Здавалка
Главная | Обратная связь

Внедрение TQM на российских предприятиях



В настоящее время многие российские предприятия из-за неготовности к хозяйствованию в условиях конкурентного рынка переживают резкий спад производства и снижение трудовой активности. Основная причина в том, что отечественным предприятиям приходится конкурировать с мировыми производителями, у которых соотношение цена/ качество на предоставляемую продукцию предпочтительнее для потребителя. Таким образом, процессы управления качеством на современных предприятиях сегодня пытаются решать различными способами. И прежде всего, оценивая эти процессы на российских предприятиях, важно выявить проблемы, которые встречаются на пути к всеобщему качеству.

Главная (1-я) методическая проблема – чаще всего она не осознается руководством предприятий и компаний, это проблема упования на стандарты ИСО 9000, которые не адекватны современной российской ситуации. Российским компаниям необходимы серьезные изменения в организационной структуре, корпоративной культуре, стилях и методах менеджмента, и даже смена номенклатуры производимой продукции. Стандарты серии 9000 построены на процедуре строгой документации процессов. Оценка качества по принципам ИСО 9000 проводится на основе аудита документации и процедур документирования.

2-я проблема на пути внедрения стандартов ИСО 9000 – это невыполнение в России правил Джурана и Деминга.

То есть Джуран утверждал, что за 85% проблем качества отвечает система менеджмента, а за остальные 15% - исполнители.

Деминг трактовал данное правило более жестко. 96% проблем качества – это ответственность системы, 4% - ответственность исполнителей. В последние годы жизни Деминг еще более ужесточил свое правило до 98 и 2%.

3-я проблема – неадекватность культурных основ российской промышленности и сферы услуг принципам стандартов ИСО семейства 9000. Культурный базис российских СМК – это репрессивный менеджмент, основанный на поиске виновных. Необходимо переходить от менеджмента, основанного на праве силы, к менеджменту, основанному на силе правил.

4-я проблема – пропущенные этапы развития менеджмента качества и прежде всего статистических методов управления качеством. Построенная система статистического управления качеством должна быть вписана в общую СМК.

Таким образом, для российских предприятий необходимо начинать с решения четырех важнейших задач:

1. Освоение производства товара, пользующегося спросом.

2. Создание дилерской сети, торговой сети продаж, распространения товара и информации о нем.

3. Минимизировать издержки производства.

4. Научиться управлять финансами. Необходимо организовать систему управленческого учета.

В моделях СМК данные условия рассматриваются в аспекте улучшения. На российских предприятиях уместнее рассматривать данные процессы в аспекте создания.

Важно остановиться на семи шагах, направленных на развитие TQM:

1. Организация процедуры измерений и анализа уровней дефектности, или уровней несоответствий в производстве. Нужно конкретизировать стартовые условия предприятия, оценить, где находится предприятие в отношении качества продукции(услуг) и процессов.

2. Анализ и классификация несоответствий и их причин. Несоответствия необходимо разделить по степени важности. Рекомендуется следующая классификация несоответствий: - критические, - значительные, - малозначительные.

Причины несоответствий могут носить различный характер: технически, исполнительский организационный и др. Для каждого уровня применимы свои методы и средства анализа.

3. Введение мотивации за снижение несоответствий. Мотивация к снижению несоответствий через материальное стимулирование должна изменяться с развитием СМК в направлении TQM. Вовлечение в коллективный метод непрерывного улучшения качества, кружки качества, группы качества. Это должно быть согласовано с миссией, целью и политикой качества, с принципами руководства и ценностями.

4. Согласование возможностей производства и требованиями конструкторской и технологической документацией.

5. Разработка централизованной программы поэтапного снижения уровня несоответствий на уровне предприятия. Программы инженерных и технико-экономических мероприятий, в которой разрабатываются задания для подразделений предприятия. Организация контроля.

6. Построение производственных отношений по принципу «изготовительпотребитель». Создание документированной системы качества.Внедрение стандартов серии ИСО 9000 рекомендуется начинать на 6м этапе.

