Здавалка
Главная | Обратная связь

Часть I. Проведение диссертационного исследования



ДИССЕРТАЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

МАГИСТРАНТА, АСПИРАНТА, ДОКТОРАНТА

 

 

МОСКВА – 2009


 

УДК

ББК

Л24

 

Рецензенты:

 

Корецкая Л.К. – доктор экономических наук, профессор, директор филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института в г.Владимире.

Хартанович К.В. – доктор экономических наук, профессор каф. «Управление» Владимирского филиала Российской академии государственной службы.

 

Лапыгин Ю.Н.

Диссертационное исследование магистранта, аспиранта, докторанта. – М.: ВФ РАГС, 2010. - 380 с.

 

Настоящее пособие дает представление о специфике и месте диссертации магистранта, аспиранта и докторанта в системе научного исследования.

В нем выделены этапы исследования, для каждого из которых разработаны ментальные карты, чем пособие выгодно отличается от других изданий. Рассмотрены основные категории и определены методы исследования, среди которых особо выделены эвристические методы поиска решения проблем. Показана процедура движения от проблемы к логике диссертационного исследования. Обозначены рамки, определяющие требования к оформлению результатов исследования, даны примеры оформления документов. Описана процедура защиты результатов диссертационного исследования.

Пособие предназначено для исследователей проблем как в учебном процессе магистрантов, аспирантов, докторантов, так и в практической деятельности руководителей и исполнителей поисковых творческих работ.

 

