Здавалка
Главная | Обратная связь

Философии бытия (лекция)

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСКУССТВ

КАФЕДРА «Истории Казахстана и гуманитарных дисциплин»

«Утверждаю»

Зав. кафедрой ИК и ГД_______________

Касабекова А.И.

 

 

ПРОГРАММА КУРСА (syllabus)

ФИЛОСОФИЯ

по кредитной технологии обучения для студентов всех специальностей

Курс - 2

Семестр 4

Количество кредитов - 3

Лекционные занятия - 30 часов

Семинары - 15 часов

СРСП - 12 часов

СРС - 78

Экзамен - 4 семестр

Всего - 135 часов

АСТАНА 2014 г.

 

Программа курса составлена Поваляшко Г.Н.,

Кандидатом философских наук, доцентом кафедры ИКиГД

Рассмотрена на заседании кафедры ИКиГД

Протокол № от «____» __________ 2013 г.

Зав. департаментом Касабекова А.И.._________________________

(подпись)

 

 

Утвержден на заседании Учебно-методического совета университета

Протокол № от «____» __________ 2013 г.

 

 

1 РазработчикПоваляшко Галина Николаевна

занимаемая должность доцент

 

ученая степень кандидат философских наук

 

контактная информация тел. 8 701 4899333

 

научная школа

казахстанская

культурфилософская

школа

научные интересы философия культуры,

культурная антропология,

эстетика, история и теория

искусства.

 

Название дисциплины ФИЛОСОФИЯ

курс семестр форма контроля кредиты лекции практические занятия СРСП СРС
Экзамен 4 семестр

3 Время и место проведения учебной дисциплины:

в соответствии с утвержденным расписанием

 

4 Пререквизиты учебной дисциплины: для успешного усвоения курса "Философия" необходимо знакомство с дисциплинами, предшествующими изучению данного курса, такими как: "История Казахстана", "Культурология", "Экология", "Основы экономической теории".

 

Характеристика учебной дисциплины

5.1 Назначение учебной дисциплины: обучение студентов нефилософских специальностей в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом.

5.2 Цель изучения учебной дисциплины: философия как учебная дисциплина призванаспособствовать формированию у будущих специалистов адекватных мировоззренческих ориентиров в современном динамичном мире.

5.3 Задачи изучения учебной дисциплины:

· знакомство с основными терминами и проблемами философии;

· анализ исторических типов философствования в контексте культуры;

· изучение содержания основных философских концепций;

· формирование у будущих специалистов основ философско-
мировоззренческой и методологической культуры;

 

Содержание учебной дисциплины

Тема 1

1.1 Философия, её предмет и функции (лекция)

1.1.1 Основные типы истолкования сущности философии, мироотношения и мировоззрения

1.1.2 Мировоззрение и общекультурная картина мира

1.1.3 Смысл и назначение философии в мире культуры

1.2 Философия в культурно-историческом контексте (СРСП, обсуждение, тесты)

Тема 2

2.1 Феномен философии в восточной культуре (лекция)

2.1.1 Основные мировоззренческие идеи в индийской предфилософии (традиция Вед)

2.1.2 Фундаментальные идеи буддизма

2.1.3 Даоская философия и картина мироздания

2.2Своеобразие восточного мышления (семинар)

2.3 Основное содержание китайской предфилософии (СРСП, обсуждение, тесты)

Тема 3

3.1 Философия в античной культуре (лекция)

3.1.1 Социокультурный контекст формирования и развития древнегреческой философии

3.1.2 Эпистемологический поворот философских поисков

3.1.3 Философия Платона - как форма поиска установления приоритета разума над природой и обществом

3.1.4 Философия Аристотеля как энциклопедия античной культуры.

3.2 Постановка этико-политических вопросов (семинар)

3.3 Влияние античной философии на формирование рационального отношения человека к миру (СРСП, обсуждение, тесты)

Тема 4

4.1 Феномен философии в средневековой культуре (лекция)

4.1.1 Основные источники христианской религии и мировоззрения

4.1.2 Специфика нового теоцентрического философствования

4.1.3 Роль А.Августина в формирование главных философских стратегий

4.1.4 Фундаментальные идеи томизма

4.2 Философия схоластики (СРСП, обсуждение, тесты)

4.3 Центральные темы мировоззренческих поисков (СРСП, обсуждение, тесты)

Тема 5

5.1 Арабо-мусульманская философия в контексте исламской культуры (лекция)

