Здавалка
Главная | Обратная связь

Устойчивое развитие



В к. 80-х г.г. 20 в. в экономической литературе появился термин «устойчивое развитие», обозначающий модель движения вперед, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений.

Исторически важным событием стала работа конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992г.). Она показала невозможность движения развивающихся стран по пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны (промышленное развитие без учета исчерпаем ости многих видов невозобновляемых ресурсов и без понимания того, что восстановительные способности природы ограничены).

На конференции была провозглашена необходимость перехода мирового сообщества на путь устойчивого развития, оно должно обеспечивать баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды.

Концепция устойчивого развития включает положения:

· В центре внимания находятся люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой

· Охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой компонентой процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него

· Право на развитие должно реализовываться таким образом, чтобы в равной мере обеспечить удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей среды как для нынешнего, так и для будущих поколений

· Уменьшение разрыва в уровне жизни народов мира, искоренение бедности и нищеты.

Существуют и др. тенденции развития социально-экономических систем.

Главным показателем экономического развития страны является экономический рост.

Экономический рост – увеличение реального валового внутреннего продукта (ВВП), который представляет объем общего конечного продукта в текущих рыночных ценах, произведенного внутри страны в течение данного года с учетом инфляции.

Экономический рост измеряется годовыми темпами (в %) двумя способами:

- Прирост ВВП за год

- Прирост ВВП за год на душу населения

Реальный экономический рост означает, что общество снижает издержки производства и повышает производительность труда. Экономический рост основывается на 4-х факторах: природные и трудовые ресурсы, капитал, технология.

Среди явлений, которые определяют экономическое и социальное развитие стран основное место занимает глобализация.

Глобализация – расширение общемирового рынка товаров и услуг и все более развивающаяся интеграция мировых рынков капитала, что означает:

- Возможность установления отношений между социальными, экономическими и иными субъектами в любых странах мира

- Резкое повышение значимости этих отношений по сравнению с национальными (государственными) законами и нормами.

 

 


2. Инновационный процесс: понятие, инновационная цепь, кибернетическая модель инновационного процесса

 

Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс свя­зан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направле­на на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новше­ство, которое будет признано уникальным в определен­ной области. Научно-технические разработки и нововведения вы­ступают как промежуточный результат научно-производ­ственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конеч­ный результат. Научно-технические разработки и изобре­тения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инно­вации (НТИ) — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реали­зации для удовлетворения определенных запросов потре­бителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная примени­мость.

Следовательно, научно-технические инновации должны:

ü обладать новизной;

ü удовлетворять рыночному спросу;

ü приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширен­ный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорга­низационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в соз­дании новых производителей нововведения, в наруше­нии монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В усло­виях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производи­тель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в од­ном хозяйствующем субъекте.

Простой инновационный процесс переходит в то­варный за две фазы: 1) создание новшества и его рас­пространение; 2) диффузия нововведения. Первая фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого про­изводства. На первой фазе еще не реализуется полез­ный эффект нововведения, а только создаются предпо­сылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между произво­дителями нововведения (НВ), а также между произво­дителями и потребителями.

В сфере предпринимательской деятельности на основе использования новых знаний и новой информации реализуется главный нововведенческий (инновационный) цикл: «создание – производство – потребление новшества».

Кибернетическая модель инновационного процесса [4] представляется в виде системы (круга), которая включает этапы инновационного цикла и взаимосвязи между ними (рис. 1).

Рис. 1. Замкнутая инновационная система (инновационный круг): И – результат исследований; Р – разработка; О – опытное производство; П - производство; М – маркетинг; С – сбыт

Из модели инновационного круга выводится модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе. Присутствие нововведений в управлении качеством на всех уровнях управления и на всех стадиях жизненного цикла продукции впервые было представлено А.В. Гличевым.

 

 


3. Наступательные инновационные стратегии организации (создание нового рынка, приобретение компаний, «разбойничья» и др.): содержание, особенности, примеры реализации

 

Целью - является обретение лидирующего положения на рынке. Она связана с ролью первопроходца и основана на собственных творческих возможностях. Необходимым и важным условием реализации этой стратегии явл. внедрение инновации раньше конкурентов. Для ее осуществления необходимы:• эфф инновац деятельность;• руководство фирмы, склонное к новым идеям; • хорошее знание рынка; •эфф маркетинг; • сотрудники творческого склада; • возможность распределения риска.

