Здавалка
Главная | Обратная связь

Требования к введению понятий



 

Введение понятий в диссертационную работу должно осуществляться с помощью определений, адекватных поставленной в работе задаче. Поэтому не следует перечислять определения понятия, не являющиеся необходимыми для решения задачи, поставленной именно в данной работе.

Сочетание требований к введению понятий представлено на рисунке 1.22, из которого следует, что определения должны быть ясными и четкими, согласованными между собой и контекстом работы, а введение понятий в работу должно осуществляться с помощью определений, адекватных поставленной задаче.


 

В общем виде, не следует допускать неопределенных или неясных понятий, поскольку в таком случае сложно судить об истинности утверждений, содержащих такие понятия (неясные понятия нередко являются плодом вычурных словосочетаний, осмыслить которые невозможно). Поэтому основные понятия диссертационной работы должны быть строго определены. И даже тогда, когда смысл используемых понятий достаточно известен, нельзя оставлять их без каких-либо разъяснений, если того требует текст работы. А при их использовании следует не допускать подмены одного понятия другим, хотя бы и близким по смыслу.

Следует добиваться согласования явных и контекстуальных определений вводимых в диссертационную работу понятий. При этом должно выдерживаться условие: в каком бы суждении из данного контекста мы ни поставили вместо некоторого понятия его явное определение, это суждение должно быть истинным.

При введении понятий в диссертационную работу необходимо пользоваться определениями, наиболее простыми с познавательной точки зрения: вербальными (определениями, получаемыми посредством других понятий) и остенсивными (получаемыми путем непосредственного показа предметов и действия с ними).

При этом необходимо иметь в виду, что, давая определение понятия применительно к поставленной автором задаче, не следует, с этой же меркой подходить к определениям этого же понятия другими авторами, ставящими, может быть, иные задачи.

Предпочтения отдаются определениям, осуществляемым на примерах, но, если нельзя обойтись без вербальных определений, то следует употреблять как можно меньше многоступенчатых описаний, затрудняющих восприятие смысла разъясняемого понятия.

Оптимальная эффективность определений вводимых в диссертационную работу понятий определяется возможностью с его помощью распознать определяемый объект. Разъяснения, сопровождающиеся примерами, в этом смысле, более эффективны, чем сухие определения вербального описания.

Необходимо помнить о том, что точность, достигаемая за счет усложнения структуры определяемого понятия, затрудняет интуитивное схватывание его смысла. Поэтому можно жертвовать точностью во имя доступности понимания, но до тех пор, пока это не идет в разрез с потребностями решения поставленной задачи.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.