ЦИЦЕРОН (106- 43 гг. до н.э.)Стр 1 из 5Следующая ⇒
ЧАСТЬ III. МЫСЛЬ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
Как пишет Н.Н. Трубников: «Римское время уже не было «космическим временем», каким оно было для греков. Римляне знают не один только порядок природы – греческий космос. Они осмысливают исторический и социальный порядок. Не только порядок вещей самих по себе, но и порядок человеческих дел» (Трубников Н.Н, Время исторического бытия» Наука. М., 1967. С.41)
Известно также восстание Аристоника (133-129 гг. до н.э.) в Малой Азии.
ГЛАВА 1 ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В РИМСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЦИЦЕРОН (106- 43 гг. до н.э.)
Наиболее ярким представителем римской философии является Марк Туллий Цицерон ( это его прозвище, идущее от латинского «цицеро»- «горох»). Цицерон был «первым и последним» римским философом. Знаменитый оратор, крупный политический деятель, один из последних представителей Римской республики. Отойдя от политики и, может быть, под воздействием личной трагедии- смерти горячо любимой им дочери Туллии, он обращается к философии. В своим философским творчеством он ставил задачей популяризацию греческой философии, по сути весь аппарат философских терминов, которые применил Цицерон в процессе перевода греческих философских терминов на латынь, используется и сейчас. Авторитет Цицерона был традиционно высок на протяжении почти всего Средневековья, периода Возрождения и вполть до века Просвещения. Падение интереса к творчеству Цицерона началось со времен немецкой классической философии. Цицерон начал рассматриваться как слишком поверхностным и несамостоятельно мыслящим философом и это мнение имеет основание (сам Цицерон никогда не считал себя оригинальным мыслителем, - а именно популяризатором), тем не менее, мы не можем отрицать факт истории, что творчество Цицерона сыграло значительную роль в философии и европейской культуре вообще. Не говоря уж о том, что его работы являются неоценимым историкофилософским источником для современных исследователей античной философии. Успех философских работ Цицерона, который обеспечил им существование на протяжении полутора тысячелетий, во многом обусловлен неплохой художественной формой, что немаловажно для любой литературной работы. Это урок тем, кто этим пренебрегает. А вот как философ, как было сказано, он действительно не силен. Его считают эклектиком, но эклектизм – это тоже принципиальная позиция в философии. Цицерон же больше походит не на принципиального эклектика, а на растерявшегося от многообразия философских мнений читателя философских трактатов. Он склоняется более всего к какой-то смеси стоицизма и академического пробабилизма. Его одинаково изумляют его учитель в философии представитель родосского стоицизма Посидоний (что естественно), но изумляют и философы- академики. Во всех своих философских работах он напряженно ищет консенсуса между этими направлениями, но не находит. Такая его позиция не обусловлена, как к примеру у Сократа, принципом «ученого незнания», а именно этой растерянностью.
Жизнь политического авантюриста.
Цицерон жил с 106 до 43 г.до н.э.. Он родился в Арпине, к юго-востоку от Рима, происходил из сословия всадников. Цицерон получил блестящее образование - это образование, ораторское дарование, удачное начало адвокатской деятельности открыли Цицерону доступ к государственным должностям. Реакция против аристократии после смерти Суллы в 78 г. оказали ему в этом содействие. Первую государственную должность квестора он занял в 76 году до н.э..В 66 г. до н.э. Цицерон был избран претором; он произносит речь «О назначении Гнея Помпея полководцем»(или 2В защиту закона Манилия»). Цицерон поддерживал законопроект Манилия о предоставлении неограниченной власти для борьбы с Митридатом Гнею Помпею,которого он неумеренно восхваляет. Когда в 63 г.до н.э.Цицерон был избран в консулы, он восстановил сенаторов и всадников против аграрных реформ. Во второй аграрной речи Цицерон резко говорит о представителях демократии, называя их смутьянами и мятежниками, угрожая, что они сами будут удивлены, выступая против интересов бедноты. Цицерон клеймит позором их предводителя Люция Сергия Катилину, вокруг которого группировались лица, пострадавшие от экономического кризиса и сенатского произвола. Катилина, так же как и Цицерон, выставил в 63 г.до н.э. свою кандидатуру в консулы, но, несмотря на все старания левого крыла демократической группы провести Катилину в консулы, ей это не удалось вследствие противодействия оптиматов. Катилина составил заговор, целью которого было вооруженное восстание и убийство Цицерона. Планы заговорщиков стали известны Цицерону благодаря хорошо организованному шпионажу. Катилина покинул Рим с небольшим отрядом и, окруженный правительственными войсками,погиб в бою вблизи Пистории в 62 г.до н.э.. Вожди радикального движения были арестованы и после незаконного суда над ними по приказания Цицерона были задушены в тюрьме.Жестокая расправа Цицерона со сторонниками Катилины вызвала неудовольствие популяров. С образованием первого триумвирата, куда входили Помпей, Цезарь и Красс, Цицерон по требованию народного трибуна Клодия вынужден был в 58 г. до н.э.отправиться в изгнание. Но в 57 г.до н.э.Цицерон снова возвратился в Рим,но уже не имел прежнего политического влияния и занимался главным образом литературной работой. Далее в качестве проконсула в Киликии, в Малой Азии(51-50 гг.до н.э.),Цицерон приобрел популярность в войске, особенно благодаря победе над несколькими горными племенами. Солдаты провозгласили его императором(высшим военным начальником).По возвращении в Рим в конце 50 гг. до н.э. Цицерон примкнул к Помпею,но после его поражения при Фарсале(48 г.до н.э.)он отказался от участия в борьбе и внешне примирился с Цезарем. Он занялся вопросами ораторского искусства, издав трактаты «Оратор», «Брут»,и популяризацией греческой философии в области морали. После убийства Цезаря Брутом(44 г.до н.э.) Цицерон снова вернулся в ряды активных деятелей, выступая на стороне сенатской партии ,поддерживая Октавиана в борьбе против Антония. С большой резкостью и страстностью он написал 13 речей против Антония, который, в подражание Демосфену, называются «Филиппиками» За них он был внесен в проскрипционный список и в 43 г.до н.э. убит.
НАУКА РИМСКОГО ПЕРИОДА
ПЛИНИЙ СТАРШИЙ(23-79 гг.)
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|