ЭПИКУРЕИЗМ И СКЕПТИЦИЗМ РИМСКОГО ПЕРИОДА
ФИЛОДЕМ
Филодем, ученик эпикурейца Зенона из Сидона, основатель эпикурейской школы в Геркулануме. Эта школа существовала более двух веков, пока не погибла вместе с Геркуланумом 24 августа 79 г.н.э. в результате извержения Везувия. В отличие от Помпеи, Геркуланум был частично затронут извержением, до него не дошли потоки лавы. Но извержение вулкана вызвало проливной дождь, и на следующий день после извержения с вулкана хлынула волна горячей грязи, которая полностью залила город. В середине XVIII века были начаты раскопки Геркуланума, которые продолжаются и сейчас. Слой грязи обеспечил абсолютную герметичность и сохранность. Потому в Геркулануме сохранилось почти все, в частности папирусы, содержащие сочинения Эпикура и Филодема.
Как пишет Денеш Золтаи: «Филодем отсылает восприятие – как и его учитель Эпикур- в сферу алогичного, инстинктивного и считает его в этическом смысле полностью психически индефферентным явлением. Поэтому и музыка есть не что иное, как в себе ненужное, этически нейтральное чувственное наслаждение. Филодем наделяет, правда, её чувственной силой, способностью вызывать наслаждение, но настоятельно подчеркивает, что музыка обладает нравственной ценностью не более и не менее, чем поварское искусство, которое пробуждает вкусовые ощущения»(Золтаи Д. Этос и аффект. М.,1977 с.83)
ЛУКРЕЦИЙ
Лукреций в своем произведении «О природе» дает свое понимание динамики исторического процесса. При всем типичном для античности финалистском понимании истории и конечности существования человека в мире, у него прогрессистское видение человеческой истории. Основным вектором прогресса он считает развитие человеческих знаний и опыта: «Судостроенье, полей обработка, дороги и стены, Платье, оружие, права, а также и все остальные, Жизни удобства и всё, что способно доставить усладу: Живопись, песни, стихи, ваянье искусное статуй – Всё это людям нужда указала, и разум пытливый, Этому их научил в движеньи вперед постепенном. Так изобретения все понемногу наружу выводит, Время, а разум людской доводит до полного блеска… одна за другой развиваются мысли, И мастерство наконец их доводит до высших пределов»( Лукреций О природе вещей. М.,1958 с.204) Тем не менее прогресс в хозяйственной жизни общества, по Лукрецию, крайне противоречиво действует на природу. Плодородие почвы убывает, что раньше родила земля в изобилии, «теперь лишь едва вырастает при нашей работе: Мы изнуряем волов, надрываем пахарей силы, Тупим железо, и все ж не дает урожая нам поле,- Так оно скупо плоды производит и множит работу»(с.91)
Крайне противоречиво, по Лукрецию, воздействие технического прогресса на социальную сферу общественного развития. С одной стороны после того «как хижины, шкуры, огонь себе люди добыли»(с.192) начал «тогда человеческий род впервые смягчаться»(там же), «соседи сводить стали дружбу, желая взаимно, Ближним не делать вреда и самим не терпеть от насилья»(там же). Но далее, вместо того, чтобы, пользуясь своими открытиями постепенно улучшать жизнь и далее, люди «вместо того устремились ко славе и власти»(с.195), появились вражда и зависть между людьми, вечные войны и конфликты. Во избежание взаимного уничтожения люди попробовали изобрести законы для регуляции отношений, но все безуспешно: законы не привели к гармонии отношений, появился лишь страх и еще более тягостное насилие над человеческой личностью. Потому в социальной сфере, прогресса не наблюдается при прогрессе хозяйственной жизни, вернее наоборот происходит регрессивный процесс дезинтеграции.
Далее в отношении ментальной сферы наблюдается несоответствие динамики изменения по сравнению с социальной и хозяйственной сферами. Достижения в хозяйственной сфере не всегда приводят к становлению эффективной системы менталитета рационального типа, начинают процветать мистика и эффективно развиваться религиозная форма менталитета, ибо модернизации в хозяйственной и социальной сфере разрушающе действуют на сознание человека. И сама ментальная сфера движется крайне противоречиво: «Как человеческий род словами различными начал, Между собою общаться, названья давая предметам, Как в нашем сердце проник этот ужас и страх перед богами»(с.165). Вместо того чтобы стараться объяснять мир естественными причинами, люди стали прибегать к богам как причинам возникновения этого мира. Лукреций в тоске сетует, что вместо того, чтобы «при полном спокойствии духа»(с.197) наблюдать и познавать разумом строение вселенной и посредством этого познания улучшать свою жизнь; человек под гнетом социальных неурядиц в обществе смотрит на небо и космос с одним лишь вопросом в глазах- где же всесильные боги, которые прекратят наконец-то это безумие, помогут ему прожить спокойно?
В конечном счете, у Лукреция мы видим трагическое видение человеческой истории, человек безуспешно старается улучшить ментальный, социальный и хозяйственный миры культуры, но у него это плохо получается, ибо причина в нем самом, в его порочной изначально природе.
Лукреций дает определенное понимание динамики процессов в истории: «Всё претворяет природа, и всё заставляет меняться. Тут истлевает одно и чахнет, с годами слабея, Там же другое растет, выходя из ничтожества к блеску»(с.187) «Ныне в презрении медь, а золото в высшем почете. Так обращенье времен изменяет значенье предметов: Что было раньше в цене, то лишается вовсе почета, Следом другое растет, выходя из ничтожества к блеску..»( с.199)
ПОЗДНИЙ СКЕПТИЦИЗМ
ЭНЕЗИДЕМ
Возвращение академиков к догматике в лице Антиоха из Аскалона устроило не всех. Энезидем открыл в Александрии новую школы скептиков для тех, кто желал сохранить исходные принципы пробабилизма Аркесилая и Карнеада. «Пирроновы рассуждения», написанные Энезидемом около 43 г. до н. э. стали парадигмой этого нового движения.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|