Здавалка
Главная | Обратная связь

Традиционные формы и методы



· лекции

· семинарские занятия

· Неигровые методы и формы , методы проблемного обучения

· выступление с докладом, сообщением по реферату

· Интерактивные и активные формы проведения занятий:

· дискуссия

· встречи с представителями различных религиозных конфессий

Методы и формы внеаудиторной работы:

Традиционные:

· Реферирование монографии и периодических изданий

· Подготовка реферата и доклада

· Неигровые методы и методы и формы формирования научно-исследовательской деятельности

· Написание эссе и иные творческие работы

· Научно-исследовательская деятельность

· Составление портфолио

· Поиск и создание базы данных материалов, размещенных в сети Интернет

3.7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

Основные задачи просмотра фильмов и вопросы для обсуждения

Первый цикл включает следующие фильмы: «Бали: остров огненных духов», «Мир богов Гоа», «Карибские колдуны» (продолжительность по 45 минут). Это фильмы, способствующие более глубокому осмыслению сущности религии как духовного феномена в плане ее динамики и в определенной мере статики. Явное тому свидетельство – автохтонные религии, особенности которых отражаются в данных фильмах и в которых наряду с новациями сохраняются элементы религиозных культов периода первобытнообщинного строя: магии, фетишизма, анимизма, тотемизма, земледельческого культа, шаманизма и культа вождей.

Студентов следует подвести к выводу о том, что первобытное мышление ориентировано на мистическое восприятие мира, заключающееся в восприятии мира и человека в тесной взаимосвязи, в целостности и взаимообусловленности – отсюда перенесение свойств и качеств человека на природу, на все космические явления, благодаря чему возникла идея о перевоплощении и возможностях перехода из одного состояния в другое и даже способности материального воздействия на явления через мысленные и физические манипуляции.

Вопросы, рекомендуемые для обсуждения:

1. Что общего в культах автохтонных религий, с которыми Вы познакомились?

2. Какие параллели можно провести между формами первобытных религий и сохранившихся до настоящего времени религий отсталых племен и народов?

3. Какую роль играют религиозные обряды и церемонии в системе культуры отсталых племен и имеют ли они общекультурное значение?

4. Какие элементы древних культов сохраняются в современных цивилизованных религиях?

5. Какие элементы древних культов встречаются в приметах и суевериях на уровне обыденного сознания?

6. Каково Ваше отношение к популяризации религии вуду (зловещая культовая практика, которая запечатлена в фильме «Карибские колдуны») в современной прессе и к моде на эту религию на Западе и в среде творческой интеллигенции в России?

7. Как позволяет сохранившийся до настоящего времени первобытный уровень мышления создать общую модель свойственного древнему человеку архаического сознания?

 

Второй цикл включает следующие фильмы: «Евангелие от Матфея» (продолжительность 1ч. 20 мин.); «Последнее искушение Христа» (продолжительность 3 часа); «Страсти Христовы» - по христианству (продолжительность 3 часа); «Мекка» - по исламу (продолжительность 1ч. 20 мин.); «Мать Ганга» – по буддизму (продолжительность 45 мин.). Это фильмы, позволяющие обстоятельно и всесторонне подойти к анализу современных мировых религий, познакомиться с различными подходами к трактовке образа Иисуса Христа богословии и научном религиоведении, а также с нетрадиционной трактовкой евангельского сюжета в художественной литературе, отходящей от канонической линии. Фильмы по исламу и буддизму дают широкие возможности ознакомиться с историей этих религий, с особенностями догматики и культовой практики, с данными археологических исследований, помогающих понять специфику этих религий, лежащих в основе мусульманской и буддийской цивилизаций.

Вопросы, рекомендуемые для обсуждения (к фильмам по христианской тематике):

1. В какой части Библии повествуется о Христе? Что означает слово «Евангелие»?

2. Какую модификацию образа Иисуса Христа Вы обнаружили в просмотренных фильмах?