ISBN

Ó Лапыгин Ю.Н., 2010

Ó ВФ РАГС, 2010


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 6

Часть I. Проведение диссертационного исследования.. 9

Глава 1.1. Общие замечания по проведению диссертационного исследования. 9

Диссертация как научно-квалификационная работа. 9

Специфика диссертаций. 11

Закономерности развития науки и диссертационные исследования. 14

Глава 1.2. Понятийный аппарат диссертации.. 20

Объект и предмет исследования. 20

От проблем к цели. 24

Цель исследования. 26

Актуальность и актуализация. 27

Тема диссертации. 29

Задачи. 31

Научные положения. 32

Научная новизна. 33

Практическая ценность. 37

Достоверность. 38

Глава 1.3. Этапы работы над диссертацией.. 40

Сочетание этапов. 40

Первый этап: описание проблемной ситуации. 43

Второй этап: постановка проблемы исследования. 46

Третий этап: определение целей и методов их достижения. 49

Четвертый этап: генерирование вариантов решения проблемы. 51

Пятый этап: выбор и оформление диссертационного решения. 53

Шестой этап: защита диссертации. 56

Глава 1.4. Аспекты исследования. 58

Структура изложения работы.. 58

Требования к введению понятий. 61

Руководство диссертационным исследованием в стиле «коучинг». 63

Часть II. От проблем к логике диссертационного исследования.. 67

Глава 2.1. Описание проблемной ситуации.. 67

От магистерских вопросов к докторским проблемам.. 67

Проблема как система. 69

Проблемная ситуация. 69

Моделирование проблемной ситуации. 74

Глава 2.2. Постановка проблемы диссертационного исследования. 76

Активный сбор информации. 76

Фактология исследования. 78

История вопроса. 81

Глава 2.3. Диагностические методы исследования проблем.. 82

Зависимости, законы и закономерности. 82

Понятийный аппарат исследования. 85

Методы исследования проблем: анализ решений, интервью и наблюдения. 85

Выявление критической трудности. 89

Метод - «контрольный листок». 90

Приоритетные проблемы и диаграмма Парето. 92

Диаграмма «рыбий скелет». 95

Пять «Почему?». 97

Поле корреляции. 98

Гистограмма. 99

Матричная диаграмма. 100

Глава 2.4. Формулирование проблемы исследования. 102

Острие проблемной ситуации. 102

Структурирование проблемного поля. 106

Постановка цели. 110

Еще раз о научной гипотезе. 112

Глава 2.5. Выбор темы диссертационной работы.. 113

От постановки цели к формулировке темы.. 113

Факторы, влияющие на выбор темы.. 114

Глава 2.6. Структура и логика диссертационной работы.. 115

Концептуальное начало исследования. 115

Процедура построения концепции. 116

Типология структур диссертации. 120

Структура основного содержания диссертации. 122

Часть III. Выбор методов исследования.. 125

Глава 3.1. Общенаучные методы.. 125

Общность методов диссертационных исследований. 125

Диалектическая логика. 127

Принципы.. 127

Глава 3.2. Эмпирические методы.. 128

Наблюдение. 128

Эксперимент.. 130

Глава 3.3. Мысленно-логические методы.. 130

Индукция и дедукция. 130

Методы классификации. 131

Метод доказательства. 132

Метод моделирования. 133

Полемика. 137

Анализ и синтез. 138

Структурный анализ. 141

Глава 3.4. Специфические методы исследования. 142

Метод анализа документов. 142

Метод социологических исследований. 142

Метод тестирования. 142

Метод экспертных оценок. 144

Метод SWOT-анализа. 145

Метод исследования взаимодействия факторов. 147

Идеализация и формализация. 148

Регрессионные методы.. 148

Методы активизации творческого мышления. 150

Глава 3.5. Методы индивидуальной активизации творческого мышления. 154

Компоненты творчества. 154

Трамплины.. 155

Экскурсии. 157

Аналогии. 157

Метафоры.. 159

Ментальные карты.. 159

Бисоциация. 160

Метод Диснея. 161

Слова. 162

Вопросы.. 165

Ментальные провакации. 168

Концептуальное абстрагирование. 170

Методы, использующие карточки. 173

Метод фокальных объектов. 173

Метод гирлянд ассоциаций. 174

Метод морфологического анализа. 177

Метод сценариев. 179

Метод дерева целей. 179

Глава 3.6. Методы выбора решения проблем.. 181

Оценка решений. 181

Выбор решения. 184

Часть VI. Защита диссертации.. 186

Глава 4.1. Оформление результатов исследования. 186

Заключение. 186

Введение. 188

Корректировка диссертационного исследования. 189

Автореферат.. 190

Список литературы.. 194

Приложения. 195

Оформление текста. 197

Глава 4.2. Защита магистерской диссертации.. 211

Требования к окончательному варианту диссертации. 212

Подготовка к защите. 213

Специфика защиты диссертации. 214

Защита магистерской диссертации. 215

Глава 4.3. Защита кандидатской и докторской диссертации.. 217

Подготовка к защите. Документы «до защиты». 217

Рассмотрение работы в диссертационном совете. 219

Публичная защита диссертации. 229

Оформление личного дела диссертанта. 234

Список литературы... 238

Приложения.. 240

СЛОВАРЬ.. 374

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Экономика страны находится на этапе роста, что побуждает граждан России по разным причинам еще с большим желанием, чем прежде, взяться за написание диссертаций. Но поскольку эта работа разовая или, как говорят, «штучная», постольку возникает много вопросов с реализацией процесса написания и последующей защиты диссертации. Поэтому появление настоящего пособия отчасти обусловлено желанием автора разрешить обозначенную проблему и предложить рекомендации и результаты своих размышлений всем, кто в этом нуждается.

Есть и другая причина, по которой необходимость разъяснять своим ученикам одни и те же положения диссертационного исследования заставляет систематизировать знания и опыт методологического характера для последующего облегчения своей участи наставника как руководителя и консультанта диссертационных работ.

И, наконец, переход системы высшего образования на трехуровневую форму обучения требует изложения основных моментов научного исследования для магистрантов, как будущих кандидатов и докторов.

Кроме того, стремление ВАК России и Рособрназора повысить требования к аттестации научно-педагогических работников для решения благородной задачи - повышения качества человеческого потенциала страны и формирования действительно конкурентоспособ-ных научных и педагогических кадров – требует написания различных учебных пособий по рассматриваемому вопросу.