Необходимым условием наступательной стратегии является технологический рывок и быстрая реакция на рыночные изменения за счет гибкой организационной структуры и имеющихся уникальных ресурсов. Технологические прорывы обеспечиваются наличием специализированных исследовательских лабораторий и инженерно-технических подразделений; наличием высокого технологического потенциала. Фирма для реализации новшества использует различные формы предприятий (виоленты, патиенты, венчуры и т.д.). Характеризуется высокими затратами на НИОКР, обеспечивает высокую норму прибыли, но обладает повышенным риском, кот м б следствием технических неудач и плохого выбора момента внедрения продукта.

Пример реализации наступательной стратегии. «Canon» обеспечивает себе нишу на очень тесном японском и мировом рынках не только за счет качества и надежности, за счет постоянного внедрения новинок. Главное при создании рынка - привитие потребителю тяги к совершенству. Каждая новинка должна потребителю облегчить труд, жизнь и обеспечить ему экономию денег, места и времени. На формирование портфеля новинок корпорация тратит около 1 млрд.долл. в год, имеется несколько исследовательских центров. Технические достижения скрыты от потребителя и внедряются по мере их «рыночной готовности».

Виды наступательных инновационных стратегий:

- создание нового рынка - на основе новой идеи производится уникальный продукт, не имеющий аналогов;

- приобретение компаний образуется новое предприятие и обеспечивается значительное расширение рынка;

- разбойничья стратегия- на основе новой технологии, где у компании есть свой опыт, выпускается на рынок новый продукт, который уменьшает общий размер рынка;

- стратегия сравнительных преимуществ, основана на реализации инноваций, осуществляемых в различных формах: изменении класса выпускаемых продуктов без изменения существенных свойств (например, переход от ЭВМ к ПЭВМ); модификации уже известных продуктов (двухкамерных холодиль вместо однок)

- лицензионная или имитационная стратегия - защищается собственный интеллектуальный продукт и промышленный образец, или новая технология приобретается у других предприятий, путем закупки лицензии.

 

 


4. Стабилизационные инновационные стратегии (оборонительная, оппортунистическая, зависимая и др.): содержание, особенности, примеры реализации

 

Стабилизационные стратегии используются фирмами, не претендующими на первенство вывода новшества на рынок, но стремящимися удержать лидирующие позиции. Как правило, заимствуются новшества признанных лидеров с внесением в продукцию некоторых изменений, т.е. создаются товары-аналоги. Затраты в данном случае на НИОКР и коммерциализацию нововведения ниже, чем у лидера и, характеризуются пониженным уровнем риска.

Пример реализации стабилизационной стратегии. «Кодак», которая внимательно следила за всеми нововведениями японской фирмы «Фудзи Фото Фильм». «Кодак» использовала опыт японской компании при разработке технологии производства пленки с яркими цветами, котор была открыта и внедрена фирмой «Фудзи».

Виды стабилизационных инновационных стратегий:

• оборонительная стратегия предполагает сознательное замедление с выходом нового продукта на рынок до тех пор, пока этого не сделает лидер. При этом фирма отказывается от возможного высокого уровня первоначального дохода в обмен на безопасность позднего выхода на рынок, что обеспечивается знанием результатов продажи продукта. Кроме того, снижаются затраты на разработку новшества, на маркетинг и рекламу. Оборонительную стратегию постоянно реализует корпорация «IBM»

• традиционная стратегия, совершенствование качества продуктов. Это стратегия ведущих японских фирм, которые ежедневно, и даже ежечасно, осуществляют мелкие улучшения во всем.

• оппортунистическая. Предприятие занято поисками такого продукта, кот не требует больших затрат на исследования и разработки, но с кот оно сможет единолично присутствовать на рынке. Поиск и использование своих ниш предполагает глубокое знание рыночной ситуации, высокий уровень адаптационн способности ф.

• зависимая стратегия ориентируется на разработки товара и технологии крупных родственных фирм, обладающих более высокой степенью эффективности производства. Ее целью является самосохранение на основе выполнения контрактных работ. Широко применяется при производстве деталей для заводов по сборке готовой продукции (например, автомобильными заводами Японии).

• защитная стратегия - исследования и разработки ведутся без претензий на занятие ведущих позиций, и цель их заключается в том, чтобы не отстать от других в области технико-технологического развития и по возможности повысить технический уровень производства.

Стратегия выживания. 1.Селективная (избирательная) – концентрация ресурсов на наиболее выгодном направлении. 2. Остаточная. Реструктуризация предприятия и сокращение сфер бизнеса.

 


5. Источники инновационных возможностей по П.Друкеру.

