Здавалка
Главная | Обратная связь

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК



Нормативно-правовое обеспечение хозяйственной деятельности пуб­личных библиотек — правовые средства включения библиотек в круг эко­номических отношений и процессов общественного взаимодействия, ко­торые позволяют им реализовать свое назначение.

1 См. раздел "Мотивация деятельности библиотечного коллектива"



Экономика библиотечной деятельности


Содержание нормативно-правовой базы публичных библиотек опре­деляется тем, что результаты уставной деятельности библиотек имеют общественную значимость и не связаны с получением прибыли. Хозяй­ственная деятельность библиотек по привлечению и использованию эко­номических ресурсов зависит не столько от экономических факторов, сколько от политических и социокультурных. Одновременно в деловой, коммерческой практике при комплектовании, приобретении техники, тех­нологии и различных материалов, предоставлении платного обслужива­ния и использовании своего имущества библиотеки ориентируются на ры­ночное законодательство и используют общие для всех принципы и формы договорных отношений. Особенности общедоступной библиотеки как хо­зяйственной системы и многообразие форм хозяйственной деятельности библиотек является главным фактором, обуславливающим необходи­мость создания специальных, адекватных ее экономической природе пра­вовых норм и правил хозяйствования.

Отношения библиотек, объективно требующие правового регулиро­вания, относятся к трем группам:

• отношения между учредителем и библиотекой;

• отношения между библиотекой и другими субъектами хозяйство­вания;

• отношения между библиотекой и пользователями.

Правовое воздействие на отношения первой группы обеспечивает ос­новополагающие результаты деятельности библиотек. Во взаимодействи­ях государства и библиотеки проблема правового регулирования хозяй­ственной деятельности связана с необходимостью правовой регламента­ции определенных обществом гарантий функционирования библиотек и решением вопроса о том, в какой степени государственные органы власти всех уровней могут и должны оказывать влияние на ее содержание. Задача государства в данном случае сводится к тому, чтобы не только обеспечить нормальные условия существования библиотек, но и обеспечить стимулы, побуждающие к их развитию с помощью финансовых, налоговых и иных мер, включая и нормативную базу формирования ресурсов библиотек.

Система нормативно-правовых актов, регулирующих хозяйственную деятельность публичных библиотек, формируется «по вертикали» и «по горизонтали». По вертикали правовое регулирование хозяйственной дея­тельности библиотек происходит на трех уровнях ■— федеральном, субъек­тов Федерации и местном.

На федеральном уровне устанавливаются основные принципы и га­рантии общерегулирующего характера, на региональном гарантии имеют дополнительный характер либо уточняют положения, которые предус­мотрены федеральным законодательством. На местном уровне создаются конкретные нормы и правила хозяйствования самой библиотеки. Верти­кальная структура определяется принципом верховенства законов, в соот-


Нормативно-правовое обеспечение хозяйственной деятельности...__ 213

ветствии с которым нормы вышестоящего по иерархии акта обладают бо­лее высокой юридической силой и являются определяющими во всей сис­теме нормотворчества. Это конституционные нормы справе каждого на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (п. 2 ст. 44 Конституции РФ), на информацию (ст. 29; п. 2 ст. 24 Конститу­ции РФ). Они развиваются в федеральных законах «Основы законодатель­ства о культуре», «О библиотечном деле», «Об информации, информатиза­ции и защите информации», «Об обязательном экземпляре» и др. В феде­ральном законе «О библиотечном деле» закреплены системы экономиче­ских мер, методов, устанавливающих саму возможность, основные принципы и формы хозяйственной деятельности библиотек. Затем следуют указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, прика­зы и постановления федеральных министерств, ведомств и комитетов. Подзаконные акты, принимаемые на уровне министерств, ведомств, орга­нов местного самоуправления, имеют дополнительный характер. Они уточняют положения, которые закреплены в федеральном законодатель­стве. В сфере культуры сформировался блок нормативных актов, опреде­ляющих основу развития законодательной базы библиотек. К ним отно­сятся указ Президента от 12 ноября 1993 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федера­ции», «Положение об основах хозяйственной деятельности и финансиро­вания организаций культуры и искусства», утвержденное Правительством РФ и др.

На уровне субъектов Федерации принимаются региональные библио­течные законы и специальные акты органов государственной власти субъектов РФ.

Нормы регионального законодательства определяют статус библио­тек, их права на особые условия ресурсного обеспечения деятельности, гарантии финансирования и льгот в экономической сфере и границы сво­боды выбора направлений, методов работы и партнеров по взаимодей­ствию. Региональные нормы экономической политики в отношении биб­лиотек сближают уровень общественных потребностей в библиотечном обслуживании данного региона с его возможностями. Региональные нор­мы могут только улучшать экономические условия деятельности библио­тек по сравнению с федеральными нормативно-правовыми актами.