3. Какой из фильмов больше соответствует библейскому тексту?

4. Какие противоречия усматриваются вами в трактовке образе Иисуса Христа?

5. В каком из фильмов переосмыслен образ Иуды? Ваше отношение к этому переосмыслению.

6. Какая интерпретация образов больше соответствует Вашей собственной концепции? Христос: Бог? Миф? Человек? Иуда: предатель или апостол, выполнивший своё предназначение?

7. Правомерна и допустима ли субъективная трактовка образа Иисуса Христа сценаристами и режиссерами фильмов, если она не согласуется с каноническим текстом Библии?

 

Вопросы, рекомендуемые для обсуждения фильма «Мекка»:

1. Насколько расширились Ваши представления об исламе после просмотра фильма «Мекка»?

2. Видите ли Вы точки соприкосновения Библии и Корана в решении проблем мироздания? Что общего и в чем различия в трактовке вопросов происхождении мира и человека?

3. Какие особенности мусульманской догматики и культовой практики представлены в фильме наиболее рельефно?

4. Какая из основных «шахид» мусульманской догматики является центральной в данном фильме?

5. Какие особенности «хаджа» произвели на Вас особое впечатление?

6. Как Вы восприняли образ пророка Мухаммеда и его роль в становлении ислама?

7. Какое из направлений ислама создатели фильма взяли за основу?

8. Почему мечеть «Кааба» в Мекке считается сердцем мусульманского мира?

 

Вопросы, рекомендуемые для обсуждения фильма «Мать Ганга»:

1. Какое значение имеет фильм «Мать Ганга» для восприятия восточных культов в целом?

2. Что объединяет буддизм, индуизм, кришнаизм и другие религиозные конфессии Индии?

3. Как прослеживается в фильме специфика этих религий?

4. Какие проблемы человеческого бытия проходят через их догматику?

5. Какая из них является центральной в буддизме?

6. Что Вы узнали из фильма о вере в очистительную магическую силу воды и связанным с ней культом рек?

7. Какие элементы первобытных религий вы встретили в догматике и культовой практике индуизма и производных от него религий?

Итоговые вопросы по просмотренным фильмам:

1. В какой из трех мировых религий (христианство, ислам, буддизм) воплощается принцип толерантности? Есть ли в фильмах материал, подтверждающий Ваши выводы?

2. Находите ли Вы в недрах религиозной догматики рациональные, с Вашей точки зрения, идеи? Заметили ли вы их отражение в фильмах?

3. Считаете ли Вы, что теологические обоснования и этические принципы трех мировых религий имеют фактологическую основу или они носят мистический характер?

Третий циклвключает следующие фильмы: «Моисей», «Давид», «Соломон» (продолжительность фильмов по 3 часа). Это фильмы, в которых отражаются основные библейские сюжеты, помогающие студентам осмыслить Библию не только как Священное Писание, но и как историко-культурный памятник. Просмотр данных фильмов должен помочь студентам увидеть, что в Библии аккумулируются не только религиозное миропонимание и трансцендентные ценности, но имеющие и общечеловеческую значимость, в том числе позитивные нравственные принципы. У студентов должен сформироваться дифференцированный подход к библейским текстам: умение вычленять религиозное и эстетическое, религиозное и нравственное, отличать историю от фантастики. С помощью этих фильмов студенты смогут понять, в чем состоит культурологическое содержание и значение Библии и почему она является одной из ярких сокровищниц мировой культуры и истории.

Вопросы, рекомендуемые для обсуждения фильма «Моисей»:

1. Какие книги Ветхого Завета послужили основой фильма?

2. Какую роль играет «Пятикнижие Моисея» в общей структуре Библии?

3. В какой из книг Моисея даны 10 заповедей?

4. Проследите основные вехи биографии Моисея согласно библейскому тексту и фильму.

5. Как в фильме представлены заслуги Моисея, его роль в становлении иудаизма и христианства?

