Здавалка
Главная | Обратная связь

Экзистенциалистская концепция личности

Экзистенциализм как направление философии ХХ в. Назовите социально-исторические истоки экзистенциализма и его родоначальников. Содержательный аспект философии экзистенциализма и его принципы. В чем заключается экзистенциалистская концепция личности? Категория выбора, свободы и морали в данной философской системе. Определите, в чем заключается уникальная специфика вышеупомянутых категорий экзистенциализма?

· Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, иррационалистическое направление философии, возникшее накануне 1-й мировой войны 1914—18 в России (Н. А. Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, и в период 2-й мировой войны 1939—45 во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар). В 40—50-х гг. Э. получил распространение и в других европейских страна

Экзистенциализм — философское выражение глубоких потрясений, постигших западную цивилизацию в первой половине XX века. У поколения интеллигенции, пережившего первую мировую войну, обманчивую стабилизацию 20—30-х годов, приход фашизма, гитлеровскую оккупацию, эта философия вызвала интерес прежде всего потому, что обратилась к проблеме критических, кризисных ситуаций, попыталась рассмотреть человека в его «хождениях по мукам», в претерпевании жестоких исторических испытаний

Экзистенциализм — способ интеллектуальной самозащиты человека перед лицом социально-политических потрясений, несоразмерных его личному бытию.

· Экзистенциализм определяют как философское течение, поставившее целью выразить невыразимое — абсолютную уникальность конкретно-личного бытия.

Понятие «экзистенциализм», по-видимому, введено К. Ясперсом. Основной концепт экзистенциализма — «существование», иначе «экзистенция», — некое предельно простое и тем самым подлинное сущее.

· Первая мировая война стала событием, буквально перевернувшим мир буржуазных ценностей, высшей из которых являлось благополучие. Стабильность довоенного социально-экономического уклада основывалась на вере в ценности европейского Просвещения, в необратимость прогресса. Вторая мировая война застала европейского человека врасплох, но и она не исчерпала его иррационализма.

Как самостоятельная и цельная философская установка, экзистенциализм сформировался в 20-х годах нашего столетия в ответ на девальвацию прогрессистски-оптимистических буржуазных концепций истории.

Когда мировая война 1914-1918 годов опрокинула искусственные модели исторического процесса, обнаружила, что все они (и позитивистские, и идеалистически-спекулятивные) были лишь гуманистическими фикциями истории, либеральная интеллигенция почувствовала себя так, словно ее лишили мировоззрения. Мировая война поразила мыслящего европейца не столько своими жертвами, сколько очевидной бессмысленностью этих жертв.

Но, может быть, еще более непонятной и жуткой, чем сама война, была легкость, с которой ее забыли, — беззаботно-циничный стиль жизни, установившийся в буржуазной и мелкобуржуазной среде в 20-х годах. Западное общество походило на невротика, который делает все возможное, чтобы изгладить, вытеснить сознание перенесенной душевной травмы.

Послевоенный кризис (особенно глубокий в Германии, потерпевшей поражение в войне) привел к деморализации целых слоев населения, он порождал и поддерживал такой склад мышления, который в высшей степени устраивал демагогов и политических авантюристов: потеряв устойчивые внутренние убеждения, люди становились легкой добычей моды и пропаганды.

В начале 30-х годов многие представители немецкой либеральной интеллигенции обращают внимание на эти патологические изменения массового сознания. развиться опасные формы легковерия, превращающие массу в игрушку реакционных сил. Однако никто из них уже не был в состоянии вернуть философии истории ее прежнее значение, предложить такое развитие традиционного историзма, которое позволило бы концептуально освоить войну и послевоенный кризис, ответить на вызов, брошенный европейской цивилизации войной и революциями.

Но оставалось еще альтернативное решение — парадоксальное и в то же время предельно логичное для рассматриваемой исторической ситуации. Его-то и предлагает экзистенциализм.

 

В 1931 году выходит в свет книга немецкого философа К. Ясперса «Духовная ситуация эпохи», содержавшая новый и неожиданный диагноз послевоенного массового сознания. . Он полагает скорее, что мировая война была первым собственно историческим событием нового времени и что восприятие войны людьми, «отстаивавшими простую солдатскую солидарность», есть модель истинного восприятия истории как таковой. . Впервые за последние столетия эти люди поняли фундаментальную истину — осознали, что историческому процессу нет до них никакого дела: сам по себе он не содержит гарантий гуманности. Поэтому бессмысленно искать в истории свое предназначение, рассматривать себя как ее вечного данника. История не общая задача, а общий удел многих людей, общность «вместе вынесенного». Она вовсе не генерирует человечности, она лишь испытание, в котором человечность проверяется и закаляется.

Экзистенциализм производит впечатление упаднически-пессимистической доктрины прежде всего потому, что придает проблеме исторической ориентации гипотетически заостренную форму.

 

Экзистенциалистская концепция личности

Человек понимается в экзистенциализме прежде всего как существо, приносящее свою жизнь в жертву своему предназначению.

