Здавалка
Главная | Обратная связь

ЭТНИЧЕСКИЕ И СОЦИО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ



ПРОБЛЕМЫ

Тест Прогрессивных Матриц был разработан для такого измерения продуктивной способности, который минимизировал бы влияние различий в уровне знаний тестируемых на ре­зультат оценки. Уже самые первые результаты показали, что многие люди, живущие в общес­твах с низким уровнем грамотности, в частности, в Африке, не имеют привычки смотреть и обра-

18 щать внимание на круги, квадраты, треугольники или линии, которые задают проблемные ситуации в ПМР. Еще более существенно то, что они не имели привычки думать в двумерном плане и рассуждать в категориях вертикалей и горизонталей, привычных при чтении и счете. Да­же фотографии людей не распознавались ими как изображения людей (смотри Price-Williams, 1962; Silvey, 1972). Другие исследования (например, Ombredane and Robaye, 1953; Vernon, 1966; Majumdarand Nundi, 1972) показали, что при отсутствии соответствующей стимуляции развитие логического мышления происходит в латентной форме или оно развивается в более позднем возрасте.

Учитывая тот факт, что существуют культуры, в которых настоящий тест просто не работа­ет, мы должны рассмотреть возможность, что разница в тестовых оценках, полученных предста­вителями разных этнических групп в рамках западного общества, может быть объяснена аналогичным образом.

Многочисленные данные относительно причин различий между этническими группами в обществах с традиционно высоким уровнем грамотности представлены в Исследовательских Приложениях к настоящему Руководству. Тем не менее, будет полезно суммировать и здесь эти результаты, особенно потому, что нередко утверждается "культурная независимость" теста Прогрессивных Матриц. Мы предоставим здесь столько доказательств, сколько нужно чтобы продемонстрировать, когда такое утверждение оправданно, а когда - нет.

Один из наиболее впечатляющих результатов заключается в том, что несмотря на удиви­тельное повышение с течением времени суммарных оценок, обнаружена очень высокая степень сходства между нормами, полученными в различных культурах в одно и то же время, К примеру, нормы, полученные в 1980 году в Великобритании, Восточной и Западной Германии, Чехослова­кии, Австралии, Новой Зеландии, в городах континентального Китая, а также у представителей белого населения США, очень похожи как по средним значениям, так и по величине дисперсии.

Однако, некоторые этнические группы демонстрируют значительное отставание от этих международных норм. Они включают жителей Бразилии, Ирландии, Пуэрто-Рико, а также пред­ставителей черного и коренного населения Америки. Оуэн (Owen, 1992) показал, что согласно данным по Южной Африке имеются огромные различия в показателях между чернокожими и белыми (на уровне 3 Стандартных Отклонений), и между мулатами и белыми (на уровне 1,5 Стандартных Отклонений), но не между индейцами и белыми. Крайне низкие нормы были выяв­лены в исследовании, проведенном в изолированном горном районе Перу. Во всех странах мира нормы для детей из менее привилегированных социо-экономических групп и из сельской местности были ниже, чем у остальных. Особенный интерес представляют различия между бе­льгийцами, говорящими голландском и французском языках, которые оставались практически постоянными с 1957 по 1968 год.

Наиболее частое объяснение этих различий заключается в том, что данный тест не вызывает интереса людей, выросших в неблагоприятной среде, и требует от них мыслительных усилий, к которым они не привыкли. Однако, трудно согласовать такое объяснение с широким диапазоном разброса тестовых оценок у людей, выходцев из самых различных сред и классов, а также членов большинства семей. Еще более важно, что данное объяснение не справляется с тем фактом, что тестовая шкала остается той же самой (то есть сохраняет ранговый порядок сложности отдельных пунктов) для людей - выходцев из совершенно разных культур. И хотя су­ществуют незначительные различия между шкалами, полученными в Великобритании, Новой Зеландии, Австралии и Чехословакии, средняя корреляция между сложностью отдельных пун­ктов, рассчитанных независимо в каждой из этих стран, составляет 0.99. Внутри Великобрита­нии и Соединенных Штатов корреляция между сложностью пунктов, рассчитанных независимо для разных социо-экономических и этнических групп, варьирует в пределах от 0.98 до 1.0. Оуэн (Owen, 1992) представил похожие результаты в отношении черных, мулатов и белых из Южной Африки. Таким образом, тест сходным образом работает во всех этнических и культурных груп­пах. Если бы это было не так, то пункты теста не демонстрировали бы инвариантности индексов