7. Создание системы работы с внешними поставщикамина основе стандартов на статистический приемочный контроль на базе принципа распределения приоритетов и внедрения СМК. Жесткий входной и выходной контроль.

35. Предварительный этап работы по проектированию системы менеджмента качества. Программы работ: разработка календарного плана работы, план финансового и материального обеспечения, план обучения персонала. Работа с консультантами.

К системе менеджмента качества относиться весь комплекс мер по гарантии качества продукции. За решением компании внедрить такую систему первым делом следует анализ текущего положения дел. Затем необходимо привести систему к промежуточному рубежу-сертификации (например по ИСО 9001), а дальше задача компании- непрерывно поддерживать и совершенствовать работу системы.

После принятия решения о создании СМК на предприятии следует работа над организацией самой системы. В первую очередь следует обратить внимание на следующие задачи:

1. формулировка политики в области качества, ее стратегии и целей

2. описание системы

3. назначение ответственных, установление внутренней структуры СМК

4. разработка и описание всех процессов, влияющих на качество

5. определение и утверждение контрольных показателей качества

Все перечисленные задачи начинаются с анализа уже имеющихся документов и инструкции по теме- чтобы использовать уже имеющиеся наработки компании. Затем определяются основные принципы и промежуточные цели. После этого каждый из участков работы подлежит проверке на соответствие требованиям ИСО (например ИСО 9001).

Необходимо разработать документы, описывающие структуру системы и ряд новых требований к качеству. И только после этого информация доводится до сведения сотрудников. Обязательно поставить в известность всех, кому предстоит в дальнейшем работать над проведением новой стратегии. Следующий шаг- внедрение и поддержание новых стандартов работы на практике- с необходимыми доработками в ходе применения.

Важно провести аудит качества. Цель аудита- подтвердить соответствие системы и технологических процессов новым требованиям. По окончании аудита процедуру внедрения СМК можно считать завершенной. Далее идет сертификация по ИСО 9001 в выбранном Органе по сертификации.

Если Ваша организация не достаточно компетентна, чтобы разработать систему менеджмента качества, Вы можете назначить консультанта. Прежде, чем нанимать консультанта, полезно проверить его/ее образование, знание продукции, процесса производства Вашей компании/ организации и наличие опыта в оказании помощи другим организациям в достижении поставленных ими целей, включая сертификацию.

Провести также анализ затрат и выгод, которые принесет найм консультанта и согласовать объем его/ее работ в письменном виде. Можно также назначить консультанта только для обучения ключевого персонала, который может провести дальнейшее обучение внутри компании и вести разработку системы.

Необходимо повысить информированность о требованиях системы менеджмента качества среди всего персонала, занятого выполнением тех работ, которые могут повлиять на качество. Планировать и проводить конкретное обучение тому, как разрабатывать руководства по качеству; процедуры; планирование системы менеджмента качества; как идентифицировать и осуществлять процесс улучшения; и как проводить аудит соответствия системе менеджмента качества.

Также необходимо определить обязанности лиц, которые будут заниматься разработкой и документированием СМК. Назначить представителя руководства, который будет осуществлять надзор за работой СМК. Создать инициативный комитет, чтобы вести мониторинг прогресса и рассмотреть обеспечение ресурсов, где требуется.

Подготовьте полный план процессов разработки СМК, чтобы устранить недостатки. План должен подробно расписывать работы, которые нужно произвести, ресурсы, которые необходимы и распределение обязанностей; он должен также давать оценку времени завершения каждого вида работ. Статьи 4.1 и 7.1 стандарта ИСО 9001:2000 описывают шаги, которые следует предпринимать при разработке плана. Время, требуемое на каждую фазу (планирование, документация, осуществление и оценка), будет зависеть от степени несоответствия Вашей имеющейся системы менеджмента качества требованиям стандарта.

 

Основы применения статистических методов в управлении качеством. Роль и значение, основные функции. Ложная и необъявленная тревога. Классификация отклонений параметров качества изделий и методов контроля.