Известный американский специалист в области управления П. Друкер выделил 7 основных источников инноваций или условий появления инноваций:

1) неожиданное событие (успех, неудача, событие во внешней среде);

2) несоответствие или несовпадение между реальностью и ее отражением в наших мнениях и оценках;

3) потребности производственного процесса;

4) изменения в структуре отрасли и рынка, «захватившее всех врасплох»

5) демографические изменения

6) изменения в восприятии и настроениях потребителей

7) новое знание (научное и ненаучное)

Неожиданное событие. Самые богатые возможности для эффективной инновации дает неожиданный успех (ветеринары обнаружили, что лекарства для людей лечат и животных, приобрели лицензии на производство новых лекарств для ветеринарии и организовали их производство). При этом инновационные возможности связанны с меньшим риском получения негативного результата, а осуществление инноваций менее трудоемко. Неожиданный успех должен быть замечен и отражен в информации, которую получает менеджер. Для анализа новой ситуации и возможности эксплуатации успеха следует привлечь специалистов.

Неудача редко остается незамеченной, но еще реже она воспринимается как симптом новых возможностей. Если проект оказывается неудачным, следует выяснить, почему это произошло: возможно, предпосылки проекта не соответствовали реальности. Пример: В 70-е главной стратегией IBM было создание мощных централизованных компьютеров с периферийными терминалами, но резко возрос спрос на небольшие персональные компьютеры; фирма стала работать над созданием персонального компьютера и в 83 г. стала мировым лидером на этом новом рынке.

Благоприятные инновационные возможности создают не любые неожиданные события, а только те, которые позволяют использовать имеющиеся в фирме знания и опыт в несколько иной обстановке.

Несоответствие между тем, что есть, и тем, что должно быть. Это явление может выражаться в следующих ситуациях:

Несоответствие между экономическими показателями. Увеличению спроса не продукцию(т.е. на ее производство) должен соответствовать и рост прибыли. Несоответствие динамики этих показателей в масштабах отрасли свидетельствует о кризисной ситуации. Новатор, заметивший это несоответствие и нашедший новое решение проблемы, может рассчитывать на успех. Пример: Даже минимальное расширение производства стали и металлопроката требовало огромных инвестиций, которые очень медленно окупались; процесс производства был неэкономичен: нагрев и охлаждение слитков осуществлялся 4 раза. Стали возникать специализированные мини-заводы, которые производили ограниченный ассортимент продукции. Процесс производства лучше поддавался автоматизации, удельные затраты сократились на половину.

Несоответствие между реальностью и представлением о ней. Возникает, когда руководители отрасли опираются на ошибочные предпосылки и неверно представляют себе реальную ситуацию. Усилия сосредоточиваются в областях, где положительных результатов не существует.

Несоответствие между ценностями покупателя и представлениями о них руководителей (производителей). Лидеры считают, что они все знают, а на деле происходит другое (интеллектуальное высокомерие). (японские радио промышленники были уверены, что бедняки не могут позволить себе телевизор, но для них он имел специфическую ценность и приобретался).

Потребности производственного процесса. В производственной деятельности часто возникают ситуации, когда «узкие места» технологического процесса мешают развитию бизнеса. При этом возникает необходимость замены слабого звена или перестройки существующего процесса в соответствии с новым уровнем знаний.

Изменения в отраслевых и рыночных структурах. Известны следующие показатели грядущих перемен:

Быстрый рост отрасли. Если объем производства в отрасли растет быстрее, чем численность населения или экономика в целом, то структура отрасли должна измениться. При удвоении объема производства предприятия, как правило, перестают понимать потребности покупателя и неэффективно обслуживают рынок.(масштабы производства растут быстрее, чем спрос).

Сближение (конвергенция)технологий. Соединение нескольких технологий в одну вызывает крупные изменения в структуре производства.(сотовый телефон с встроенной фотокамерой и часами;)

Созревание отрасли для ее крупных структурных преобразований. При изменении характера производственных операций создаются условия для структурных изменений отрасли.(преобразование офтальмологических клинок в СССР: изменения в методах лечения глазных болезней, в технологии оперирования, в создании нового хирургического инструмента (алмазные скальпели) и как следствие изменение организации всего лечебного процесса).

Демографические изменения. Они очень сильно влияют на объем спроса товаров и услуг, что открывает новые возможности для инноваций.

Изменения в восприятии населения. Смена настроений в обществе, изменение отношения людей к действительности, создание новых ценностей являются серьезными возможностями инноваций. (ценность здоровья – фитнес-центры, спортзалы, экологически чистые продукты).

Особенности инноваций, основанных на новых знаниях. Осуществление инноваций, основанных на новом знании, характеризуется наибольшими затратами времени. Кроме того, они требуют сочетания различных знаний, поэтому нуждаются в особых условиях.

