадящего гинекологического исследования.

Общая и специальная медицинская культура имеет первостепенное значение в соблюдении лечебно-охранительного режима – отношение персонала к обслуживаемым женщинам, здоровый климат в коллективе медицинских работников, внешний вид учреждения.

Анальгезия в родах. Крупнейший специалист по физиологии боли Роналд Милзэк назвал одну из своих работ очень кратко: «Миф о безболезненных родах».

Необходимо помнить, что болевые ощущения во время родов присущи значительному числу женщин, а интенсивность их колеблется в широких пределах. Проблема обезболивать или не обезболивать роды перестала быть этической, а отказ врача обезболивать роды теперь может быть отнесен к компетенции юристов. Предупреждение и уменьшение боли является прямой обязанностью всего акушерского стационара. Обезболивание должно быть применено при всех операциях и манипуляциях, могущих причинить боль.

Деятельность врача акушер-гинеколога регламентируется законодательными актами, правительственными постановлениями по охране материнства и детства. / Условия и порядок использования искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона/. Утверждено указом министерства охраны здоровья Украины от 4 февраля 1997. № 24 «О использования методов стерилизации граждан /приказ министерства охраны здоровья Украины от 6 июля 1994р. №121. Перечень медицинских показаний для проведения хирургической стерилизации женщин /Утверждено указом министерства охраны здоровья Украины от 6 июля 1994р. №121.

Тактика медицинского работника в акушерско-гинекологической клинике

При лечении больных с гинекологическими заболеваниями возникает множество проблем интимно-сексуального, психологического, социального и этического характера, что существенно осложняет деятель­ность медицинских работников. При гинекологическом обследовании совершенно естественно проявление стыдливости у женщин, и к этому психологическому явлению нужно относиться с должным уважением. Для установления хорошего контакта с больными необходима тактичность и осторожность при беседе и обследовании. Важно, чтобы медицинская сестра помогала врачу-гинекологу при проведении манипуляций, тем более если врач — мужчина. Это важно в социально-психологическом аспекте.

Во время менструального периода у женщин могут возникать тянущие боли в животе, в пояснице, неприятные ощущения в области половых органов. Генез их неясен, важная роль в их возникновении отводится вегетативно-сосудистым расстройствам. Нередко отмечаются изменения и со стороны психики в виде повышенной раздражительности, напряженности, нервозности и даже угнетенно-подавленного настроения. У больных, страдающих неврозами и другими психопатологическими отклонениями, жалобы более многочисленны и разнообразны, иногда отмечается обострение основного заболевания (эпилептические пароксизмы). У девочек под влиянием длительно суще­ствующих психогений (различные конфликты семейно-бытового и личного характера) могут быть дисменореи. Тяжелые психические травмы могут вызываь у женщин аменорею. Нередко естественное наступление климакса вызывает у женщин вполне понятные психологические реакции: страх перед наступлением старости, страх потерять женственность, привлекательность и способ­ность к супружеской жизни. Однако обострение невротической и другой психопатологической симптоматики в период климакса отмечается преимущественно у лиц, склонных к невротическим и психопатическим реакци­ям, а также у пациентов, страдающих органическим поражением центральной нервной системы при наличии психогенных факторов. При благополучной семейной и супружеской жизни и отсутствии других психогенных факторов климакс протекает спокойно и не вызывает каких-либо психических нарушений.

Важной проблемой в гинекологии является фригидность. Причинами ее могут быть различные факторы: личностно-психологические особенности женщины, неудовлетворенность семейной жизнью, неблагоприятные жилищные условия, мешающие нормальным супруже­ским отношениям, неправильная тактика мужа и т. д. Частой причиной служит боязнь забеременеть, алкоголизм и агрессивность мужа, болезненные ощущения при половом акте и др.

Медицинские работники, достаточно хорошо знающие указанные выше особенности, могут успешно использовать эти знания при работе с больными. При этом должны соблюдаться соответствующий такт, внимательное и доброе отношение, располагающее к откровенности. Полученные при откровенной беседе данные способствуют более точной диагностике и выбору адекватного лечения.

Большая психотерапевтическая работа должна проводиться с женщиной перед серьезными хирургическими операциями (ампутация матки, удаление яичника и т.д.). Необходима оценка личностных особенностей женщины, характера семейно-супружеских отношений. После этого важна беседа с больной в плане предсто­ящей операции и вселение в нее уверенности в благо­приятный исход. В послеоперационном периоде необходимо развеять необоснованность опасений женщины, что операция может лишить ее женской привлекательности, повлиять на гармоничность супружеских отношений и половую жизнь. Возможность возникновения у больных психоневротических нарушений после хирурги­еского вмешательства обязывает медицинских сестер вести длительную подготовительную работу.