19 сложности. Более того, было обнаружено, что тест имеет одинаковую прогностическую валид-ность для ряда критериев внутри каждой из этих групп. Таким образом, даже в самом общем смысле не может быть справедливым утверждение, что тест предлагает "непривычный стиль мышления" для людей из любой из этих групп. Однако, нужно добавить, что существует множе­ство индивидуумов, чьи тестовые оценки не отражают реального уровня их способностей.

Как мы уже отмечали, наиболее вероятное объяснение факта изменения норм с течением времени заключается в улучшении питания, уровня благосостояния и гигиены. Факт, что в США различия в тестовых оценках по ПМР для разных социо-экономических и этнических групп изменяются параллельно с различиями в весе детей при рождении, детской смертности и ран­ней детской заболеваемости, свидетельствует о сходных источниках этих различий. Результаты многих других исследований (Baird and Scott, 1953; Scott et al, 1956; Vernon, 1969; Benton and Roberts, 1988; Eysenck and Eysenck, 1991) подтверждают эту гипотезу: качество питания связано с весом при рождении, детской смертностью, оценками по ПМР, и с ростом как внутри социо-экономических групп, так и между ними. При этом использование в системе питания людей вита­минов усиливает продуктивную (но не репродуктивную) способность, измеряемую с помощью ПМР или других тестов. Впрочем, важно отметить, что проблема состоит не просто в исключе­нии влияния неблагоприятных факторов. Не только люди маленького роста становятся выше в результате процессов акселерации, но и высокие люди тоже. Тем не менее, хотя гипотеза каче­ства питания дает разумное объяснение многим этническим различиям, в том числе стремите­льно сглаживающимся различиям между жителями США - американцами европейского и латиноамериканского происхождения, хотя она и может объяснить сохранение многих различий вопреки повышению средних оценок по всем группам, но она не в состоянии объяснить сохра­няющееся в течение нескольких лет различия между голландско- и франкоговорящими бельгий­цами. Скорее всего это конкретное различие следует приписать влиянию различий в практике воспитания детей.

Различия между оценками, полученными детьми из различных социо-экономических групп, значительно меньше, чем у их родителей. Генетические процессы склонны приближать крайние характеристики к среднему по популяции при переходе от родителей к детям. Однако, с психологической точки зрения больший интерес представляет тот факт, что некий трудно объяс­нимый социальный процесс селекции и распределения как бы рассортировывает детей для вос­произведения основных различий между взрослыми социо-экономическими группами. Этот про­цесс действует в обществах с широким разнообразием социо-экономических структур. Фирковска-Манкевич с коллегами (Firkowska-Mankiewicz et al., 1982) предоставили впечатля­ющую демонстрацию его работы в пригородах Варшавы, где проживают люди с сильно различ­ающимся социо-экономическим статусом. Однако, этот процесс может быть ускорен или замед­лен посредством определенных социальных или образовательных мероприятий. К примеру, Хоуп (Норе, 1985) показал, что американцам требуется 34 года, чтобы достичь той степени свя­зи между профессиональным статусом и Интеллектом, которой шотландцы достигают за 6 - то есть примерно ко времени, когда ребенку исполняется 11 лет. В обоих странах около 60% соци­альной мобильности, в конечном итоге, статистически высчитывается по оценкам "Интеллекта".

