Здавалка
Главная | Обратная связь

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно моим силам и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.



Молодой врач должен с первых же своих шагов усвоить первый закон медицины «Не навреди», и понять что принцип справедливости должен соблюдаться неуклонно.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла;

Это положение «Клятвы» перекликающееся с древней заповедью«Не убий», вошло в дальнейшем во все медико-этические кодексы как основополагающие решение по эвтаназии (от греч хорошо, смерть) – помощи при смерти. Искусство врача не должно быть направлено на ускорение смерти пациента.

-точно так же, как не вручу никакой женщине абортивного пессария.

В этом обязательстве можно увидеть отношение к святости жизни с момента ее зачатия и веру в то, что жизнь даруется и прекращается Богом, а не врачом.

Чисто и непорочно буду проводить свою жизнь и свое искусство.

Эти слова вряд ли нуждаются в комментарии. Врачевание определяется не как ремесло, а как искусство, для которого нужна нравственная чистота и недопустимы пороки.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

Это фраза всегда вызывала у комментаторов некоторое недоумение, почему врач не должен был выполнить литотрипсии (камнесечения, дробления камней в мочевом пузыре и их извлечения) – операции давно известной египтянам и грекам. В Древнем Египте эту операцию делали особые специалисты. Они были объединены в особые организации и владели секретами этой специальности и врач не должен был вторгаться в чужую область, в которой не был достаточно компетентным, не роняя своего престижа. Нет ни каких оснований предполагать, что операция эта или даже вообще все операции были ниже достоинства врача и предоставлялись низшему врачебному сословию, «Гиппократов сборник» достаточно убедительно опровергает это так как там описываются различные операции.

В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно любовных дел с женщинами и мужчинами, свободным и рабами.

Направленность на благодеяние и непричинения зла – фундаментальные принципы этики.

Что бы при лечении – а также и без лечения - я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда – либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Запрещение врачу, давшему «Клятву», превратилось в законодательные нормы большинства стран, угрожающие современному врачу различными, но всегда серьезными наказаниями за разглашение врачебной тайны.

В «Клятве» этот вопрос ставился шире: нельзя было вообще разглашать не только то, что врач увидит или услышит в связи с болезнью и ее лечением, но и любые другие сведения, которые могли бы скомпрометировать больного или его семью.

Завершается «Клятва» торжественным обещанием пред богами и людьми:

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и давшему ложную клятву да будет обратное этому.

Это были не пустые слова. В Древней Греции и в Древнем Риме воздвигались памятники замечательным врачам. Тем же, кто подписал текст «Клятвы», а затем нарушил ее, грозило суровое наказание: штраф или даже отсечение руки, той самой, которой он подписывал это моральное обязательство.

Таким образом, первый этап формирования морального кодекса людей, избравший врачевание видом профессиональной деятельности, начавшись с «формирующийся медицины», завершился появлением трудов греческих философов, особенно трудов «Корпуса Гиппократа».

Слайд 8

Начало второго этапа формирования медицинской этики связывают с появлением монотеистических религий..

Буддизм.

Этический принцип буддизма стремление делать добро. Самый важный этический принцип, имеющий непосредственное отношение к профессии врача, медицинской сестры, Будда сформулировал так: «Братья у вас нет ни отца, ни матери и заботиться о вас некому. Если вы не позаботьтесь друг о друге, то кто другой это сделает? Братья кто почитает меня да почтит больного.

Легенда гласит, что предписание было дано после того, как Будда, обходя кельи монахов, обнаружил одного из них жестоко страдающего от дизентерии, ослабевшего от болезни, лежавшего в собственных испражнениях. Он поднял его, обмыл с головы до ног, уложил в постель покойно и удобно, а потом объявил, что Сострадание и помощь больному являются важнейшими правилами поведения членов общины. С тех пор монахи стали изучать медицину, чтобы лечить друг друга и мирян, учиться ухаживать за больными и немощными.

Христианство.

Существует придание, что Иисус в молодости изучал врачебные манускрипты для излечения физических и нравственных недугов.

По мере утверждения Христианства как государственной, господствующей религии в Европе христианская церковь взяла на себя уход и заботу за немощными и больными. Эта обязанность лежала на дьяконах. (т греч. –служитель). Им помогали женщины, называющиеся дьякониссами. В число дьяконисс нередко вступали лица знатных фамилий и даже особы царского рода.

С утверждением рыцарских орденов некоторые из них посвящали себя уходу за больными. Например, члены ордена св. Лазаря в Иерусалиме ухаживали за прокаженными. От названия ордена св. Лазаря произошло слово лазарет.

В древнерусском государстве после принятия христианства при монастырях стали создаваться больничные палаты.

Слайд 9

Ислам

Заметный след в истории медицинской этике оставили труды исповедующих ислам арабских ученых медиков эпохи Среднеазиатского Возрождения: «Практическая этика врача» Аль-Рухави, «Приказ медицины» Ибн-абу Усейби, «Канон медицины» и «Фирузнома» Ибн Сины (Авицены). Многие выдержки из них стали афоризмами, переводились на латынь и европейские языки







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.