Одним из важнейших требований ISO 9000 является управление процессом, основными этапами которого являются планирование, измерение, отслеживание процесса посредством сравнения измеренных значений с эталонными. Управление же – это регулирование процессов на базе информации, полученной по результатам сравнения, или, иначе, применение статистических методов на этапах планирования и управления процессом.

Контроль процесса предусматривает инспекцию процесса путем измерения параметров качества в каждой точке. Если невозможно фиксировать (измерять) параметр качества продукции, то для данной операции необходимо определить и контролировать параметры процесса, оказывающие определяющее влияние на параметр качества продукции, который невозможно проконтролировать в процессе производства.

Статистическое управление качеством (по стандарту) – та часть управления качеством, в которой применяются статистические методы.

Статистически управляемое состояние процесса – состояние, описывающее процесс, из которого удалены все особые причины изменчивости и остались только обычные причины. То есть, наблюдаемая изменчивость может быть объяснена постоянной системой случайных причин; отражается на контрольной карте отсутствием точек за контрольными границами, трендов и неслучайного поведения в контрольных границах.

Изменчивость(вариабельность) – неизбежные различия среди индивидуальных результатов процесса, их источники могут группироваться в два основных класса: обычные и особые причины.

Обычная причина вариабельности –источник изменчивости, влияющие на индивидуальные значения результатов процесса; при анализе контрольной карты проявляется как часть случайной изменчивости процесса.

Особая причина вариабельности –источник изменчивости, которая может прерываться, часто непредсказуема, иногда называется неслучайной причиной; о ней сигнализирует точка за контрольными границами, серия точек или неслучайное поведение точек в контрольных границах.

Основные этапы статистического управления качеством: -статистическое обследование; -наладка процесса; -статистическое управление.

Статистический контроль процесса, формы и содержания рабочих планов контроля представляют собой документы в виде формы статистического контроля процесса и различных отчетов в области качества. Эти формы и связанные с ними инструктивные документы (как собирать информацию, как заполнять формы информацией, как ее использовать, какие средства контроля качества могут быть использованы, как вносить поправки и т.п.) являются основой для контроля оперативных действий.

Главное значение статистических методов управление качеством продукции в организации – это создание условий для эффективного принятия оптимального управленческого решения с использованием накопленной информации между смежными подразделениями в организации и внешней средой.

Статистическая управляемость процессов и принятие решений на основе фактов – это основные требования, предъявляемые международными стандартами ИСО 9000 к системе качества, которые могут быть выполнены благодаря внедрению статистических методов. Важнейшей составляющей статистического управления является осуществление корректирующих мероприятий в направлении совершенствования организации, в противном случае применение статистических методов будет бесполезным расходом ресурсов.

Используемые в сегодняшней практике организаций статистические методы можно подразделить на следующие категории:

1. Методы высокого уровня сложности, которые используются разработчиками систем управления организацией или процессами. К ним относятся методы кластерного анализа, адаптивные, робастные статистики и др.

2. Методы специальные - используются при разработке операций технического контроля, планировании промышленных экспериментов, расчетах на точность и надежность и т.д.

3. Методы общего назначения. К ним относятся « Семь простых методов»: контрольные листки; метод расслоения; графики; диаграммы Парето; диаграммы Исикавы; гистограммы; контрольные карты.

Статистический анализ качества применяется для установления свойств случайного процесса в конкретных условиях производства.

С помощью статистических методов анализа качества решаются задачи:

- определения точности и стабильности технологического процесса;

- установления характера различия средних значений (случайного и неслучайного) одного и того же параметра качества изделий или его рассеяния, изготавливаемых в различных условиях производства;

- оценки степени влияния (корреляции) двух или более факторов на показатели качества продукции;

- выявления факторов, существенно влияющих на изменение параметров качества, и факторов, которыми можно пренебречь;

- выявления изменения параметров качества во времени и характера (случайный или неслучайный) этого изменения и т.д.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.