· Тип философствования, который культивировал экзистенциализм, действительно был необычным. Его представители не пытались проникнуть в методологические тайны науки, раскрыть природу искусства, морали и религии, предложить новые глобальные философско-исторические конструкции. Они решительно ставили в центр внимания индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и к смерти) и проявляли интерес к проблематике науки, морали, религии, философии истории в той мере, в какой она соприкасалась с этими вопросами

· В экзистенциалистских работах нет движения от простейших определений предмета ко все более развернутому и конкретному его пониманию, движения, отличающего теоретическую мысль (будь то в философии, будь то в специальных науках) от других форм духовного освоения действительности.

· За этими внешними отличиями экзистенциализма от того типа философии, который господствовал на Западе в течение более полувека, скрывается серьезная содержательная претензия: отказ от ориентации на теоретически развитое знание и специализированные продукты духовной культуры и стремление вслушаться в подвижные умонастроения и ситуационно-исторические переживания человека современной эпохи.

Буржуазная философия классического периода ставила в центрвнимания духовную активность людей, реализующуюся в научном и художественном творчестве, в создании и совершенствовании политических учреждений. Экзистенциалистская философия сосредоточена на проблеме духовной выдержки человека, заброшенного в иррациональный, вышедший из-под его контроля поток событий.

· Своеобразие экзистенциализма состоит, однако, в том, что он, во-первых, протестует против личной капитуляции перед «глобальным кризисом» и, во-вторых, пытается извлечь из апокалипсического переживания истории новые общемировоззренческие постулаты, новые определения предмета философии, ее задач и возможностей.

Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей европейской истории обнажили неустойчивость, хрупкость, неустранимую конечность всякого человеческого существования; не только индивидуального но и родового, общеисторического. Вот почему самым адекватным и глубоким знанием о природе человека они признают сознание собственной смертности и несовершенства, которым обладает каждый, даже самый непросвещенный, замкнутый в своем обыденном опыте индивид

· Э. стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчленённую целостность субъекта и объекта.

· Э. понимает его как переживание субъектом своего «бытия-в-мире». Бытие толкуется как данное непосредственно, экзистенция (которая, согласно Э., непознаваема ни научными, ни даже философскими средствами). По Хайдеггеру и Сартру, экзистенция есть бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность.

Подобно религии, экзистенциализм считает, что человек не должен убегать от сознания своей смертности, а потому высоко ценить все то, что напоминает индивиду о суетности его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистском учении о «пограничных ситуациях» — безвыходных, предельных жизненных обстоятельствах.

· Определяя экзистенцию через её конечность, Э. толкует последнюю как временность, точкой отсчёта которой является смерть.

· В отличие от физического времени — чистого количества, бесконечного ряда протекающих моментов, экзистенциальное время качественно, конечно и неповторимо; оно выступает как судьба (Хайдеггер, Ясперс) и неразрывно с тем, что составляет существо экзистенции: рождение, любовь, раскаяние, смерть и т.д.

· Экзистенциалисты подчёркивают в феномене времени определяющее значение будущего и рассматривают его в связи с такими экзистенциалами, как «решимость», «проект», «надежда», отмечая тем самым личностно-исторический характер времени и утверждая его связь с человеческой деятельностью, исканием, напряжением, ожиданием.

Самым надежным свидетелем истины экзистенциалисты считают нетранслируемую индивидуальную субъективность сознания, выражающуюся в настроениях, переживаниях, эмоциях человека. Постигнуть мир, как он есть, — значит, согласно экзистенциалистам, выявить смысл единого мироощущения личности, непроизвольно присутствующего в этих настроениях, переживаниях.

Экзистенциалисты не отрицают, что, как психологические явления, переживания человека обусловлены обстоятельствами, различными для разных людей. Однако они полагают, что переживание никогда не бывает полностью обусловленным, а всегда несет в себе нечто общее всем людям и выражающее самое существо человеческого положения в мире

· Историчность человеческого существования выражается, согласно Э., в том, что оно всегда находит себя в определённой ситуации, в которую оно «заброшено» и с которой вынуждено считаться. Принадлежность к определённому народу, сословию, наличие у индивида тех или иных биологических, психологических и других качеств, всё это — эмпирическое выражение изначально ситуационного характера экзистенции.

· Временность, историчность и ситуационность экзистенции — модусы её конечности. Фундаментальным измерением человеческого существования является его конечность и, как следствие, временность и историчность; в свою очередь, сбываемость существования как непередаваемого опыта определяет его персонифицированный характер. Отсюда экзистенцию определяют как тройственный феномен — она личностна, исторична и конечна.

Ключевые проблемы:

Общение индивидов не является подлинным, оно лишь подчёркивает одиночество каждого. Согласно Камю, перед лицом ничто (смерти), которое делает бессмысленной, абсурдной человеческую жизнь, прорыв одного индивида к другому, подлинное общение между ними невозможно.

Проблема Бога: различают религиозный и атеистический экзистенциализм. Религиозные экзистенциалисты (Ясперс) считают основанием экзистенции Бога. Условие существования Бога — истинная вера. В актах веры существует Бог и сбывается экзистенция как подлинное человеческое существование. Представители атеистического экзистенциализма, к которым относят Сартра, Хайдеггера, Камю, отвергают бытие Бога. Но: это деление условно, поскольку даже религиозные экзистенциалисты отвергают вмешательство Бога в жизнь людей.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.