Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: Правописание глаголов с тся, ться (IV класс, I – IV)



I. Организационный момент.

-Урок русского языка, садитесь. Запишите дату, классная работа.

- Отгадайте загадку:

Что без меня предметы?

Лишь названья,

А я приду,

Все в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят зданья.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

(Глагол)

-Мы продолжим работу с глаголами и раскроем еще одну тайну этой части речи.

II. Актуализация знаний.

Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

– Прочитайте предложение.

– Как его можно назвать?

– Да, это народная мудрость. Как вы ее понимаете?

– Какая буква встречается чаще других?

Напоминаю, что при написании и заглавной и строчной буквы необходимо соблюдать одинаковое расстояние между палочками.

– Верхний элемент заглавной буквы параллелен линии строки.

– Спишите пословицу, соблюдая правила каллиграфии.

– Подчеркните глаголы.

– Назовите.

– Как называются глаголы: не боится и трудиться?

– Как определили? Почему их так называют?

III. Формулировка темы.

– Что необычного заметили в этих глаголах?

– Что же предстоит выяснить на уроке?

 

Т?СЯ

(учитель прикрепляет карточку на доску)

IV. Постановка проблемы.

- Обратимся за помощью к словам, может быть, они нам помогут.

- Умываться, причесываются, переливаются, купаться, отправляется, собираться, огорчаться, нырял, защищается.

- Прочитайте.

- Что общего у этих слов?

- Какой лишний? Почему?

- На какие группы бы разделили. Посоветуйтесь в парах

- Ваше мнение?

- Какая из этих классификаций поможет решить поставленную проблему?

- Разобьем глаголы на две группы. В первый столбик запишите глаголы с сочетанием ться, в другой с сочетанием тся.

( Один из учеников на доске прикрепляет карточки в два столбика)

– Проведем исследование, почему в одних возвратных глаголах перед ся пишется ь, а в других не пишется. – – – Работаем в четверках.

V. Открытие нового знания.

- Обсудим к каким выводам пришли.

(По ходу обсуждения учитель фиксирует карточки на доске:

ТЬСЯ ТСЯ

Н.Ф. 3 ЛИЦО

ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ?

ЧТО ДЕЛАЮТ?

Вывод. Итак, когда же пишется сочетание тся, а когда ться?

– Проверим себя по учебнику, все ли мы сказали.

– Что еще можем добавить?

– Хорошо поработали, пора отдохнуть.

VI. Физминутка.

Рано утром на рассвете

Умываются мышата

И котята, и утята.

Давайте же мыться,

Плескаться, купаться,

Нырять, кувыркаться.

Всегда и везде

Вечная слава воде.

-Встретились ли глаголы по нашей теме?

VII. Первичное закрепление. (Работа в тетради.)

– Используем результаты исследования в следующем задании. Я называю глаголы, вы подбираете и записываете синонимы в возвратной форме. Не забудьте обозначить орфограммы.

Хохочет (смеется), грустить (печалиться), спешат (торопятся), работают (трудятся), воевать (драться), съезжать (катиться).

– Проверяем.

VIII. Самостоятельная работа.

– А теперь каждый проверит сам себя. У вас на столе карточки контроля. В задании под цифрой один нужно вставить подходящее по смыслу слово, под цифрой два вставьте Ь, где нужно. Желаю удачи.

– Проверим.

IX. Итог урока.

Вернемся к пословице. Объясните, почему же в глаголе не боится нет Ь, а в глаголе трудиться есть?

-Вы не испугались работы, значит умеете трудиться.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.