Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 8 ИДЕОЛОГИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА



 

Время религий с приходом позитивизма закончилось. Бог умер. Наступило время идеологий. Идеологии различаются на три типа: это социализм, либерализм и анархизм.

 

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

 

В становлении марксизма не следует упускать из виду яркую фигуру Ф. Лассаля (1825-1864) – лидера рабочего движения 60-х годов XIX века. В этом отношении интересна интрига отношении К. Маркса и Ф. Лассаля. Программа социал-демократической партии, предложенная Ф. Лассалем

О Лассале М. Бакунин писал следующее:

«Лассаль был слишком умен и само

 

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ИДЕОЛОГИИ

 

АНАРХИЗМ

 

ПРУДОН

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

ГЛАВА 9 МАРКСИЗМ

 

Как правильно отмечал итальянский социолог, один из создателей «экономической со­циологии» А. Лориа: «Только на заре последнего столетия, когда небывалый расцвет промышленности и капитализма, грандиозные предприятия и широко развившийся кредит создали колоссальные состояния и воочию проявили свое внимание на судьбы народов, - только тогда поняли, что великие исходные моменты истории, политика го­сударств и основные направления коллективной морали, - все это отнядь не определя­ется отвлеченными социальными идеями, а вырастает на прозаической почве экономических отношений» (Лориа А. Социология. Её задача, направления и новейшие успехи. СПб., 1903. С.72)

И далее он пишет: «Стоит только обратить внимание на экономический фактор, чтобы заметить, что он имеет явно преобладающее значение в структуре человеческого обще­ства» (Лориа А. Социология. Её задача, направления и новейшие успехи. СПб., 1903. С.74)

«И я смело предсказываю: наступит день, и быть может скоро, когда вооруженная ре­зультатами прежних учений, свободная от партийной односторонности, логически и эмпирически обоснованная, социология на экономической основе окажется в силах по­стичь тайну общественной жизни» (Лориа А. Социология. Её задача, направления и но­вейшие успехи. СПб., 1903. С.89)

 

Марксизм – это идеология, которая примыкает вплотную к пролетарскому политическому движению. Хотя прямой связи марксизма как учения и марксизма как политической идеологии нет. Марксизм как теория – это симбиоз тех идей, которые ему современны были на то время.

Материализм – это общее увлечение периода времен европейских революций 1848 года. Разные формы этого материализма разняться лишь оттенками.

Превалирование экономического фактора в историческом процессе совершенно не оригинально, такое рассмотрение истории культуры известно со времен римского эпикурейца Тита Лукреция Кара. Да и в новоевропейское время такое рассмотрение истории присуще было, к примеру, Кондорсэ. А во времена Маркса экономическое направление в исторической науке совершенно независимо от марксистских идей, а больше под влиянием А. Смита, все более и более набирало силу. Более того такое рассмотрение истории – естественно для еврейской ментальности, марксизм вообще идеология, имеющая истоком ментальные традиции еврейского народа, неудивительно, что в среде марксистов евреи составляют значительный процент.

Теория классовой борьбы, или говоря по-современному, конфликтная теория модернизации, - это общее место во французской историографии начала XIX века.

 

ФИЛОСОФИЯ

Обращение к гегелевской философией и заигрывание с гегелевской диалектикой было обусловлено тем, что во времена формирования их мировоззрения, эта философия была популярна, а потому они не рискнули слишком отклоняться от этой известной всем доктрины. Это типично, на примере «продвинутых» марксистов, которые, отклоняясь от марксизма, использовали их терминологию.

 

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ

ОНТОЛОГИЯ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Работа К. Маркса «Нищета философии» посвящен критике взглядов Пьера Жозефа Прудона (1809-1865), который известен своей работой «Что такое собствен­ность?» (1840), в которой что собственность- это воровство.. Сутью его социальной концепции







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.