Здавалка
Главная | Обратная связь

Промышленные объекты как художественная форма



 

Промышленная архитектура в своем развитии отличалась приорите-

том функциональных, технологических задач. Это обстоятельство всегда

обостряло вопрос присутствия в ней художественной составляющей. В на-

чале XX в. рядом исследователей допускалась даже замена термина про-

мышленная архитектура термином утилитарная архитектура, что в опре-

деленной степени отрицало возможность применения понятия «красивого»

к промышленным объектам.

Прагматичность производственных зданий вызывала формирование

определенных стереотипов в отношении к промышленному зодчеству, как

архитектуре второго сорта. Данные стереотипы и сегодня могут встречать-

ся в обыденном сознании. Однако с профессиональной точки зрения про-

мышленная архитектура как отдельная область зодчества не может нахо-

диться вне категории художественного, реализация которой здесь имеет

свои особенности. Эти особенности раскрываются в трех аспектах:

– как решаются художественные вопросы промышленного проектиро-

вания, в том числе какие стили используются;

– что инициирует разработку этих вопросов;

– в какой степени профессиональные архитекторы участвуют в проек-

тировании.

Рассмотрим эти аспекты в исторической ретроспективе.

Уже в первом историче-

ском периоде становления про-

мышленной архитектуры худо-

жественное осмысление ее объ-

ектов решалось в трех разных

направлениях.

В соответствии с первым

Репозиторий БНТУ

направлением внешний вид по-

строек отличался резко выра-

женной новизной, и был цели-

ком основан на утилитарном

подходе (рис. 3.41). Это были

гигантские по тем временам

строения с аскетичными фаса-

Рис. 3.41. Типовой фасад фабричного здания

дами, где пропорции объема и деталей, число и расположение окон и про-

емов определялись исключительно функциональными соображениями.

Фабричные здания были на-

столько похожи друг на друга, на-

столько необычны для традиционно-

го сельского ландшафта, где они и

размещались, настолько велики, что

производили сильное впечатление на

современников (рис. 3.42).

«Чудо нового времени – маши-

ны и здания для них, называемые

Рис. 3.42. Рисунок фабричной набережной фабриками… Больших, некоторые

Манчестера немецкого архитектора

колоссальных размеров… они были

К. Ф. Шинкеля

прямоугольными кирпичными зда-

ниями, без каких-либо притязаний на

архитектурные формы… Голые сте-

ны и проч., и так одинаково во всех

частях Англии», – так описывал пер-

вые фабрики В. Фэирбеирн [48]. Не-

мецкий архитектор К. Ф. Шинкель,

посетив Великобританию в 1826 г.,

сравнил по размерам фабрику «Се-

джервик» в Манчестере, построен-

ную в 1818–1820 гг., с королевским

дворцом в Берлине, однако в каче-

стве отличий отметил, что она сдела-

Рис. 3.43. Фабрика «Седжервик»

на «…из красного кирпича и без вся-

в Манчестере, Великобритания

кой архитектуры» [53] (рис. 3.43).

В соответствии со вторым направлением внешний вид промышлен-

ных объектов основывался на художественном стиле. Это был классицизм,

и его использование обусловливалось практическими и идеологическими

посылками (рис. 3.44).

Классическая традиция с ее

рациональными построениями

хорошо соотносилась с прямо-

угольными объемами фабрич-

ных зданий, и это приводило

Репозиторий БНТУ

к применению как деталей деко-

ра (руст, венецианские окна,

башни с часами и пр.), так и не-

которых приемов планировки

(осевые построения, симметрич-

ный план). Идеологические по-

Рис. 3.44. Кожевенный завод в Петербурге,

сылки основывались на ассоци-

Россия, архитектор В. Беретти

ациях промышленников с процветающим итальянским предприниматель-

ством XVI в. Использование формальных клише палладианской архитек-

туры становилось свидетельством успешного финансового положения.

Промышленные постройки

внешне полностью копиро-

вали гражданскую архитек-

туру (рис. 3.45). В стиле

«палаццо» часто выполня-

лись многоэтажные склады,

которые украшались в боль-

шей степени, чем производ-

ственные корпуса. Некото-

рые складские здания име-

ли очень пышные фасады.

