Здавалка
Главная | Обратная связь

ЦИЦЕРОН (106- 43 гг. до н.э.)



ЧАСТЬ III. МЫСЛЬ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

 

Как пишет Н.Н. Трубников: «Римское время уже не было «космическим временем», ка­ким оно было для греков. Римляне знают не один только порядок природы – греческий космос. Они ос­мысливают исторический и социальный порядок. Не только порядок вещей самих по себе, но и порядок человеческих дел» (Трубников Н.Н, Время исторического бытия» Наука. М., 1967. С.41)

 

Известно также восстание Аристоника (133-129 гг. до н.э.) в Малой Азии.

 

ГЛАВА 1 ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В РИМСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ЦИЦЕРОН (106- 43 гг. до н.э.)

 

Наиболее ярким представителем римской философии является Марк Туллий Цицерон ( это его прозвище, идущее от латинского «цицеро»- «горох»). Цицерон был «первым и последним» римским философом. Знаменитый оратор, крупный политический деятель, один из последних представителей Римской республики. Отойдя от политики и, может быть, под воздействием личной трагедии- смерти горячо любимой им дочери Туллии, он обращается к философии. В своим философским творчеством он ставил задачей по­пуляризацию греческой философии, по сути весь аппарат философских терминов, ко­торые применил Цицерон в процессе перевода греческих философских терминов на ла­тынь, используется и сейчас. Авторитет Цицерона был традиционно высок на протяжении почти всего Средневековья, периода Возрождения и вполть до века Про­свещения. Падение интереса к творчеству Цицерона началось со времен немецкой классической философии. Цицерон начал рассматриваться как слишком поверхност­ным и не­самостоятельно мыслящим философом и это мнение имеет основание (сам Цицерон никогда не считал себя оригинальным мыслителем, - а именно популяризато­ром), тем не менее, мы не можем отрицать факт истории, что творчество Цицерона сыграло значительную роль в философии и европейской культуре вообще. Не говоря уж о том, что его работы являются не­оценимым историкофилософским источником для современных исследователей античной фи­лософии.

Успех философских работ Цицерона, который обеспечил им существование на протяжении по­лутора тысячелетий, во многом обусловлен неплохой художественной формой, что немало­важно для любой литературной работы. Это урок тем, кто этим пренебрегает. А вот как фило­соф, как было сказано, он действительно не силен. Его считают эклектиком, но эклектизм – это тоже принципиальная позиция в философии. Цицерон же больше походит не на принципиаль­ного эклектика, а на растерявшегося от многообразия философских мнений читателя философских трактатов. Он склоняется более всего к какой-то смеси стоицизма и академиче­ского пробабилизма. Его одинаково изумляют его учитель в философии представитель родосского стоицизма Посидоний (что естественно), но изумляют и философы- академики. Во всех своих фи­лософских работах он напряженно ищет консенсуса между этими направлениями, но не находит. Такая его позиция не обусловлена, как к примеру у Сократа, принципом «уче­ного незнания», а именно этой растерянностью.

 

 

Жизнь политического авантюриста.

 

Цицерон жил с 106 до 43 г.до н.э.. Он родился в Арпине, к юго-востоку от Рима, про­исходил из сословия всадни­ков. Цицерон получил блестящее образование - это образование, ораторское дарование, удачное начало адвокатской деятельности открыли Цицерону доступ к государст­венным должностям. Реакция против аристо­кратии после смерти Суллы в 78 г. оказали ему в этом содействие. Первую государ­ственную долж­ность квестора он занял в 76 году до н.э..В 66 г. до н.э. Цицерон был избран прето­ром; он произносит речь «О назначении Гнея Помпея пол­ко­вод­цем»(или 2В защиту за­кона Манилия»). Цицерон поддерживал законопроект Манилия о предоставлении неограниченной власти для борьбы с Митридатом Гнею Помпею,которого он неуме­ренно восхваляет.

Когда в 63 г.до н.э.Цицерон был избран в консулы, он восстановил сенаторов и всадни­ков против аграрных реформ. Во второй аграрной речи Цицерон резко говорит о представителях демократии, называя их смутьянами и мятежниками, угрожая, что они сами будут удив­лены, выступая против интересов бедноты. Цицерон клеймит по­зором их предводителя Люция Сергия Катилину, вокруг которого группировались лица, пострадавшие от эконо­мического кри­зиса и сенатского произвола. Катилина, так же как и Цицерон, выставил в 63 г.до н.э. свою канди­датуру в консулы, но, несмотря на все старания левого крыла демократической группы провести Катилину в кон­сулы, ей это не удалось вследствие противодействия оптима­тов. Катилина составил заго­вор, целью которого было вооруженное восстание и убийство Цице­рона. Планы заго­ворщиков стали известны Цицерону благодаря хорошо организо­ванному шпионажу.

Катилина покинул Рим с небольшим отрядом и, окруженный правительственными вой­сками,погиб в бою вблизи Пистории в 62 г.до н.э.. Вожди радикального движения были арестованы и после незаконного суда над ними по приказания Цицерона были заду­шены в тюрьме.Жестокая расправа Цицерона со сторонниками Катилины вы­звала неудовольствие по­пуляров. С образованием первого триумвирата, куда входили Пом­пей, Цезарь и Красс, Цицерон по требованию народного трибуна Клодия вынужден был в 58 г. до н.э.отправиться в изгна­ние. Но в 57 г.до н.э.Цицерон снова возвратился в Рим,но уже не имел прежнего политического влияния и зани­мался главным образом литературной работой.

Далее в качестве проконсула в Киликии, в Малой Азии(51-50 гг.до н.э.),Цицерон приобрел по­пулярность в вой­ске, особенно благодаря победе над несколькими горными племенами. Солдаты провозгласили его императо­ром(высшим военным на­чальни­ком).По возвращении в Рим в конце 50 гг. до н.э. Цицерон примкнул к Пом­пею,но по­сле его поражения при Фарсале(48 г.до н.э.)он отказался от участия в борьбе и внешне примирился с Цезарем. Он занялся вопросами ораторского искус­ства, издав трактаты «Оратор», «Брут»,и популяризацией гре­ческой филосо­фии в об­ласти морали.

После убийства Цезаря Брутом(44 г.до н.э.) Цицерон снова вернулся в ряды активных деяте­лей, выступая на сто­роне сенатской партии ,поддерживая Октавиана в борьбе против Анто­ния. С большой резкостью и страстностью он написал 13 речей против Ан­тония, который, в под­ражание Демосфену, называются «Филиппиками» За них он был внесен в проскрипционный список и в 43 г.до н.э. убит.

 

НАУКА РИМСКОГО ПЕРИОДА

 

ПЛИНИЙ СТАРШИЙ(23-79 гг.)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.