ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВСтр 1 из 3Следующая ⇒
В настоящее время в России действует комплекс стандартов на токсичность отработавших газов (ОГ), который можно разделить на две группы: нормирование вредных веществ отработавших газов при эксплуатации транспортных средств – группа 1 и при приемочных испытаниях – группа 2. Контроль в эксплуатационных условиях (1 группа) производится работниками ГИБДД, санитарных служб или на станциях технического обслуживания. Эти испытания отличаются необходимой для массового использования простотой и выполняются с помощью дешевых и небольших газоанализаторов. Приемочным испытаниям (2 группа) подвергаются как новые, так и отремонтированные, а также находящиеся в эксплуатации двигатели. Токсичность двигателей замеряется при их работе на стендах по определенным методикам с помощью специального дорогого и сложного оборудования и газоанализаторов. Для оценки выбросов вредных веществ ОГ в России определяется удельный выброс веществ или выброс на 1 км пробега, на 1 кг расхода топлива, на единицу выполненной двигателем работы – кВт ч. Для комплексной оценки особенностей действия вредных веществ ОГ количественную оценку токсичности ОГ дополняют показателем, учитывающем степень воздействия каждого компонента на окружающую среду или коэффициентом приспособленности двигателя к окружающей среде. Для каждого вещества определяется безразмерная концентрация по формуле: где Сi- концентрация вредного вещества, мг/м3; ПДКi – предельно допустимая концентрация вещества, мг/м3.
Анализ состава вредных веществ ОГ современных автомобилей в городских условиях езды, выполненный с учетом экологической значимости компонентов ОГ по среднесуточным ПДК, показывает, что на долю оксидов азота в выбросах автомобиля приходится 29...38%, оксидов углерода - 3...14%, углеводородов - 1…2%, бенз(а)пирена (БП) - З...6%. Таким образом, количественная оценка токсичности состава ОГ дополняется интегральной, исходя из уровня токсичности компонентов, определяемого по ПДК веществ. Так, для монооксида углерода (СО), углеводородов и оксидов азота ПДКСО = 5, ПДКСН = 1,5, и ПДКNО = 0,085 мг/м3, т.е. углеводороды - в 3, оксиды азота - в 59 раз токсичнее монооксида углерода.
Токсичность оксида углерода СО принято считать за единицу, тогда определяется относительная токсичность at всех присутствующих компонентов в ОГ. Относительная токсичность углеводородов и оксидов азота равна: аi = 3 и 59, соответственно (оксидов серы - 22, тетраэтилсвинца - 22 400 при его содержании в бензине 0,5 г/кг). Суммарная токсичность ОГ - А относительно нормируемых выбросов будет равна сумме произведений каждого из их компонентов на относительную его токсичность. Например, если автомобиль дает выбросы, равные нормируемым значениям, т. е. аi = 1, тогда Анор = 63. Для того, чтобы оценить фактическое состояние испытываемого автомобиля, нужно взять отношение фактической суммарной токсичности Аф к ее нормативному значению и определить коэффициент k приспосабливаемости автомобиля к окружающей среде: . Таким образом, если выбросы равны нормируемым, то k = 1; если меньше нормируемых, то k > 1; если больше нормируемых, то k < 1; чем больше k, тем лучшее автомобиль по токсичности ОГ приспособлен к окружающей среде, безопаснее с точки зрения экологии. Коэффициент приспосабливаемости позволяет также сравнивать автомобили различных марок и моделей с точки зрения загрязнения выбросами ОГ окружающей среды. Однако коэффициент приспосабливаемости связан с режимами работы двигателя. Для сравнения результатов, полученных для разных циклов в зависимости от типа двигателя, используют переводной коэффициент. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|