Похожие социальные процессы наблюдаются и вне интеллектуальной сферы. В 1959 году Кон (Kohn) продемонстрировал факт, что люди, принадлежащие различным профессиональным группам, исповедуют совершенно разные ценности. Так называемый "средний класс" склонен подчеркивать значение оригинальности, ответственности и инициативы, тогда как представите­ли "рабочего класса" более заинтересованы в послушании, обучении и наличии четких правил.

2 В своей книге Хоуп показал, что около 60% случаев изменения социального статуса - как вверх, так и вниз - мож­но было предсказать на основе детских оценок теста интеллекта (но не их учебных достижений), на основе учитель­ских оценок креативности (отрицательнаякорреляция), настойчивости и ряда других прогностических признаков. К одиннадцати годам школьная система Шотландии уже отсортировывала детей в соответствии с прицелом на их будущий социальный статус. В отличии от Шотландии, школьная система США слишком демократична и подвер­жена постоянным инновациям, так что прогнозы, сделанные на основе тепа интеллекта у американского ребенка, лишь к 40 годам достигали 60% соответствия интеллекта и социального статуса. (Примечания редактора).

20 Кон полагал, что эти различия являются результатом профессионального опыта, но автор про­демонстрировал широкий разброс систем ценностей у детей, выросших в сходном окружении, а также то, что система ценностей в юношеском возрасте в большей мере определяется группой, в которую индивид войдет в будущем, нежели той, которой он принадлежит по рождению {смот­ри также Kohn, 1977; Kohn and Schooler, 1978, 1982; Miller, Kohn and Schooler, 1985, 1986), Kohn, Slomcszynski and Schoenbach (1986) представили впечатляющую демонстрацию работы процес­са социального распределения среди взрослых. Но наиболее удивительными остаются резуль­таты, которые были получены Кинси (Kinsey) в 1948 году. Сексуальное поведение и социальные установки подростков в большей мере определяются группой в которую они войдут, нежели той из которой они вышли. Трудно понять, как это могло бы произойти путем обсуждения, явного обучения или моделирования в какой либо форме. Похоже, имеет место некий важный, хотя и трудный для понимания социальный процесс, в результате которого люди стремятся работать с теми, кто обладает интеллектуальными способностями их уровня, а также разделяет их соци­альные и профессиональные ценности.

Последствия этого процесса, однако, далеко не удовлетворительны. Хоуп (Норе, 1984), Наттгенс (Nuttgens, 1988), Хоган (Hogan, 1990) и сам автор (Raven and Dolphin, 1978; Raven, 1984) продемонстрировали в своих работах, что из числа тех кто продвинулся по службе на вли­ятельные должности, значительную долю составляют люди, которые, судя по их вкладу в эффе­ктивность функционирования их организаций и общества в целом, не могут быть охарактеризованы иначе, чем некомпетентные. Решение этой проблемы потребует разработки лучших систем оценивания ценностно-ориентированных мотивационных диспозиций.

Итак, в данном разделе обсуждались исследования этнических различий в оценках ПМР. Флинн показал, что (а) общая тенденция изменения оценок с течением времени опровергает предположение о наследуемости этнических различий; (б) эти временные изменения не связаны с изменениями деятельности {измеренной, например, числом зарегистрированных па­тентов). Недавно, (1989, 1991) Флинн обнаружил, что впечатляющие академические и профес­сиональные достижения американцев азиатского происхождения не могут быть отнесены за счет их более высокой продуктивной способности. Они скорее обусловлены их преимуществом в других способностях и мотивациях. Это подтверждает результаты ранней работы Макклелан-да (McClelland, 1961), что различные успехи в образовательной и профессиональной сфере представителей разных культур обусловлены главным образом их ценностными установками и способностью формировать и развивать в себе множество взаимодополняющих видов компете­нтности для эффективного достижения значимых для них целей.

Вытекающие из данного обсуждения практические выводы для социальной и образовате­льной политики будут рассмотрены ниже (см. раздел "Социальные и Психологические Аспекты Применения Тестов Интеллекта".







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.