Здавалка
Главная | Обратная связь

ФИЛОСОФИЯ Т. РИДА (1710-1796)



Томас Рид, известен как основатель школы здравого смысла. Типичный философ в юности страдал от кошмаров. Один из первых критиков философии Д. Юма. Его основная работа «Исследование человеческого ума на принци­пах здравого смысла, ко­торая была опубликована в 1764 году посвящена критике юмовского скептицизма.

 

ФИЛОСОФИЯ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ: КРИТИКА ФИЛОСОФОВ

 

К существующей философии он относится крайне критично. Беря примером Декарта, Мальб­ранша и Локка, он скептически говорит о них, что они применили весь свой та­лант на доказа­тельство известного всем простым смертным положения, что вне нас существуют вещи. К со­жалению, этого простого положения им доказать не удалось. Томас Рид ставит вопрос – а зачем нужна такая философия, которая даже не может обосновать этого простого и ясного всем положения, более того наводит «туман» на простые положения, которыми руководствуется в жизни обычный здравомыслящий че­ловек, смущает и дезориентирует его. А потому он утверждает: «Я презираю Филосо­фию и отказываюсь от ее руководства, - позвольте моей душе пребывать со Здравым Смыслом» (С.100)

 

Тем не менее он отдает одновременно им должное ибо: «Они поставили нас на пра­вильную до­рогу – на путь опыта и точной рефлексии. Они обучили нас избегать ловушек неоднозначных и неопределенных слов, сами говорили и думали о предмете с отчетливостью и ясностью, прежде нам неизвестными. Они сделали много открытий, которые могут привести к установлению ис­тин, ими не достигнутых, или к обнаруже­нию ошибок, в которых они невольно запутались» (С.101)

 

Он утверждает, что пока Философия будет конкурировать со Здравым Смыслом, она никогда не может быть успешным предприятием. Так как сам Здравый Смысл в Философии не нуждается, а вот Философия имеет источником и корнем именно Здравый Смысл. Он утвер­ждает, что философия отлученная от этого корня, теряет ре­путацию, «..её жизненные силы ис­сякают, она умирает и разлагается» (С.101). в этом отношении он нелестно отзывается о прошлых философах- Декарте, Мальбранше, Локке и др.:

«Философы прошлой эпохи… не заботились о сохранении этого союза и субординации так тщательно, как того требовали интересы философии. Но те, кто в настоящее время вступил в открытую войну со Здравым Смыслом, надеясь при помощи премудростей Философии одержать полную победу над ним, совершают покушение не менее дерзкое и тщетное, чем по­пытка гигантов свергнуть с престола всемогущего Юпитера» (С.102)

 

ТЕОРИЯ ЗРЕНИЯ

 

АНАЛОГИЯ И РЕФЛЕКСИЯ

 

Томас Рид придавал большое значение механизму аналогии. Он считал, что сущест­вуют лишь два пути формирования понятий и мнений. Один путь – это путь рефлексии, при котором человек сгознательно формирует понятия, исходя из реальных свойств вещей. Второй и наиболее распространенный – это путь аналогии.

«В природе не существует ничего настолько исключительного, чтобы мы не могли об­наружить некоторое сходство или, по крайней мере, некоторую аналогию между вещами, о которых мы имеем представление. Разум, естественнно, наслаждается погоней за такими аналогиями и внимает им с удовольствием. Из них поэзия и остро­умие извлекают большую часть своего оча­рования; а красноречие не в меньшей степени обязано им своей убедительностью» (С.330- 331). Потому, писал Т. Рид, человеку свойственно переносить значения известных ему представле­ний на какое-либо сходное явление. Особо он акцентирует внимание на анализ понятия души и сопоставления его с дыханием и ветром, которое типично для истории культуры, то же он от­носит и ко всем другим понятиям. В результате он писал следующее: «Состояние человечества поэтому дает достаточное основание, чтобы понять, что его язык и его обыденные представле­ния о разуме и его операциях построены по аналогии и выве­дены из объектов чувств. А эти аналогии в состоянии запутать философов так же, как и простолюдинов, и склонить их к материализации разума и его способностей: а опыт в изобилии подтверждает истннность этого факта» (С.332)

В Новое время ситуация, по мнению Т. Рида, начинает меняться. Начинают более доверять рефлексии. Он считает, что именно Декарт стал выводить философию из рефлексии: «Старая философия была, по-видимому, чисто аналогической (analogical); новая – была выводима из рефлексии, но все же с очень большой примесью старых аналогических представлений» (С.333)

 

Но, с другой стороны, Т. Рид отмечает, что перипатетическая школа, в отличие от картезиан­ства, принимала все положения здравого смысла: «Старая система принимала все принципы здравого смысла как первые принципы, не требуя доказательства им. По­этому, хотя ее объяснение было, как правило, неясным, аналогическим и темным, все же оно было построено на широком фундаменте и не имело тенденции к скептицизму. Мы не найдем ни одного перипатетика, который считал бы себя обязанным доказывать существование материального мира; но каждый картезианец пытался делать это, пока Беркли ясно не показал тщетность их аргументов; и отсюда заключил, что не сущест­вуют такой вещи, как материальный митр, и что веру в него следует отвергнуть как грубую ошибку» (С.339) Новые философы не довольству­ются констатацией факта о существовании, а хотят удостоверить этот факт путем доказатель­ства, в результате приходят к такого рода парадоксальным результатам. Стремление к строй­ности системы, стремления вывести ее из ряда простых положений, также способствует этому парадоксальному результату об отрицании действительности реального мира, но простоты, подчеркивает Т. Рид, вообще не существует в природе.

3. СЛАБОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

 

Т.Рид подчеркивал, что если попробовать человеку со всеми его познаниями произвести животное или растение, то он сразу поймет как ничтожна его мудрость в сравнении с мудростью природы.

 

Предтавителями шотландской школы «здравого смысла» были Дж. Битти (1735-1803),

 

ГАМИЛЬТОН У.(1788-1856)

 

Уильям Гамильтон – шотландский философ, который сочетал традиции шотландской школы здравого смысла с кантианством. Выступал с критикой Шеллинга. Один из пред­шественников математической логики.

Дж. Макинтош еще.

«Время и Пространство суть только модусы наших восприятий, но не модусы сущест­вования, и, быть ожет, что высшие нас Интеллигенции и не связаны ими. Вещи в себе не находятся ни во времени, ни в пространстве, хотя мы и не можем воспроизвести их себе иначе, чем под этим двояким условием» (Милль Дж. Ст. Обзор философии У. Га­мильтона и главных философских вопросов, обсужденных в его творениях. СПб., 1869. С.10)

 

Школа Гамильтона. Упоминается Г.Феррье – отзываются о нем восторженно.

БЕНТАМ И.(1748-1832)

 

Иеремия Бентам является родоначальником утилитаризма, который является ито­гом развития всей британской социальной мысли .

Основной тезис – это то, что получение удовольствия является основным смыслом че­ло­вече­ской деятельности, полезность является основным критерием оценки всех явле­ний, нравствен­ность формируется исходя из принципов достижения наибольшего сча­стья.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абрамов М.М. проблема обыденного здравого смысла, «наивного реализма» в исследованиях домарксистской философии. Горький. 171.

2. Фалькенберг Р. История новой философии. СПб. 1865.

3. Историография античности. Античность и XVIII век. Вып.1. Казань, 1974.

4. Милль Дж. Ст. Обзор философии сэра У. Гамильтона и главных философских вопросов, обсуждаемых в его творениях. СПб., 1869. (142959)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.