Важную проблему в акушерско-гинекологической практике представляет страх перед беременностью. Следует объяснить молодым женщинам, что в настоящее время имеется большое число противозачаточных средств. Необходимо предупредить их, что возможное появление сосудисто-вегетативных побочных симптомов от приема противозачаточных таблеток (тошнота, угнетение аппетита, неприятный вкус во рту нежелательная полнота и др.) не приводит к нарушению здоровья.

Беременность и роды являются одной из актуальных психологических проблем, возникающих на жизненном пути женщины. При зачатии возникают опасения за судьбу будущего ребенка: будет ли он здоров, не смогут ли возникнуть какие-либо аномалии в его физи­ческом и психическом развитии и др. К концу беременности возникает тревога, связанная с предстоящими родами (страх боли, опасения смерти от различных осложнений, боязнь возможных разрывов промежности и др.). Психические нарушения при беременности зависят прежде всего от свойств личности женщины, социально-бытовых условий и других факторов, о которых врач и медицинская сестра женской консультации должны иметь определенное представление и про­водить соответствующую корригирующую психотерапию.

Особенно сложные психологические переживания женщины возникают при беременности от внебрачной связи (предрассудки, проблема воспитания ребенка без отца и др.). Эти женщины требуют особого внимания работников женской консультации.

Формирование убеждения в благоприятном исходе беременности, родов и дальнейшей жизни — гуманная и благородная задача врача и акушерки женской консультации и родильного дома.

Боль, которая возникает в процессе родов, всегда была одной из сложных проблем акушерства. По мнению многих исследователей, причиной ее является укоренившееся представление, что роды — это обязательно сильная боль. В нашей стране в 20—30-е годы были разработаны психотерапевтические приемы по профилактике родовых болей. Психопрофилактическая подготовка к безболезненным родам строится на прин­ципах учения И. П. Павлова. Основной целью при подготовке безболезненных родов является устранение опасений беременных женщин, связанных с предстоящими родами. Для этого женщинам читаются лекции, проводятся курсовые, индивидуальные или групповые собеседования, демонстрируются кинофильмы о родах и т. д., показываются гимнастические упражнения по нормализации дыхания, способствующие расслаблению мышц. Кроме того, применяются различные методы психопрофилактики: аутогенная тренировка, рациональная психотерапия, суггестивная гипнотерапия. Необходимо разъяснить женщине, что существенную помощь при родах она окажет себе сама, если будет выполнять все указания врача и акушерки.

Особое внимание необходимо уделить вопросу о целесообразности абортов. Имея представление об аборте со стороны этики и деонтологии врач может и должен сообщать женщинам, девушкам о том, что представляет из себя аборт.

Иску́сственный або́рт (от лат. abortus - выкидыш) — искусственное прерывание беременности сопровождающееся (или вызванное) гибелью плода (нерождённого ребёнка) не способного к самостоятельному существованию (в отличие от преждевременных родов).

Искусственные аборты проводятся в сроки до 22 недель от зачатия (до момента, когда возможно рождение жизнеспособного ребёнка) или на более поздних сроках. [1]

Показания

Основными показаниями для прерывания беременности являются смерть плода в утробе или угроза жизни матери, в силу ее состояния или неправильного протекания беременности (например внематочная беременность).

Также показаниями к аборту является неправильное внутриутробное развитие или необходимость в медицинских процедурах, пагубно влияющих на него (например, трансплантации органов).

В большинстве случаев, окончательное решение о применении искусственного аборта остается за родителями (или за их родственниками).

В современном мире допустимость абортов и её пределы является одной из наиболее дискуссионных проблем, включающих религиозные, этические, медицинские, социальные и правовые аспекты.

Основным, разделяющим общество, является вопрос - прерывается ли при при аборте уже существующая человеческая жизнь? Те кто считают, что внутри утробы находится лишь плод, не являющийся человеком (ребёнком), относятся к аборту, как к медицинской процедуре и используют исключительно медицинскую терминологию - "плодное яйцо", "плод", "зародыш", "эмбрион". Противники абортов говорят о "зачатом ребёнке", "нерожденном младенце", "ребёнке в лоне матери".

Большое количество верующих людей, в частности христиан, относятся к аборту, как к убийству человека, хотя и на ранней стадии его развития.

Ежегодно в мире из 500 тыс. женщин детородного возраста, погибающих от причин, связанных с беременностью, 15% случаев составляет смертность в результате осложнений небезопасного аборта. 98 % смертей приходится на развивающиеся страны. Показатель летальности после искусственного аборта составляет 0,9-3,5 на 1000, а в развитых странах — менее 1 на 100000 при условии, что аборт выполняется на сроках беременности до 8 недель.