1. Необходим тщательный анализ самого знания, позволяющего создать нововведение, а так же социальных, экономических и психологических особенностей, связанных с ним. Важно выяснить каких условий недостаточно для успешной реализации идеи. Если невозможно обеспечить все условия, инновацию следует отложить.

2. Важна четкая ориентация на стратегическое господство на рынке.

3. Внедрение инноваций, основанных на знании, требует предпринимательского менеджмента, т.е. сосредоточенности на специфических требованиях рынка и финансовом предвидении (прогнозирование денежных потоков и будущих потребностей в капитале).

 

 


6. Инновационный проект: сущность, содержание, проблемы реализации проектного управления

Создание инноваций связанно с особым видом управления – управления проектами. проекты могут быть связаны с созданием новой продукции, строительством зданий, реконструкцией производства, созданием новой технологии, внедрением компьютерной системы управления.

Проект – совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторимый характер.

Особенности инвестиционного и инновационного проектов.

Инвестиционный проект - программа долгосрочного вложения капитала с целью получения прибыли в будущем. Большинство инвестиционных проектов содержит инновационную составляющую, поэтому разделение проектов на инновационные и инвестиционные условно. Проекты, которые обеспечивают разработку новых изделий, технологий и предполагают вложения в нематериальные активы претендуют на выделение их как инновационных.

Инновационный проект рассматривается в 3 аспектах 6

1. Форма целевого управления инновационной деятельностью. Проект представляет собой сложную систему мероприятий, взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам, исполнителям, направленных на достижение конкретных целей на приоритетных направлениях развития науки и техники.

2. Процесс осуществления инноваций – совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям.

3. Комплекс технической, организационно-плановой, расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта.

Инновационный проект – система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, финансовых, коммерческих и др. мероприятий, соответствующим образом организованных, оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной Н_Т задачи, выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.

Инновационный проект отличается от инвестиционного рядом характеристик:

- Цель инвестиционного – коммерциализация созданного новшества, а инновационного – создание инновации, внедрение которой способно в будущем принести коммерч. Эффект

- Более высокой степенью неопределенности параметров проекта (сроков, затрат, доходов)

- Вовлечением в реализацию проектов уникальных ресурсов (специалистов высокой квалификации, лиц творческого труда, материалов, приборов и т.д.)

- Высокой вероятностью получения неожиданных, но представляющих самостоятельную коммерческую ценность промежуточных или конечных результатов

Инновационный проект имеет следующие основные разделы:

1. Исходные данные и условия: идея, цели проекта, график осуществления и т.п.

2. Анализ рынка и стратегия маркетинга

3. Материальные факторы производства: ресурсы, материалы

4. Расположение предприятия: местоположение и участок, подходящие для проекта

5. Проектирование и технология: предварительный план проектирования, программа исследований, производственная программа, выбор технологии, подготовка документации

6. Организационное обеспечение (орг. схема п/п, накладные расходы)

7. Трудовые ресурсы: потребность в них, план обучения, издержки на оплату персонала

8. Планирование процесса реализации проекта: стадии осуществления, составление графика реализации проекта, разработка бюджета реализации

9. Финансовый анализ и оценка инвестиций: оценка вложений и ожидаемой отдачи

Финансирование проектов: государственное (прямое и косвенное - льготы) и рыночные способы (собственные, заемные, привлеченные средства (за счет акций), комбинирование).

Основные проблемы реализации проектного управления:

1. Создаваемая проектная группа, несмотря на высокую квалификацию участников, не обладает полной информацией относительно проблемной области. Поэтому, возникает необходимость в дополнительном обучении исполнителей проекта, а также повышаются требования к компетенции и профессионализму руководителя проекта. При этом остальные члены организации не заинтересованы в поиске новых методов решения задач проекта

2. Проекты могут оказать большое влияние на распределение ресурсов и положение дел внутри организации. Одни подразделения оказываются в выигрыше, др. – в невыгодном положении. Это создает напряженность между ними, и ситуация требует сдерживающих действий со стороны руководства, в противном случае ставится под угрозу весь ход реализации проекта

3. В ряде случаев первоначальные цели проекта могут быть неопределенными или пересматриваться с течением времени. Следует оценить осуществляемые изменения с точки зрения риска, затрат и выгод проекта и при необходимости своевременно отказаться от его реал-ции

4. Обмен информацией и взаимодействие между членами команды, между обособленной проектной группой и организацией в целом являются острой проблемой, особенно при реализации крупных проектов

5. Руководство проектом – прежде всего руководство людьми. Они являются самым ценным ресурсом, поэтому надо тщательно подбирать, обучать, мотивировать членов группы. Каждый участник должен ощущать, что он – ключевая фигура в группе. Когда объем работы увеличивается, группа должна воспринимать это как вызов, а не как тяжелый труд.