6. Определите свое отношение к библейским заповедям, которые являются своеобразным моральным кодексом для верующих. Воспринимаете ли Вы их как божественные в своей основе или как принципы, вытекающие из жизнедеятельности людей, получившие общечеловеческую значимость?

7. Что общего содержится в десяти заповедях, переданных израильтянам от имени бога пророком Моисеем и Нагорной проповеди Иисуса Христа?

8. На какие две группы можно разделить заповеди из 20-й главы книги «Исход»? Какие из них с точки зрения церкви носят непреложный характер?

9. Соответствуют ли догмы и нормы религиозной морали (в библейском тексте и в фильме)? Если Вы находите противоречия, то в чем они заключаются?

10. Каково Ваше отношение к Моисею как центральному персонажу Ветхого Завета и его судьбе?

 

Вопросы, рекомендуемые для обсуждения фильмов «Давид» и «Соломон»:

1. Какие исторические книги Библии содержат информацию о царском периоде еврейской истории? В каких из них непосредственно повествуется о Давиде и Соломоне?

2. В чем суть общей исторической концепции, которую ветхозаветный историк последовательно проводит в «Книгах Царств» и которая также последовательно проходит через сюжеты художественных фильмов, посвященных этому периоду?

3. Как представлен в фильмах начальный этап существования царского режима в Израильском племенном союзе? Какие ожесточенные войны с внешними врагами нашли в них отражение?

4. Какие кульминационные моменты истории Израиля отражены в фильме «Давид»?

5. Какие реальные события и подвиги Давида запечатлены в фильме?

6. Что характерно для царского периода иудейско-израильской истории, связанной с царствованием Соломона?

7. Как в фильме отражены причины массового недовольства израильтян царской политикой, ставших основой распада еврейского царства – государства на Израиль и Иудею?

8. Если отмежеваться от мистических элементов, характерных для историографии сиро-палестинского региона, то о каких реальных событиях можно почерпнуть сведения из просмотренных фильмов, построенных согласно библейскому сюжету?

9. Какие расхождения с библейским сюжетом Вы заметили в фильме о царе Соломоне?

10. Какие главные заслуги царя Соломона отмечены в фильме?

11. Какую роль в израильской истории сыграло построение Соломоном Иерусалимского храма?

12. Какая просьба Соломона, обращенная к богу, предопределила его судьбу как наимудрейшего правителя «на все времена»?

13. Какие поступки и решения Соломона, свидетельствующие о его мудрости, произвели на Вас особое впечатление?

14. Какие поучения и притчи Соломона актуальны и в наше время?

15. Из каких библейских книг, автором которых считается Соломон, почерпывается величайшая мудрость, более двух тысячелетий воплощенная в памяти человечества?

16. Какие афоризмы, прозвучавшие в фильме о Соломоне, Вам запомнились?

17. Как Вы воспринимаете библейские пророчества: это фантазия или взгляд на завесу будущего?

18. В чем Вы видите художественную ценность Библии и ее роль в художественном творчестве? Какое место в этом плане отводится поучительным иносказаниям, притчам и «премудростям» Соломона?

3.7.1 Методические рекомендации. Спецкурс по истории религии предусматривает лекционный курс, семинарские занятия, написание рефератов, просмотр и обсуждение фильмов, затрагивающих дискуссионные религиоведческие проблемы и встречи с представителями нетрадиционных религий.

Усвоение истории и философии религии возможно только благодаря приобретению студентами систематических знаний из лекционного курса, изучению материала учебных пособий и монографических исследований по основным разделам (общая характеристика религии, ее исторические формы, национальные и мировые религии, нетрадиционные культы), участию в диспутах по религиоведческим проблемам, которые вызвали наибольший интерес.

Обязательным является написание реферата, тема которого избирается самим студентом из числа предложенных в соответствии с учебной программой. Требования к рефератам даны в методических указаниях. Реферат может быть заменен философским эссе, если избранная студентом тема раскрывается обстоятельно, логично и самостоятельно.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.