Здавалка
Главная | Обратная связь

И. С. Бах 2-х голосная инвенция B-dur

Изучение произведений полифонического стиля является необходимым условием успешного профессионального и интеллектуального развития любого музыканта на протяжении всех лет обучения. Работа над полифонией начинается с игры произведений, где используется подголосочная полифония (начальное обучение + 1,2 класс): к ним относятся обработки народных песен. Далее появляются полифонические сочинения с контрастным типом полифонии (1,2,3 классы): маленькие прелюдии, старинные танцы, менуэты, пьесы из сборника А.М.Бах. Постепенно учащийся переходи т к изучению полифонических сочинений, в основе которых лежит имитационный (высший) тип полифонии.

Сборник И.С.Баха «Инвенции и симфонии» благодаря художественной содержательности образов и полифоническому мастерству представляет большую ценность и является одним из важных и обязательных разделов педагогического репертуара в области полифонии. «Инвенция» в переводе с латинского – «выдумка», «изобретение». Это 2-х и 3-х голосные пьесы полифонического склада, написанные в виде имитации. Бах писал их для своих учеников как подготовительные упражнения перед фугой для достижения полной самостоятельности пальцев и вообще развития способности к исполнению сложной полифонической музыки. Наиболее известны 15 2-х голосных и 15 3-х голосных инвенций (оригинальное название «симфонии»).

2-х голосная инвенция B-dur предназначена для изучения в 5 классе ДМШ.

Этап знакомства ученика с любым произведением является чрезвычайно ответственным т.к. закладывает основу для последующей работы. Для того чтобы сформировать у учащегося эмоциональную потребность работать и совершенствовать это произведение, показ педагога должен быть максимально всесторонним и образным. Кроме исполнения пьесы на инструменте или прослушивания аудиозаписи, педагогу необходимо проанализировать музыкальную форму, сделать ее образный анализ, активно привлекая учащегося к характеристике музыкальных образов, к средствам, использованных композитором.

Инвенция B-dur написана в 3-х частной форме. В ней представлен имитационный тип полифонии. Тематическую основу инвенции составляют два цепляющиеся друг за друга мотива – поступенный и идущий по звукам трезвучия (т. 1). Из 3-х кратного проведения данной тематической фигуры и ее обращения (т. 2) получается тема, которая в целом занимает 6 тактов. После четырехтактовой интермедии тема проводится в тональности доминанты (F-dur) – подобно ответу в фуге. Это проведение образует в то же время заключение первой части. Во второй части основной тематический элемент разрабатывается, происходит ряд отклонений в родственные тональности – g-moll (т.19), Es-dur (т. 21), c-moll (т. 23). Вторая часть занимает 15 тактов. Реприза начинается с проведения темы целиком в басовом голосе, но его сразу же перебивает верхний, тоже проводящий тему в несколько измененном виде. Такой прием именуется стреттным проведением, художественный смысл которого заключается в утверждении темы.

Разбор инвенции желательно сделать на уроке. Уже на этом этапе необходимо уделить большое внимание аппликатуре, артикуляции, интонированию, фразировке.

При работе над произведением пристальное внимание следует уделить работе над темой. Главная трудность исполнения темы в данной инвенции – сочетание певучести с оживленным движением, а также, в выявлении динамических особенностей восходящих и нисходящих мотивов. Поэтому, на данном этапе целесообразно применить такие приемы работы как:

· пение голоса от начала до конца по нотам (наизусть);

· чередование игры и пения по фрагментам (наизусть или по нотам);

Медленное, спокойное и плавное движение восьмых в басовом голосе контрастирует оживленной теме. Мотив начинается со второй четверти и стремится к последнему звуку – половинной. Для усиления контраста, четверти в левой руке исполняются non legato, мягко, певуче. Половинная – более глубоко, tenuto.

При работе над одноголосием необходимо обратить внимание на скачки, разрешения, границы законченных построений, динамическое развитие темы. При соединении партий обеих рук ученик может столкнуться с техническими трудностями (параллельное движение элементов темы т. 27). Следовательно, нужно проучить этот эпизод отдельно различными способами.

В целом, инвенция B-dur, как и любое сочинение И. С. Баха является сочинением, которое может стать хорошей школой для вырабатывания навыков игры полифонической музыки.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.