5.1.1Коран и рациональное богословие как философская модель мира

5.1.2 Исламская культура и формирование основных направлений философии

5.1.3 Энциклопедизм арабоязычного перипатетизма (аль Кинди, аль-Фараби, ибн-Рушд)

5.2 Роль суфизма в исламской культуре (семинар)

5.3 Тюркоязычная философия (СРСП, обсуждение, тесты)

Тема 6

6.1 Философия в культуре Ренессанса и Реформации (лекция)

6.1.1 Антропоцентризм ренессансного мировоззрения

6.1.2Мировоззренческие вопросы и поиски мыслителей эпохи Возрождения, основные темы и проблемы философских размышлений

6.1.3 Философия Реформации

6.2 Формирование культурной деятельности западного человека и мировоззренческих открытий философии Ренессанса и Реформации (СРСП, обсуждение, тесты)

Тема 7

Западноевропейская философия в культуре Нового Времени (лекция)

7.1.1Социокультурная ситуации начала Нового времени,
духовные ориентиры в культуре Нового Времени

7.1.2 Кантовская трансцендентальная философия как теория познания

7.1.3 Учение Гегеля о диалектике. Законы диалектического развития

7.2 Формирование философской традиции эмпиризма и рационализма (семинар)

7.3 У истоков формирования концепции диалектического мышления (СРСП, обсуждение)

7.3 Антропологическое учение Л.Фейербаха (СРСП, обсуждение)

7.3Влияние немецкой философии на формирование активной деятельности западного человека (СРСП, обсуждение, тесты)

Тема 8

Западноевропейская философия в культуре XIX в. (лекция)

8.1.1 Учение К. Маркса, социальная концепция человека, учение об отчуждении

8.1.2 Зарождение позитивизма, интерес к методологии научного исследования

8.2 Формирование социально-политической философии (семинар)

8.3 Демаркация науки и философии (К.Поппер, Т. Кун, И. Лакатос) (СРСП, обсуждение)

Тема 9

Русская философия в контексте российской культуры (лекция)

9.1 Социокультурный контекст и идейные предпосылки русской философии

9.1.2 Философия западников и славянофилов

9.1.3 Основная проблематика русской религиозной философии Серебряного века

9.3 Влияние русской религиозной философии на духовные ориентиры русского человека (СРСП, обсуждение)

Тема 10

10.1 Феномен философии в казахской культуре (лекция)

10.1.1 Мировоззренческие искания в казахском народном творчестве Философские аспекты творчества жырау

10.1.2 Антропоцентризм и гуманизм философских идей Ч.Валиханова и И. Алтынсарина

10.1.3 Нравственная философия Абая

10.1.4 Философское творчество Шакарима Кудайбердиева

10.2 Философская тематика в трудах национальной казахской интеллигенции конца XIХ в. и первой половины XX в. (А. Букейханов, А. Байтурсынов, М.Дулатов, С. Торайгыров, М. Шокай, Ж. Акпаев и др.) (семинар)

10.3 Марксистская философия в контексте советской культуры ХХ века (СРСП, обсуждение)

10.3 Поиски путей казахстанской модели развития (СРСП, обсуждение, тесты)

Тема 11

11.1 Западная философия в контексте культуры ХХ – нач. ХХI века (лекция)

11.1.1 Критические трансформации и социокультурный кризис в странах зап. Европы и США.

11.1.2 Э.Гуссерль о кризисе европейской науки, философии и культуры

11.1.3 Философские поиски экзистенциалистов ХХ века

11.1.4 Философско-религиозные поиски персонализма

11.1.5 Формирование несчастного сознания (психоанализ)

11.1.6 Философский анализ феномена отчуждения (Франкфуртская школа)

11.1.7 Философия структурализма

11.1.8 Философия постмодернизма и критический анализ западной культуры

11.2 Философия и наука как феномены культуры (семинар)

11.3 Критическое переосмысление мировоззренческих ценностей западной культуры в ХХ веке (СРСП,обсуждениесоставление логических схем, тесты)

Тема 12

Философии бытия (лекция)

12.1.1 Онтология как учение о бытии

12.1.2 Основные типы онтологии

12.1.3 Отношение человек- мир как фундаментальное отношение в философии

12.2 Феномен небытия (семинар)

12.3 Онтология как учение о бытии (СРСП, обсуждение, составление логических схем, тесты)

Тема 13

13.1 Философская антропология (лекция)

13.1.1 Феномен антропоцентризма. Связь онтологии с антропологией

13.1.2 Гармония телесности и духовности. Антиномии тела и духа

13.1.3 Уникальность жизни человека

13.2 Феномен счастья (семинар)