Рис. 3.45. Фабрика «Вэй» в Миллерс-Дэйл,

Например, выполненный в

Великобритания

классическом стиле склад «Лидс Роад» в Лондоне (Великобритания) был

так похож на общественное здание, что профессиональный журнал «Стро-

итель» («Thе Builder») рекомендовал переоборудовать его только под тор-

говлю [46]. В то же время в производственных постройках более орга-

нично, чем в гражданских, наблюдалось соединение новых конструкций

и классических приемов. Особенно это прослеживалось в интерьерах с

тщательно прорисованными классическими профилями чугунных колонн,

деталями трансмиссий, арочными сводами.

Третье направление художественно-

го осмысления объектов промышленной

архитектуры было ориентировано на ис-

пользование местных традиций, что про-

являлось в материалах, формах крыши и

оформлении проемов (рис. 3.46). Наибо-

лее выразительными были крупные по

масштабу арочные проемы для вододей-

ствующего колеса, выполненные из нату-

рального камня , его обработка и сопри-

косновение с водой придавали особую

фактуру основанию здания. Большое вли-

яние местной традиции можно объяснить

тем, что вододействующие фабрики, имею-

Репозиторий БНТУ

щие тесную связь с рекой, размещались Рис. 3.46. Складское здание «Латур»

преимущественно в сельской местности.

в Филадельфии, США

 

 

Участие архитекторов в промышленном проектировании было незна-

чительным, их деятельность ограничивалась только декоративным оформ-

лением фасадов, не было ни одного случая, когда архитектор касался

функционально-планировочной структуры здания.

 

Таким образом, первый период развития промышленной архитектуры

демонстрировал незначительное внимание к решению ее художественных

вопросов и практическое отсутствие мотиваций для такого решения. Это-

му способствовали малоразмерность фабрик и малый капитал их владель-

цев, размещение в сельской местности, в окружении жилых домов рабо-

чих, построенных также без какого-либо участия архитектора, неподготов-

ленность архитектора решать чисто технические вопросы и недостаточный

культурный уровень основной массы владельцев фабрик. Последнее об-

стоятельство объясняет тот факт, что промышленные предприятия, чьими

владельцами были представители аристократии, в том числе правящих фа-

милий, проектировались с участием архитектора и соответственно с долж-

ной проработкой художественных вопросов.

В России во времена Петровских реформ возведение промышленных

объектов стало государственным делом. И это обстоятельство обусловило

широкое привлечение архитекторов: Д. Трезини, И. Матарнови, Фонарму-

са, позднее – А. Захарова, Ю. Фельтена, Тома-де-Томона, В. Стасова, В. Ба-

женова, А. Ринальди, Ф. Демерцова. В 1806 г. в штат заводских работников

по Главному управлению горных заводов Урала была включена должность

архитектора для руководства строительством производственных объектов,

а также заводских поселков и городов [22, 29]. Многие промышленные

объекты действительно стали шедеврами классического стиля: кожевен-

ный завод в Петербурге, Адмиралтейский завод в Кронштадте, Ропшин-

ская бумажная и гранильная фабрика в Петергофе, Провиантские склады

в Москве и др. Показательно, что и первый архитектурный конкурс был

проведен на промышленный объект – пивоварню.

Во втором историческом периоде промышленная архитектура стала ре-

альной, признаваемой частью материальной среды, и это трансформировало

отношение к ее художественным аспектам. Если в предыдущий период не

было ясной мотивации в разработке художественных вопросов, кроме осо-

знания промышленных объектов как каменных построек, которые традици-

онно следует украшать, то сейчас появилось несколько побуждающих при-

чин. Во-первых, объективная необходимость утверждать любыми средства-

ми, в том числе архитектурой, престиж фирмы, что требовалось для развития

в условиях свободного рынка и в предыдущий период выглядело лишь как

субъективные, личные амбиции владельцев. Во-вторых, необходимость учи-

тывать новую реальность – рабочий класс – с точки зрения его потребностей.

