Здавалка
Главная | Обратная связь

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПЛАТЁЖНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



Экономическая оценка эффективности и качества автоматизированной системы межбанковских расчетов как ключевого компонента платежной системы Республики Беларусь

Платежная система является неотъемлемой частью финансовой инфраструктуры рыночной экономики, и её состояние имеет ключевое значение для денежно-кредитного регулирования, обеспечения эффективного расчетного обслуживания финансовой системы государства и реального сектора экономики [4, с. 452].

Начиная с момента создания национальной платежной системы Беларуси вопросы состояния и развития автоматизированной системы межбанковских расчётов (далее – АС МБР) как основного компонента постоянно находятся в центре внимания национального банка Республики Беларусь. Разработана нормативно-правовая база, регламентирующая осуществление межбанковских расчетов через АС МБР (рисунок 2.1), обеспечение безопасности информации в системе, а также её разработку, сопровождение, эксплуатацию и обслуживание, порядок расчета и взимания платы за расчетные услуги национального банка Республики Беларусь [9].

Надежное и безопасное функционирование АС МБР зависит от урегулированности правоотношений между участниками, состояния и развития центрального вычислительного комплекса, системы передачи финансовой информации, автоматизированных систем банков-участников, работы технического оператора, провайдеров телекоммуникационных услуг, поставщиков услуг в сфере платежных систем.

В целях повышения надежности и безопасности функционирования автоматизированной системы создан резервный вычислительный центр, внедрена модернизированная система BISS и система передачи финансовой информации, осуществлены меры по повышению надежности функционирования автоматизированных систем банков. Определены базовые нормы, устанавливающие основные требования к организации межбанковских расчетов в случае возникновения нештатных (критических, аварийных) ситуаций в функционировании АС МБР [9].

 

 

СОСТАВ АС МРБ

Система безналичных расчетов с использованием карт
БВФБ
АРМ банков

 

 

 


Рисунок 2.1 - Автоматизированная система межбанковских расчетов

(АС МБР), которая включает в себя систему BISS.

 

За 2009 – 2011 годы в АС МБР был отмечен значительный рост платежного оборота. Так, количество проведенных платежей возросло на 19,1 %, а сумма платежей увеличилась в 5 раз (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 – Динамика количества платежей, проведенных в АС МБР за 2009 и 2011 годы [14]

Количество проведенных платежей составило 57818 тыс. единиц (среднедневное количество платежей – 227,6 тыс. единиц), сумма платежей – 767552,4 млрд. руб. (среднедневной оборот по сумме – 3021,8 млрд. руб.). Количество платежей, проведенных в АС МБР в 2011 г., по сравнению с 2009 г. возросло на 9,8 %, сумма – на 50,5 % .

В целях реализации мероприятий, направленных на перераспределение основного потока межбанковских платежей на обработку в систему BISS, в течение 2011 года проводилось поэтапное снижение максимальной суммы денежного перевода, подлежащего обработке в клиринговой системе прочих платежей, в результате чего в отчетном периоде увеличилось количество платежей, использованных в системе BISS. Так, если в течение 2010 г. процентное соотношение по количеству составило 14,5 % в системе BISS и 85,5 % – в клиринговой системе прочих платежей, то в 2011 г. этот показатель составил 40,8 % и 50,2 % соответственно.

В 2009 году по сравнению с 2011 годом количество всех проведенных платежей возросло на 9311 тысячи единиц. В том числе количество платежей в системе BISS увеличилось в 2,6 раза, и составила 23594,3 тыс., а в клиринговой системе в 1,5 раза и составила 34223,7 тыс. платежей (рисунок 2.3).

 

 

Рисунок 2.3 – Динамика количества платежей, проведенных в АС МБР в 20009 и 2011 годах [14]

Одной из важных составных частей АС МБР является система передачи финансовой информации (СПФИ), первая очередь которой была введена в промышленную эксплуатацию в 2010 году, вторая – в 2011 году, что позволило обеспечить доставку электронных платежных документов с гарантированной надежностью, безопасностью и достоверностью, дало возможность подключить не только банки, но и государственные органы, расширить спектр предоставляемых услуг по передаче финансовой информации и отказаться от эксплуатации устаревшей системы передачи данных в АС МБР [9].

Программно-технический комплекс АС МБР соответствует требованиям руководящих документов и стандартов РБ по обеспечению технической возможности проведения межбанковских расчетов.

Не допущено случаев несанкционированного доступа в платежную систему. Параметр доступности клиентов к АС МБР за 2009 год составил 99,98 %, за 2010 год – 99,7 %, за 2011 год – 99,95 % дневного фонда рабочего времени (при нормативе не ниже 99,5 %).

