Экспериментальная часть
Принципиальная схема электроустановки двигателя постоянного тока с независимым возбуждением приведена на рис. 10.1, а с параллельным возбуждением – на рис. 10.2. Рис. 10.1. Принципиальная схема электроустановки для исследования двигателя постоянного тока с независимым возбуждением
Отличие этих схем заключается лишь в том, что в двигателе с независимым возбуждением ток возбуждения можно менять, изменяя величину напряжения на обмотке возбуждения, а в двигателе с параллельным возбуждением – изменяя величину дополнительного сопротивления в цепи обмотки возбуждения. При постоянстве напряжений на обмотках возбуждения все характеристики этих двигателей одинаковы. В качестве нагрузки двигателей используется электромагнитный тормоз (ЭМТ), состыкованный с концом вала двигателя. Изменение нагрузочного момента производится регулированием тока возбуждения ЭМТ и сопротивления . Схема питания и регулирования ЭМТ на лабораторных установках собрана постоянно. Измерение скорости вращения производится тахогенератором (ТГ), соединенным с валом двигателя. Напряжение ТГ, пропорциональное скорости, фиксируется вольтметром , градуированным
Рис. 10.2. Принципиальная схема электроустановки для исследования двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением
Пуск двигателя производится при включенном пусковом реостате в цепи якоря и при полностью выведенном сопротивлении В настоящее время практически все двигатели параллельного возбуждения снабжаются стабилизирующими обмотками С1С2, включенными последовательно с обмоткой якоря и создающими магнитный поток, действующий согласно с потоком параллельной обмотки. Цель стабилизирующей обмотки – компенсировать продольное размагничивающее действие реакции якоря и повысить устойчивость работы двигателя. МДС стабилизирующей обмотки составляет обычно 10–15 % от МДС обмотки параллельного возбуждения.
1. Скоростные характеристики
Снятие скоростных характеристик при разных способах включения обмоток С1С2 и Ш1Ш2 производится с целью определения согласного или встречного их включения. Скоростные характеристики снимают следующим образом: изменяя момент на валу двигателя с помощью электромагнитного тормоза ЭМТ, измеряют частоту вращения n для обоих способов при одном и том же токе якоря. Снять 5–6 точек. Данные занести в табл. 10.1.
Т а б л и ц а 10.1
Согласованность включения обмоток Ш1Ш2 и проверяется по величине частоты вращения при одном и том же токе якоря нагруженного двигателя. При согласном включении этих обмоток частота вращения двигателя будет меньше. Все характеристики двигателей снимаются при согласном включении обмоток С1С2 и Ш1Ш2.
2. Рабочие характеристики
Рабочими характеристиками двигателя называются зависимости
,
где – номинальное напряжение двигателя; – номинальный ток возбуждения – ток, соответствующий номинальной частоте вращения при номинальной нагрузке и номинальном напряжении (должен быть установлен опытным путем); P1 – потребляемая мощность; M – момент на валу двигателя; n – частота вращения ротора; Ia – ток якоря; Рабочие характеристики следует снимать, начиная с максимальной нагрузки (1,2–1,5 от номинальной, при этом можно ориентироваться по величине момента или тока якоря). Перед началом опыта необходимо рассчитать номинальный момент двигателя, используя паспортные данные машины:
,
где – мощность, Вт; – частота вращения ротора, об/мин; – мо-мент на валу двигателя, Н×м. Величины и определяются опытным путем при изменении нагрузочного момента. Значения , h и рассчитываются для каждой опытной точки по формулам , , h ,
где – потери на возбуждение (для исследуемого двигателя принять равными 180 Вт). В ходе опыта примерно через равные интервалы по моменту делают 5–6 замеров соответствующих величин. Опытные и расчетные данные записывают в табл. 10.2.
Т а б л и ц а 10.2
3. Регулирование частоты вращения двигателя изменением тока возбуждения
Этот способ регулирования частоты вращения двигателя наиболее экономичен и технически прост. Изменение тока возбуждения производится изменением либо сопротивления в цепи обмотки возбуждения двигателя с параллельным возбуждением, либо напряжения на обмотке возбуждения двигателя с независимым возбуждением. Для исследования этого способа регулирования следует снять механические характеристики для двух фиксированных значений тока возбуждения, изменяя величину нагрузочного момента от нуля до номинального (5–6 точек). Для двигателя с независимым возбуждением рекомендуется принять 0,6Iвни 0,8Iвн(Iвн = 0,8 А), а для двигателя с параллельным возбуждением – 0,8Iвни 0,9Iвн (Iвн = 0,75 А). Данные опыта занести в табл. 10.3.
Т а б л и ц а 10.3
Первая колонка этой таблицы (при ) заполняется по данным табл. 10.2. В этом же опыте следует снять регулировочные характеристики
.
Они представляют интерес с точки зрения настройки цепи возбуждения двигателя. В учебных целях снимается одна ветвь характеристики, начиная с максимальной нагрузки до холостого хода, изменяя ток возбуждения так, чтобы частота вращения оставалась постоянной. Снимается 4–5 точек. Результаты записываются в табл. 10.4.
Т а б л и ц а 10.4
4. Регулирование частоты вращения двигателя введением в цепь якоря дополнительного сопротивления
Для изучения этого способа регулирования следует снять механические характеристики для двух значений сопротивления в цепи якоря при Характеристики снимаются изменением нагрузочного момента от 0 до Опытные данные записать в табл. 10.5.
Т а б л и ц а 10.5
Первая колонка этой таблицы (при = 0) заполняется по данным табл. 10.2. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|