Это обусловливалось как чисто практическими соображениями владельцев

Репозиторий БНТУ

по привлечению рабочих на свои фабрики, созданию условий для эффектив-

ного производства, нейтрализации социальных конфликтов и контролю рабо-

чего движения, так и имевшими в то время место теоретическими поисками

нового общественного устройства мира, в котором машины и техника играли

существенную роль. Материальной основой, позволившей реализацию моти-

ваций, стало перемещение предприятий в города и концентрация капитала,

сосредоточившая в руках промышленников большие денежные средства.

С точки зрения разработки архитектурно-художественных вопросов

все постройки этого периода можно разделить на две примерно равные по

численности группы: первая, в которой художественные стили использо-

вались как внешнее украшение, декорация, и вторая, в которой шли поиски

собственного художественного языка [26].

Объекты первой группы иллюстрировали полное разделение и авто-

номию архитектурного и инженерного труда. Пространственная и плани-

ровочная структура здания решалась инженером на основе технологиче-

ских, технических и конструк-

тивных требований и доволь-

но часто представляла собой

рационально сконструирован-

ный объем. Деятельность архи-

тектора сводилась к внешнему

оформлению фасадов. Распро-

странение эклектики в странах

Европы, России и США при-

вело к тому, что развитие по-

лучили формальные приемы

практически всех историче-

Рис. 3.47. Складское здание в Манчестере,

ских стилей (рис. 3.47).

Великобритания

По-прежнему основными являлись неоклассические, большей частью

итальянские реминисценции. Романтическая среда, в которой развивался

неоклассицизм, способствовала проявлению интереса к Древнему Египту,

хотя эти мотивы были не очень распространены в фабричных постройках.

Наиболее показательным примером явилась фабрика Маршалла в Лидсе,

Великобритания, 1838–1840 (архитектор И. Бономи). Одноэтажное шедо-

вое здание было украшено колон-

нами с капителями в виде листь-

ев папируса, тема продолжалась

трубой в форме обелиска, а при-

строенное административное зда-

ние было оформлено как египет-

ский храм (рис. 3.48).

В качестве примера букваль-

ного воспроизведения итальян-

ских образцов можно привести

Репозиторий БНТУ

английские фабрики Тэмплетон

в Глазго, 1889–1892 (архитектор

Рис. 3.48. Фабрика Маршалла в Лидсе,

В. Лепер), и Т. Солта в Солтаире,

Великобритания

1851–1853 (архитекторы Г. Лок-

вуд и В. Моусон) (рис. 3.49, 3.50). Первая внешне повторяла дворец Дожей

в Венеции, вторую в иллюстрированном журнале «Строитель» («The

Builder») называли промышленным дворцом.

 

 

Рис. 3.49. Фабрика «Тэмплетон»

Рис. 3.50. Фабрика Т. Солта в Солтаире,

в Глазго, Великобритания

Великобритания

 

В конце XIX в. на смену историзму пришел модерн. Часто в произ-

водственных зданиях модерн был более органичен, нежели в жилых, по-

скольку это стилистическое направ-

ление формировалось на основе но-

вых материалов: чугуна, сварного же-

леза, железобетона, и именно в про-

изводственных постройках эти мате-

риалы апробировались в новых кон-

струкциях и системах [28] (рис. 3.51).

Во второй группе объектов по-

иск собственных художественных

Рис. 3.51. Броневой завод Адмиралтейских средств для промышленных постро-

заводов в Петербурге, Россия,

ек развивался в двух направлениях.

архитектор И. Мерц

Одно, более формальное, заключа-

лось в определении приемлемого из всех существующих исторического

стиля. Среди стилевых предпочтений рассматривались классицизм и готи-

ка. Использование классических, в частности ренессансных, мотивов про-

рабатывалось в США, где такое предпочтение обосновывавалось тем, что

долгое время именно классические образцы наиболее часто копировались

в промышленном строительстве. Использование готики пропагандирова-

лось в Европе, обоснованием чему

служили труды французского архи-

тектора Виоле ле Дюка, рекомендо-

вавшего готический стиль в качестве

выражения всей современной тогда

Репозиторий БНТУ

архитектуры, так как этот стиль де-

монстрировал работу конструкции.