 

 


7. Методы оценки проектов: экономическая оценка проектов, профиль проекта, критерии отбора.

 

а) Экономическая оценка проектов

Для оценки общей экономической эффективности инноваций может использоваться система показателей:

1. Интегральный эффект.

2. Индекс рентабельности.

3. Норма рентабельности.

4. Период окупаемости.

1. Интегральный эффект Эинт представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, то есть с учетом дисконтирования результатов и затрат.

, (11.1)

где

Тр – расчетный год;

Рt – результат в t-й год;

Зt – инновационные затраты в t-й год;

t – коэффициент дисконтирования (дисконтный множитель).

Интегральный эффект имеет также другие названия, а именно: чистый дисконтированный доход, чистая приведенная или чистая современная стоимость, чистый приведенный эффект.

2. Индекс рентабельности инноваций Jr.

Рассмотренный нами метод дисконтирования - метод соизмерения разновременных затрат и доходов, помогает выбрать направления вложения средств в инновации, когда этих средств особенно мало. Данный метод полезен для организаций, находящихся на подчиненном положении и получающих от вышестоящего руководства уже жестко сверстанный бюджет, где суммарная величина возможных инвестиций в инновации определена однозначно.

В таких ситуациях рекомендуется проводить ранжирование всех имеющихся вариантов инноваций в порядке убывающей рентабельности.

В качестве же показателя рентабельности можно использовать индекс рентабельности. Он имеет и другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности.

Индекс рентабельности представляет собой соотношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам.

Расчет индекса рентабельности ведется по формуле:

, (11.2)

где

JR – индекс рентабельности

Дj – доход в периоде j

Kt – размер инвестиций в инновации в периоде t.

Приведенная формула отражает в числителе величину доходов, приведенных к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе - величину инвестиций в инновации, продисконтированных к моменту начала процесса инвестирования.

Или иначе можно сказать – здесь сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.

Индекс рентабельности тесно связан с интегральным эффектом, если интегральный эффект Эинт положителен, то индекс рентабельности JR > 1, и наоборот. При JR > 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае JR < 1 – неэффективен.

Предпочтение в условиях жесткого дефицита средств должно отдаваться тем инновационным решениям, для которых наиболее высок индекс рентабельности.

3. Норма рентабельности Ер представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту времени.

, и

Данный показатель иначе характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестиционных средств.

4. Период окупаемости То является одним из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. В отличие от используемого в нашей практике показателя «срок окупаемости капитальных вложений», он также базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости.

Инвестирование в условиях рынка сопряжено со значительным риском и этот риск тем больше, чем длиннее срок окупаемости вложений. Слишком существенно за это время могут измениться и конъюнктура рынка, и цены. Этот подход неизменно актуален и для отраслей, в которых наиболее высоки темпы научно-технического прогресса и где появление новых технологий или изделий может быстро обесценить прежние инвестиции.

Наконец, ориентация на показатель «период окупаемости» часто избирается в тех случаях, когда нет уверенности в том. Что инновационное мероприятие будет реализовано и потому владелец средств не рискует доверить инвестиции на длительный срок.

Формула периода окупаемости

, (11.3)

где

К – первоначальные инвестиции в инновации;

Д – ежегодные денежные доходы.

Эффект от использования инноваций зависит от учитываемых результатов и затрат. Определяют экономический, научно-технический, финансовый, ресурсный, социальный и экономический эффект.

В зависимости от временного периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период и показатели годового эффекта.

Эффективность определяется через соотношение результата (эффекта) и затрат.

б)Профиль проекта

Составление перечня критериев и получение соответствующих ответов на поставленные вопросы являются достаточно простым методом оценки проектов. Он может быть развит в так называемый профиль проекта, где каждый фактор получает стандартную оценку.

Профиль проекта

Факторы Оценка
Очень хорошо Хорошо Удовлетво-рительно Плохо Очень Плохо  
1.Общефирменные критерии          
1.1.        
1.2.      
1.3.        
1.4.      
1.5.      
1.6.        
2.Рыночные критерии          
         

В профиле проекта не учитывается то обстоятельство, что каждый фактор имеет разный вес. Поэтому можно дальше усовершенствовать метод, придав критериям и оценкам числовые значения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.