13.3 Основные образы человека (СРСП, составление логических схем, тесты)

Тема 14

14.1 Социальная философия (лекция)

14.1.1 Феномен общества. Предмет социальной философии

14.1.2 Генезис общества. Антропосоциогенез

14.1.3 Пути и перспективы развития казахстанского общества

14.3 Социальная структура общества (СРСП, обсуждение, заполнение логических схем, тесты)

Тема 15

14.1 Философия культуры (лекция)

15.1.1 Понятие культуры Предмет философии культуры

15.1.2 Генезис культуры

15.1.3 Состояние и перспективы культуры в Казахстане: культурфилософский аспект

15.2 Проблемы типологии культуры (семинар)

15.3 Основные сферы культуры(СРСП, обсуждение, заполнение логических схем, эссе)

Тема 16

16.1 Философии любви (лекция)

16.1.1 Феномен любви

16.1.2 Любовь как «предмет» философского постижения

16.2 Разные лики любви (семинар)

16.3 Образы любви в разных исторических эпохах (СРСП, эссе)

Тема 17

17.1 Философия религии (лекция)

17.1.1 Философия религии и религиоведение (границы предмета философии религии)

17.1.2 Социокультурные предпосылки возникновения религии

17.2 Проблема диалога, религиозной толерантности, фанатизма, фундаментализма, экстремизма (семинар)

17.3 Нравственное содержание религии(СРСП, письменная работа, заполнение таблиц)

Тема 18

18.1 Философия истории и политики (лекция)

18.1.1 Философия истории: ее сущность

18.1.2 Проблема исторического процесса и периодизации истории

18.1.3 Идея единства истории (концепции осевого времени, «волн истории», цикличности, столкновения цивилизаций, конца истории)

17.4 Генезис политической философии

18.2 Проблема самобытности национального пути в современном мире: Казахстан перед исторической дилеммой (семинар)

18.3 Универсально-человеческое и иллюзорное в истории. Власть и проблема цели и средства (СРСП, обсуждение, заполнение логических схем).

Тема 19

19.1Философия образования (лекция)

19.1.1 Предмет философии образования

19.1.2 Три типа педагогики (формирования, развития, сотворчества)

19.1.3 Всеобщая система образования как средство достижения власти и компетентности

19.2 Образовательная среда (семинар)

19.3 Образование для психологической зрелости и приспособления к жизни (СРСП, письменная работа).

Тема 20

20.1Проблемы теории диалектики (лекция)

20.1.1 Исторические типы диалектики

20.1.2 Основные законы и принципы диалектики

20.1.3 Основные варианты диалектики в ХХ веке

20.2 Диалектика как система (семинар)

20.3 Диалектика как методология научно-познавательной и практической деятельности человека (СРСП, заполнение логических схем)

Тема 21

21.1Эпистемология (лекция)

21.1.1 Специфика познавательного отношения человека к миру

21.1.2 Теория истины. Истина и заблуждение.

21.1.3 Наука и феномен институционализации науки

21.2 Проблема контаминации знания и власти (семинар)

21.3 Основные методы познания(СРСП, письменная работа).

Тема 22

22.1Философия глобальных проблем (лекция)

22.1.1 Глобальные проблемы и причины их появления

22.1.2 Формирование футуристической проблематики

22.1.3 Проблема формирования глобального сознания

22.2 Угроза экологической катастрофы и философский смысл основных сценариев ее преодоления (семинар)

22.3 Основные направления исследования глобальных проблем (СРСП, эссе).

 

План изучения учебной дисциплины

Семестр

    №   Темы занятий   Количество часов
Лекции Семи- нары ры СРСП СРС Общ. объем
Философия, её предмет и функции -
Феномен философии в восточной культуре
Философия в античной культуре
Феномен философии в средневековой культуре -
Арабо-мусульманская философия в контексте исламской культуры
Философия в культуре Ренессанса и Реформации -
Западноевропейская философия в культуре Нового Времени
Западноевропейская философия в культуре XIX в.
Русская философия в контексте российской культуры -
Феномен философии в казахской культуре -
Западная философия в контексте культуры ХХ в.-нач.ХХ1 века
Философии бытия  
Философская антропология  
Социальная философия   -
Философия культуры  
Философии любви  
Философия религии  
Философия истории и политики
Философия образования -
Проблемы теории диалектики
Эпистемология -
  Философия глобальных проблем
  ИТОГО

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.