В конечном итоге утвердилась

европейская точка зрения и в качестве

художественного языка промышлен-

ной архитектуры во всех странах бы-

Рис. 3.52. Хлебозавод в Петербурге,

Россия, архитектор Л. Шмеллинг

ла признана готика (рис. 3.52). Пред-

почтение готики обосновывалось тесной взаимосвязью пространственной

организации промышленных объектов с новой каркасной конструкцией,

рационализмом фабричных построек, а также сходством распространенно-

го тогда стенового материала – кирпича.

Готические приемы касались в основном декора, а не объемно-прост-

ранственного построения здания. Тем не менее, как и в оригинальных прото-

типах, декоративные детали использовались в специальных местах фасадных

плоскостей, демонстрируя узловые точки каркаса и места, подверженные

разрушению от возникающей в процессе работы машин вибрации. В США

использование готических мотивов было даже аргументировано экономиче-

ски: готический орнамент добавлял только 5 % к стоимости здания.

Стилистическими интерпретациями,

также претендовавшими на роль языка

промышленной архитектуры, были сфор-

мировавшиеся здесь несколько раньше,

чем в гражданской архитектуре, аркад-

ный (round-arched style) и кирпичный

стиль (рис. 3.53).

Второе направление в поиске худо-

жественных средств промышленной ар-

хитектуры заключалось в формировании

Рис. 3.53. Железнодорожное депо

«красивого» на основе функции, утили-

в Грин Айлэнде, США

тарности и технического прогресса. Функциональная красота стала связы-

ваться с современным индустриальным духом, в среде промышленников

считалось, что производственные здания должны стать моделью индустри-

ального века и школой культуры для всех живущих в это время. Формули-

ровались общие правила, принципы

проектирования промышленных объ-

ектов, например, использование ти-

пового, стандартного; прямоуголь-

ность и регулярность форм; рацио-

нальность применения орнамента

и проч. (рис. 3.54).

Участие профессиональных ар-

хитекторов в промышленном проек-

тировании расширилось. Среди ра-

ботавших специалистов были извест-

Репозиторий БНТУ

ные зодчие: Т. Амблер, Г. Брэдшоу,

Рис. 3.54. Железобетонный элеватор

Ю.

в Монреале,

Гордон,

Р. Ивс,

Г. Корсон,

Канада

Дж. Кэй, Г. Локвуд, В. Моусон, Р. Б. Бернгард, В. Р. Бернгард, Н. В. Василь-

ев, Ю. И. Дютель, С. С. Козлов, А. В. Кузнецов, Р. И. Кригер, И. А. Мерц,

О. Р. Мунц, В. Н. Пясецкий, К. Г. Турский, И. В. Федоров [39, 41, 44]. Это-

му способствовал выпуск гражданских инженеров, в подготовке которых

соединялись архитектурные и инженерные знания. Возросший образова-

тельный уровень промышленников привел к пониманию необходимости

привлечения профессионалов к проектированию. Тем не менее складыва-

лась ситуация, при которой, с одной стороны, промышленные объекты из-

за их сложности разрабатывали инженеры, которые не считали архитекто-

ра способным постичь технические вопросы и учесть экономическую эф-

фективность. С другой стороны, архитекторы не признавали архитектурой

здания, спроектированные инженерами. В этом проявлялась специфика

промышленной архитектуры – большая потребность в технических знани-

ях и необходимость комплексного, синтезированного труда при проек-

тировании. Такое положение становилось характерным для всех без ис-

ключения стран.

Главной особенностью третьего периода развития промышленной ар-

хитектуры явилось признание за ней права на решение художественных

вопросов и поиск подходов к их разработке. Основной мотивацией стало

осознание той роли, которую промышленные объекты выполняют в обще-

стве. Сохранились и мотивации предыдущего периода – необходимость в

условиях свободного рынка обеспечивать престиж предприятия и учиты-

вать рабочий класс как общественную реальность со всеми его потребно-

стями. В социалистическом обществе две последние мотивации несколько

трансформировались – на первый план вышла необходимость обеспечи-

вать эстетически значимую производственную среду для рабочих.

