Здавалка
Главная | Обратная связь

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ПОДОБИЯ



 

Базой пифагорейского учения во многом послужила теория музыки и практика архитектуры и пластических искусств. Широко известен «канон» Поликлета, давший в своей статуе «Дорифор» универсальный образец абсолютных пропорций человеческого тела. Понимание того, что пифагорейцы брали за основу число – это упрощение. Они брали за основу отношение (что по-гречески означает – логос) между числами..

 

Как подчеркивает, в частности Ахутин: «.. теоретически - наблюдающее мышление вы­рабаты­вало свои приемы и методы, формировало свою технику в эстетической сфере – в музыке, в метрике мелического искусства, в архитектуре, в скульптуре. Принципы структуры, оформленности, созвучия, равновесия, симметрии – вот то, что формирует технические сред­ства рождающегося научного познания. Обоснованное в самом себе и завершенно оформлен­ное – вот подлинное бытие, которое для античности составляет интеллектуально постижимую сущность бытия и которое только понятно античному мыслителю» (Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в.) Наука. М., 1976 с.36)

 

 

«Конфликт между теоретически - понятийной стороной (тело есть число) и предметной стороной (число есть тело) не просто констатируется, а теоретически формулируется пифагорейцами в проблеме несоизмеримости. Это- радикальная апория, связанная с попыткой понять тело числом. Предпосылка ..,согласно которой мир постигается чис­лом, позволяет по­дойти к миру теоретически и познавать его (исследовательская сто­рона).. Но вместе с тем в процессе развертывания такого понимания и благодаря нему открываются его внутренние гра­ницы. Это и составляет экспериментальное содержа­ние проблемы несоизмеримости: радикальное неподобие, разнокачественность, разноначальность космоса, т.е невозможность охватить его единой гармонией (привести в отношение подобия все неподобное), невозмож­ность установления универсальной единицы – иными словами, невозможность понять его сред­ствами пи­фагорейского арифметизма» (Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в.) М., Наука.,1972 с.44)

 

«Факт несоизмеримости остался бы совершенно незамеченным пифагорейцами, если бы мера не была для них тем принципом, который объединяет идеальное, форму и число с реальным, предметным, телесным..» (Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента (от ан­тичности до XVII в.) Наука. М., 1976 с.40)

 

Важным было исследование пропорций.

Арифметическая пропорция А-В = С-D. Геометрическая А/B = C/D, 1/A – 1/B = 1/C – 1/D или B-A / AB = D-C / CD.

 

Теория музыки

«Открытые пифагорейцами соотношения между высотой тона звучащей струны и ее длиной и поныне входят в наши теории. Математические схемы составили первый в истории Европы свод абстрактных рассуждений, которые могут быть сообщены лю­бому мыслящему человеку и воспроизведены им. Грекам впервые удалось облечь де­дуктивное знание в форму, придающую ему (разумеется, в определенных пределах) не­зыблемость, неподверженность колебаниям в зависимости от убеждений, надежд и пристрастий.

Наиболее важный аспект, общий для греческой мысли и современной науки, разительно контрастирующий с религиозно-мистической формой познания, заключа­ется в придании особой значимости критическому анализу и проверке» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986.С.82).

 

«Вся совокупность мифов говорит о магической силе музыкального подражания.. лютня Орфея магически действовала на живое и мертвое, а волшебство его игры на ки­фаре подчиняло своей власти потусторонний мир. Определяющая формула вежде одна и та же: звуки музыки представляют и обуздывают демонические силы природы» (Зол­таи Д. Этос и аффект. М., 1977. С.13)

 

Гармония

 

Как пишет А. Ахутин: «…именно принцип гармонии является центральным и более об­щим по отношению к принципу числа. Отношение (логос), которое связывает разнородное и вносит различие в однородное, создает числовой космос. Разнообразие чувственного мира уясняется умом как однородная различенность формы, как «невидимая гармония» (Гераклит)» (Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в.) М., Наука.,1972 с.41)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.