Здавалка
Главная | Обратная связь

СРЕДНЯЯ СТОЯ (РОДОССКАЯ ШКОЛА СТОИЦИЗМА)



 

Название Шмекелем данного направления в философии как «Средняя Стоя» возникает у мно­гих воз­ражение. Вернее всего можно говорить уже о «стоическом платонизме», в чем можно полностью согласиться с отечесвенным выдающимся исследователем элли­нистической куль­туры А. Лосевым.

 

ПАНЕТИЙ

 

Панеций родился в 185 году до н.э. на Родосе, умер около начала первого века. Главой Стои стал в 129 году.

Панеций был приверженцем идеи вечности мира, он отказался от теории мирового по­жара.

 

ПОСИДОНИЙ (135-51 гг до н.э.)

 

Начал как ученик Панэция, но затем открыл новую школу на Родосе. Сохра­няя вер­ность стоической концепции, он открыл Портик влияниям Платона и Аристо­теля.

Посидоний считался Аристотелем эллинизма.

 

Посидоний в области онтологии оригинален тем, что создал учение о симпатии – кос­мической гармонии, которая обеспечивает взаимодействие и «взаимотяготение» всех частей Космоса. В этом отношении он предвосхищает учение о тяготении И. Ньютона, который, как известно, по­нимал это не только «научно», но для него это «тяготение» носило какой-то «метафизический» смысл.

 

Как пишет С. Трубецкой: «По-видимому, Посидоний отождествлял «идеи» и «числа» с действующими силами, или «логосами», стоиков, причем все эти идеи и числа признавались «истечениями» верховной Монады и вместе началами, внутренне присущими вещам. Мировая душа также отождествлялась с идеей, или логосом, и та­ким путем между пифагорейством, пла­тонизмом и стоицизмом устанавливалось полное согласие» (Трубецкой С.Н. Сочинения. М.,1994. С.107)

Посидоний известен и как географ. Он произвел повторное исчисление размеров Земли, произведенную Эратосфеном. Свои измерения он базировал на вычислении вы­соту над горизонтом Канопуса в Александрии и на Родосе, полагая, что они находятся на одном меридиане. Расстояние между ними он определил по среднему времени, за­траченному парусным судном на переход между ними. Он получил ошибочную цифру, которая значительно меньше измерениям Эратосфена и реальный размерам Земли. По его вычислениям она равна 18 000 миль (около 28400 км). Более того, он преувеличил расстояние от Европы до Индии в восточном направлении. Именно ошибочное мнение Посидония, которое получило распространение в европейской науке и было канониче­ским, привело в выводу Колумба о близости Индии по направлению в к западу Можно сказать, что именно ошибка привела к открытию Нового Света.

 

СИНТЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭКЛЕКТИКИ

 

ФИЛОН ИЗ ЛАРИССЫ

 

Со II века до н.э. начинает приобретать авторитет эклектизм (от греческого ek-legein, что значит – разобрать и соединить снова). Понималось это учение как учение синтезирующее все известное античности многообразие философских учений, т.е. резко отличается от понятия эклектизма, свойственного современности. Зародилась эта синтетическая философия в Академии. Официально эклектизм был введен в академию Филоном. В эклектизме весь опыт античного философствование был подытожен и най­дена связь и единство античного философствования: эпикурейцы, перипатетики, особо стоики.

По мнению Филона: стоический крите­рий истины не выдерживает критики, а, если не выдерживает критерий наиболее рафинирован­ный, значит, объективно вещи неуловимы, для нас они не понятны. Однако, по Филону, уме­стно говорить об онтологической интенциональ­ности, что, с точки зрения скептического ка­нона, есть догматизм. Антиох поставил та­кую позицию в положение шаха и мата: Каренад ска­зал: 1) представления ложны, ибо не дают определенности,* 2) нельзя отделить восприятия ис­тинные от ложных за от­сутствием критерия. Антиох возражал ему: первое предложение, кото­рое допускает возможность выделения ложных представлений, про­тиворечит второму, утверждаю­щему обратное. Если мы принимаем первое, рушится второе, если соглашаемся со вто­рым, первое не имеет силы. Значит, логика Карнеада небезупречна.

Ответ Филона таков: нет необходимости тотально отвергать истину, достаточно допус­тить от­личимость истинного от ложного. Нет критерия, который приведет нас к истине, но есть види­мость, дающая вероятность, а, значит, возможное наше приближение к ис­тине на основе веро­ятной очевидности.

Новый смысл понятия «вероятного» несет уже явно позитивный оттенок, онтологиче­скую на­правленность, ибо «вероятное»- то, «что находится в истинном месте»

Из двух стоических посылок: а) истина есть и б) есть критерий ее нахождения, Карнеад отвер­гает обе, Филон- только вторую. Принятие первой, ясно, меняет смысл отрицания второй»(204-205)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.