Формирование своего собственного аппарата архитектурно-художест-

венных средств проходило в русле общих тенденций развития архитекту-

ры. Но если в предыдущие годы, несмотря на то, что отдельные стили от-

ражались в промышленных постройках, ни один не лежал в основе ее фор-

мообразования, то сейчас промышленная архитектура участвовала в форми-

ровании стиля, который органично следовал принципам пространственной

организации ее объектов.

Вклад промышленной архитектуры в формирование художественного

мировоззрения, и в том числе архитектурного стиля, получившего назва-

ние «современного движения» или «интернационального стиля», общепри-

знан. В то же время новая стилистика по-разному складывалась в европей-

ских странах и США, хотя общим было распространившееся повсеместно

увлечение эстетикой машины, возведение техники и технологии в ранг эс-

тетических категорий.

В Европе становление новой стилистики шло больше в формальном

направлении, заключавшемся в поиске внешней формы, образа промыш-

Репозиторий БНТУ

ленного здания, основывающегося на осмыслении новых материалов, кон-

струкций и их возможностей, причем эти новые материалы часто просто

имитировались [19, 30, 32, 39, 41]. Тем не менее формальный подход поз-

волил создать в европейских странах промышленные постройки, ставшие

произведениями мирового зодчества: Германия – фабрика турбин в Бер-

лине (архитектор П. Беренс, 1909), фабрика обувных колодок «Фагус»

в Альфельд-на-Лейне (архитекторы В. Гропиус, А. Мейер, 1911–1914),

павильон показательной фабрики на выставке Веркбунда в Кельне (архи-

тектор В. Гропиус, 1914), фабрика шляп в Люккенвальде (архитектор

Э. Мендельсон, 1921–1923); Польша – химический завод в Любани (архи-

тектор Х. Пельциг, 1912), водонапорная башня в Познани (архитектор

Х. Пельциг, 1911); Голландия – фабрика «Ван-Нелле» в Роттердаме (архи-

текторы И. Бринкман, Ван дер Флугт, 1926–1930); Финляндия – целлю-

лозная фабрика в Суниле (архитектор А. Аалто, 1935–1939); Великобрита-

ния – фабрика «Бемберг» в Данкастере (архитекторы Г. Уоллис, Г. Гил-

берт, 1931), фабрика «Бутс» в Бистоне (архитектор О. Вилльямс, 1932),

фабрика мороженого в Эктоне (архитекторы О. Вилльямс, Т. Уолл, 1930);

Советская Россия – здание МоГЭС в Москве (архитектор И. Жолтовский),

машинный зал Днепровской ГЭС (архитекторы В. Веснин, Н. Колли, Г. Ор-

лов, С. Андреевский, 1927–1932), фабрика «Красная Талка» в Иваново (ар-

хитекторы Б. Гладков, И. Николаев, 1932–1934), мясокомбинат в Ленин-

граде (архитекторы Н. Троцкий, Р. Зеликман, Б. Светлицкий, 1931) [23, 24]

(рис. 3.55–3.61).

Большим вкладом в развитие архитектуры стала серия архитектурных

фантазий Я. Чернихова, целиком посвященная промышленной тематике

[32, 36] (рис. 3.62).

 

Рис. 3.55. Фабрика турбин

Рис. 3.56. Показательная фабрика на выставке

в Берлине, Германия,

Веркбунда в Кельне, Германия,

архитектор П. Беренс

архитектор В. Гропиус

 

Репозиторий БНТУ

 

 

Рис. 3.57. Химический завод

Рис. 3.58. Фабрика «Ван-Нэлле» в Роттердаме,

в Любани, Польша,

Голландия, архитекторы И. Бринкман

архитектор Х. Пельциг

и Ван дер Флугт

 

 

Рис. 3.59. Фабрика «Бэмберг» в Данкастере,

Рис. 3.60. Фабрика «Красная Талка»

Великобритания

в Иваново, СССР, архитекторы

 

Б. Гладков и И. Николаев

 

Рис. 3.61. Мясокомбинат в Ленинграде, СССР,

Рис. 3.62. Графическая композиция

архитектор Н. Троцкий

Я. Чернихова

 

В США при становлении новой архитектуры во главу угла ставились

поиск пространства для эффективного производства и рациональное постро-

ение объема, при этом осмысление новых материалов являлось вторичным.