Аборт и психическое здоровье

Значимое место в полемике вокруг проблемы аборта занимает вопрос, влияет ли аборт на психическое здоровье. В большинстве научных публикаций, в рекомендациях ВОЗ для акушеров-гинекологов, распространено мнение, что подавляющее большинство женщин переносят аборт без последствий для психики. Ряд исследований указывает, что процент психических заболеваний среди женщин, сделавших аборт, выше по сравнению с родившими или не забеременевшими женщинами того же возраста. Необходимо учитывать, что эти результаты не означают наличия причинно-следственной связи между абортом и психическими расстройствами, а могут отражать последствия уже имевшихся для заболевания предпосылок. Ряд исследователей и учреждений считают вопрос о наличии такой связи не до конца изученным.

Отрицательный подход к аборту отражен в первоначальной версии клятвы Гиппократа, датируемой тем же периодом (V в. до н. э.): «не вручу никакой женщине абортивного пессария».

Тема абортов широко обсуждалась в обществе. Овидий Назон (43дон.э. — 17н.э.) писал («Elegiae», librum II «Amores»):

 

Мать, что в утробе зародыша жизнь погасила,

Тогда же должна бы погибнуть мучительной смертью.

Только затем, чтоб избегнуть рубцов некрасивых

Ты ополчаешься в бой на такое ужасное дело.

Острым оружьем своё же ты тело терзаешь,

Яд смертоносный младенцу даёшь до рожденья.

Не умерщвляет и львица детёнышей малых,

Жаль их тигрице свирепой, живущей в ущельи.

Кроткие ж девушки делают это, но кара

Их настигает, и часто, плод погубив свой,

Гибнут и сами мучительной длительной смертью.

Аборты были решительно осуждены на VI Соборе в Константинополе. Широко известно изречение папы Стефана V (VI), вошедшее в его послание «Consuluisti de infantibus» (887 или 888 г.): «Si ille, qui conceptum in utero per abortum deleverit, homicida est» («Если кто посредством выкидыша устранит зачатое в чреве матери, он человекоубийца»).

В эпоху Средневековья аборты осуждались всеми существующими законами и уложениями и жестоко карались. Лишь во Франции в эпоху Просвещения (1738—1794) начинали было говорить о смягчении наказания для женщин с учётом их конкретных ситуаций, но после Французской революции согласно Кодексу Наполеона однозначная казнь за прерывание беременности была возвращена.

Все дореволюционные Российские законы также осуждали абортное дело. Российское уложение о наказаниях считало аборт убийством и наказывало за него тюремным заключением на срок от 4 до 5 лет с лишением прав.

С началом XX века в некоторых кругах русского общества начали говорить об изменении законодательства об абортах. Решениями XI Пироговского съезда (1910), Съезда акушеров-гинекологов (1911), XII Пироговского съезда (1913), Съезда русской группы Международного союза криминалистов (1914) было рекомендовано исключить наказание женщин вообще, а наказывать только врачей, выполняющих аборт по корыстным соображениям.

Советская власть была первой, легализовавшей аборты в XX веке. Статистика абортов в СССР была засекречена, обнародована в конце 1980х годов [25]. СССР занимал одно из первых мест в мире по количеству абортов на число рождённых детей.

В 2009 г. Фонд социально-культурных инициатив (ФСКИ), возглавляемый супругой Президента Российской Федерации С.В. Медведевой, выступил с инициативой проведения с 9 по 16 июля акции «Подари мне жизнь!», направленной на сохранение жизни неродившихся детей и здоровья женщины.

По данным ВОЗ, ежегодно в мире выполняется примерно 46 миллионов искусственных абортов, что составляет 22% от числа наблюдавшихся беременностей.

По данным представленным газетой «Зеркало Недели» на Украине в 2000 году на каждые 100 живых рождений приходилось 106 искусственных прерываний беременности , по данным 1999 года ежегодно совершали аборты 400—500 девочек в возрасте 10—14 лет и 30 000—35 000 — достигших 15—17-летия. 70—80 % случаев бесплодия связаны с воспалительными процессами женской репродуктивной системы, наступившими в результате перенесенных абортов, особенно первого аборта.

На Украине разрешено прерывание беременности по социальным показаниям: наличие у женщины трёх и более детей, развод во время беременности, смерть мужа, беременность вследствие изнасилования, пребывание женщины или её мужа в местах лишения свободы, лишение женщины родительских прав, наличие у женщины ребёнка-инвалида, тяжёлое заболевание мужа или травма, обусловившая его инвалидность во время беременности жены.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.