Эту иерархию завершают локальные акты, принимаемые на уровне библиотеки — Устав библиотеки, Договор с учредителем, Положение о системе оплаты труда, Положение о платных услугах, Коллективный до­говор и др.

«Горизонталь» структуры правового обеспечения хозяйственной де­ятельности библиотек выстраивается с учетом того, что на библиотечную сферу распространяются не только нормы специальных нормативных ак­тов и отраслевого законодательства по проблемам библиотечного дела, но и акты других отраслей права или отдельные их статьи, в частности:



Экономика библиотечной деятельности


• гражданское законодательство;

• Кодекс законов о труде;

• законодательство о финансах и кредите;

• налоговый кодекс;

• законодательство об образовании;

• законодательство о культуре;

• законодательство о научной деятельности;

• таможенное законодательство;

• законодательство об административных правонарушениях;

• законодательство об авторском праве и смежных правах;

• уголовный кодекс.

Нормы гражданского законодательства определяют статус библиоте­ки как хозяйствующего субъекта. Выделяют четыре признака публичной библиотеки как юридического лица:

• организационное единство, обособленность имущества, самосто­ятельная имущественная ответственность, выступление в хозяй­ственном обороте от своего имени;

• право оперативного управления имуществом, которое библиотека в отношении закрепленного за ней имущества осуществляет в пре­делах, установленных законом, в соответствии с целями своей де­ятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения им (ст. 296 ГК РФ);

• право самостоятельного распоряжения доходами, которое предо­ставляется библиотеке, осуществляющей приносящую доходы де­ятельность (п. 2, ст. 298 ГК);

• исключительное право (интеллектуальная собственность) на ре­зультаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации продукции, выполняемых в библиоте­ке работ или услуг (ст. 138 ГКРФ).

За библиотеками сохраняются все способы охраны своих прав, свой­ственные субъектам вещных прав и действующие в отношении всех треть­их лиц, включая и самого собственника.

Нормативно-правовые акты о финансах, налогах и кредите определя­ют принцип и формы финансирования библиотек, систему налогов, поря­док и срок внесения платежей, порядок бухгалтерской отчетности.

Нормативно-правовое регулирование хозяйственных отношений в библиотечной сфере находится в состоянии становления и является пере­ходным. Адекватная правовая база функционирования библиотек еще окончательно не создана, и работа в этой области продолжается. Совер­шенствование правового порядка хозяйственной деятельности библиотек проходит в тех пределах, в рамках которых только право может быть адек­ватно регулируемым экономическим отношениям.


Нормативно-правовое обеспечение хозяйственной деятельности...___________ 215

Литература

1. Библиотека и закон: Справочник. Документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день / Ред.-сост. А. В. Кукушкин, Л. В. Фир­сова.— Вып. 1.— М.: Либерея, 1996 — 384 с.

2. Библиотека и закон: Справочник. Документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день / Ред.-сост. Л. В. Фирсова.— Вып. 2.— М: Либерея, 1997—472 с.

3. Библиотека и закон: Справочник. Документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день / Ред.-сост. Л. В. Фирсова.— Вып. 3.— М.: Либерея, 1997.—424 с.

4. Библиотека и закон: Справочник. Документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день / Ред.-сост. Л. В. Фирсова.— Вып. 4.— М.: Либерея, 1998.—384 с.

5. Библиотеки России в новой правовой среде (обзорно-аналитические матери­алы). / РНБ.—СПб, 1996.

6. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1— 2.— М.: Снарк, 1996.— 423, [1] с.

7. Заработная плата. Нормативные акты и постановления с комментариями.— М, 1995.—219 с.

8. Куликова Л. В., Могилевер Н. В. Управление и экономика библиотек в пере­ходный период (материалы для руководства библиотек).— СПб, 1995.— 151 с.

9. Макарьева В. И. Комментарий к положению о составе затрат по производ­ству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), и о порядке формирования финансовых результа­тов, учитываемых при налогообложении прибыли. — М.: Финансы и Статис­тика, 1993,—64 с.

 

10. Могилевер Н. В. Социальный фактор в экономическом анализе библиотеч­ной деятельности // Сб. науч. тр. РНБ.— Вып. 3. Что мы читаем? Какие мы? — СПб, 1999—С. 167—174.

11. Оценка эффективности публичных библиотек. Проект пособия ЮНЕСКО.— Париж, 1989; пер. ВГБИЛ, 1990.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.