Ярким представителем такого подхода был архитектор А. Кан, чье плодо-

творное сотрудничество с промышленником Г. Фордом привело к созданию

производственного здания для массового производства и соответственно

Репозиторий БНТУ

к появлению новых форм и архитектурной стилистики в рамках этого про-

цесса (стекольный завод в комплексе предприятий «Форд Раудж», 1922, ав-

томобильный завод «Крайслер» в Детройте, 1936–1937, машиностроительное

предприятие «Глен Мартин», 1937, кузнечный цех завода «Крайслер» в Дет-

ройте, 1936) [43, 44, 52] (рис. 3.63, 3.64). Стремление к рациональности в ар-

хитектуре доводилось в США до абсолюта, во внешнем облике здания стара-

лись максимально выразить его функциональное назначение.

 

 

Рис. 3.63. Завод грузовиков в промышленном Рис. 3.64. Завод по производству стекол

комплексе Форд Раудж, США,

для автомобилей компании «Форд моторс»

архитектор А. Кан

в Диаборне, США, архитектор А. Кан

 

Разность европейского и американского подходов обусловливалась

еще и тем, что в Европе в начале ХХ в. существовало сильное историче-

ское движение в искусстве и архитектуре . Причем оно имело под собой

как чисто изобразительные основы, так и более сложные основания, свя-

занные с традициями, культурными представлениями и даже националь-

ной идеей. Так, в Германии в 1900–1918 гг. было распространено движе-

ние «Защита родины, родной земли» (Heimatschutz), выдвинувшее требо-

вание черпать образцы, в том числе и для промышленной архитектуры, из

традиционного деревенского ландшафта. В США, несмотря на использо-

вание отдельных исторических стилей, как правило, привнесенных из Ев-

ропы, но в то же время в связи с отсутствием культурной традиции исто-

рически складывающего ландшафта не было необходимости преодолевать

сопротивление такого рода движений.

Обобщая специфику формирования новой архитектуры в европейских

странах, в том числе Советской России, и США, следует признать, что их

вклад в разработку интернационального стиля и в его рамках собственно

архитектурно-художественных средств промышленной архитектуры хотя и

отличался подходами, но в целом был равным и взаимодополняющим. Его

результатом стала выработка единых принципов художественного языка

промышленной архитектуры, которые можно определить как художест-

венный рационализм в сочетании с индустриальной утилитарностью

и которые распространились на практику промышленного строительства

повсеместно, начиная с 1920-х гг.

Общим для промышленной архитектуры разных стран стала не только

общность архитектурно-художественных средств, но кратковременные от-

ходы к историзму; выраженный техницизм художественной формы, нали-

Репозиторий БНТУ

чие обратной связи, проявлявшееся в том, что промышленная архитектура

и воспринимала общие направления в развитии художественных вопросов

архитектуры и сама влияла на формирование этих направлений, в частно-

сти направления конструктивизма, хай-тэка.

Участие архитекторов в промышленном проектировании стало при-

знанным явлением. В начале периода изменяющееся отношение к машине

и индустрии, отождествление социального и культурного прогресса с про-

грессом техническим привлекли внимание большого количества известных

зодчих, однако уже с 1930-х гг. особенность промышленной архитектуры –

потребность в синтезированном труде разных специалистов – привела к фор-

мированию практики проектирования ее объектов не одним автором, а це-

лым коллективом. Такая практика прочно закрепилась во всем мире. В ряде

стран это обусловило создание специализированных проектных бюро, ин-

ститутов и организаций промышленного профиля. Появилось понятие –

промышленный архитектор.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.