Тенденции увеличения характерны и для показателя среднедневного платежного оборота: по количеству его рост составил 19,6 %, по сумме он увеличился в 4,9 раза. Также произошло увеличение среднего размера платежа: в системе BISS он возрос более чем в 2 раза, а в клиринговой системе – в 1,4 раза (рисунок 2.3).

 

 

Рисунок 2.3 – Динамика среднего размера платежей, проведенных в АС МБР в 2009 и 2011 годах [14]

В настоящее время Программно-технический комплекс (ПТК) управления платежами банка позволяет банку получать от системы BISS информацию о текущем состоянии корреспондентского счета, очередей срочных и несрочных платежей, об условиях осуществления расчетов других участников АС МБР, производить резервирование средств для осуществления расчетов в смежных подсистемах и для обработки несрочных платежей, управлять очередью срочных платежей, осуществлять отзыв платежей из очередей ожидания средств, формировать заявки в адрес НБ РБ на отзыв депозитов и средств из ФОР, устанавливать блокировку дебетовых операций для своих учреждений и ряд других функций [7].

Эффективность модернизированной системы подтверждается значительным снижением объема неисполненных платежей. В 2011 году по сравнению с 2009 годам сумма аннулированных платежей возросло более чем в 399 раз, а количество – более чем в 76 раз. А в 2011 г. неисполненные платежи составили 306 тыс. ед.

НБ РБ создан и успешно эксплуатируется первый в республике Центральный архив электронных документов по межбанковским расчетам (ЦА МБР). Без создания полноценного архива электронных документов невозможно использование всех преимуществ электронного документооборота, поэтому банкам необходимо в условиях централизации деятельности активизировать работы по созданию собственных архивов электронных документов [9].

Несвоевременно выполненные (аннулированные) платежи в отчетном периоде, как и в аналогичном периоде 2010 года, отсутствуют. Случаев несанкционированного доступа в ПС не допущено. Все вышесказанное способствовало повышению надежности, безопасности и эффективности функционирования платежной системы, что подтверждают приведенные ниже показатели работы за январь-сентябрь 2011 года.

В АС МБР проведено 12651,2 тысячи платежей на сумму 233288,1 миллиарда рублей. Средний размер платежа в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом 2010 года возросло на 1,7 %. Количество проведенных платежей в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом 2010 года возросло на 9,5 %, сумма – на 17,1 %. В январе–сентябре 2011 г. среднедневной оборот составил 3762,7 млрд. руб.(204,1 тыс. платежей) и по сравнению с январем–сентябрем 2010 г. увеличился соответственно на 17,4 % и 9,7 % .

Вместе с тем, несмотря на положительные в целом результаты работы АС МБР, существует и ряд проблем.

Не способствует нормативной работе платежная система, сложившаяся практика авральной работы субъектов хозяйствования, органов управления и отдельных банков в последний день месяца или квартала по урегулированию расчетов, включая погашение задолженности по заработной плате и перед бюджетом. В течение продленного сверх графика времени работы АС МБР, как правило, поступает небольшое количество платежей, которые при нормальной организации расчетно-платежного процесса могли быть проведены в регламентное время без дополнительных затрат на обеспечение работы платежной системы. Затраты достаточно велики. Так, 1 час работы АС МБР обходится национального банка Республики Беларусь примерно в 3,5 млн. руб. [16].

От сложившейся практики необходимо уходить, используя при этом организационные и экономические меры. Одной из таких мер должно стать введение платы за продление работы АС МБР, которую должен вносить инициатор продления, покрывая все издержки национального банка и банков.

Это говорит о том, что тарифы уже не покрывают возросшие по объективным причинам затраты (увеличение амортизации за счет ввода резервного центра, рост зарплаты персонала, рост цен на электрическую и тепловую энергию и др.). Поэтому назрела необходимость их повышения. При этом Главное управление платежной системы, Главное управление информационных технологий и Расчетный центр продолжат работу по оптимизации и совершенствованию АС МБР с целью снижения затрат на её эксплуатацию и сопровождение [9].

К компетенции банков относится решение проблемы увеличения нагрузки на ответственных исполнителей в связи с необходимостью формирования полноформатных электронных платежных документов для передачи в систему BISS. Решение данной проблемы возможно, если банки начнут более активно применять автоматизированные банковские системы "Клиент-банк" и сканирующие устройства.

Сегодня созданная в государстве платежная система в основном соответствует современным образцам. Однако интеграция и расширение экономических связей, позволившие нашей стране войти в мировые финансовые потоки, требуют формирования платежной системы, полностью отвечающей мировым стандартам. Поэтому работа по созданию надежного, стабильного механизма функционирования платежной системы, её модернизация в связи с быстрыми технологическими изменениями и республике проводится постоянно[16].

В 2011 году НБ РБ обеспечил эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов в экономике республики и сокращение доли расчетов посредством наличных денег.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.