К настоящему времени издано немало пособий и методических рекомендаций по написанию диссертаций, а также документов по оформлению аттестационных материалов. Тем не менее, как показывает опыт, есть необходимость акцентировать внимание на тех положениях, которые недостаточно отражены в методической литературе, нормативных документах и порождают вопросы, без ответов на которые возникают ошибки при подготовке диссертаций и защите диссертационных работ, а также при последующем оформлении соответствующих документов.

Пособие предназначено главным образом для магистрантов, аспирантов и докторантов, а также может быть полезно всем, кто принимает участие в творческой работе, связанной с исследованием проблем и поиском их решений. Пособие также адресовано студентам старших курсов и руководителям магистерских и аспирантских диссертационных работ, а также консультантам докторских диссертаций.

Рекомендации содержат комментарии ряда положений, которые чаще других вызывают затруднения не только у лиц, осуществляющих диссертационное исследование, но у их руководителей и даже членов диссертационных советов. Учебное пособие подготовлено на основе Положения о порядке присуждения учёных степеней и Положения о диссертационном совете, а также с учетом сложившейся практики деятельности диссертационного совета при Владимирском государственном университете по экономическим наукам. Поэтому отдельные рекомендации несут на себе отпечаток экономических специальностей, но, надеемся, что этот недостаток в незначительной степени повлияет на восприятие основных положений пособия.

Пособие состоит из четырех частей: первая представляет собой введение в исследование, вторая раскрывает специфику движения от проблемы к логике исследования, а третья содержит описания методов исследования. Четвертая же часть посвящена оформлению и защите результатов исследования.

В начале речь идет об общих сведениях в части проведения диссертационного исследования, где рассматривается понятийный аппарат исследования (объект, предмет, цель, задачи, новизна, практическая ценность и достоверность и др.), а также этапы работы над диссертацией, среди которых выделены такие как: постановка проблемы, формирование целей, определение методов исследования и проведение анализа, генерирование вариантов решения проблемы, выбор решения и защита полученных результатов.

Наряду с отмеченными компонентами, в первой части необходимо выделить ментальные карты, построенные для каждого этапа исследования, что будет способствовать лучшему усвоению материала пособия и приобретению навыков системного восприятия информации.

В первой части также представлены отличительные характеристики диссертаций магистранта, аспиранта и докторанта, а также рассмотрены аспекты исследования, связанные со структурой работы.

Первые этапы исследования рассмотрены во второй главе, начиная от описания проблемной ситуации и последующей постановки проблемы и заканчивая определением логики исследования и структурой диссертационной работы.

Методы диссертационного исследования, отраженные в третьей главе, рассмотрены как в части общенаучных, так и эмпирических компонентов. Мысленно-логические методы представлены классическим набором методов: индукции, дедукции, классификации, доказательства, моделирования, анализа и синтеза. Близок к стандартному набору и перечень специфических методов исследования, среди которых можно выделить оригинальную трактовку метода анализа внешней и внутренней среды исследуемого объекта.

Системно представлены методы активизации мышления диссертанта, которые собраны из различных источников и могут помочь устранить мнимые препятствия на пути к намеченной цели, создать неожиданные ассоциации, позволяющие найти новое решение проблемы (задачи), образно представить многофакторную ситуацию и удержать ее в поле внимания диссертанта, что позволяет по-новому взглянуть на решаемую задачу (проблему). Кроме того, указанные методы позволяют моделировать ситуацию и упрощать решение сложных задач, активизируя при этом творческое мышление диссертанта.

Выработанные решения требуют оценки и выбора, поэтому в пособии предусмотрены адекватные методы, с помощью которых можно успешно завершить начатое исследование.

Заключительная часть посвящена специфике оформления результатов диссертационного исследования и рекомендациям по подготовке к защите диссертации как магистрантов, так и аспирантов и докторантов. Представлен обширный нормативный и практический материал по рассматриваемым вопросам, который снабжен примерами, представленными в приложении к пособию.

Справочный материал представлен также списком рекомендуемой литературы по различным вопросам диссертационного исследования и словарем, включающим определения 120 слов, чаще других используемых в процессе диссертационного исследования.

 


Часть I. Проведение диссертационного исследования







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.