ФЕНОМЕНОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ ЦВЕТА ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Рано ушедший из жизни талантливый философ и литературовед А.А.Шахов (1850-1877) писал: «Гёте жил, мыслил и наслаждался образами; но эти образы не были продуктом распущенной фантазии; они не являлись результатом прихотливых сочетаний туманных и неопределенных представлений; они были художественными обощениями действительности и в ней находили себе опору и подтврждение» (Шахов А. Гёте и его время. СПб. 1908. С.23).
ФАУСТ
Сам образ Фауста имеет истоком в традиции человеческой культуры, в этом и причина её успеха и устойчивости. Прослеживается аналогия между библейским Симоном-магом (см. «Деяния апостолов») и Фаустом. В романе II века – «Клементины» тот же Симон-маг изображался как кудесник, восрешающий мертвых, способный проходить сквозь огонь, менявший свой облик, летающий по воздух. Именно в результате неудачного полета он разбился насмерть.
Доктор Фауст – лицо историческое, о нем как об историческом лице упоминает Меланхтон – сподвижник Лютера, жил он в начале XVI века и прославился в Германии своими фокусами и слал чернокнижником, умер он около 1540 года. Виттенберг и его университет был в XVI веке центром религиозного брожения. Слава Виттенберга как центра учености гремела по всей Германии того времени. Джордано Бруно называл его германскими Афинами. Гамлет был студентом именно Виттенбергского университета. В виттенбергском университете преподавал Лютер, здесь он обнародовал свои 95 тезисов.
Фауст – символ разврата мысли. Фауст – Дон Жуан мысли.
Письменно эта легенда была впервые издана Шписом в 1587 году («История доктора Иоганна Фауста»). Эта легенда имела международную известность, эту легенду хорошо знал английский драматург Марло Был славянский аналог Фаста. Это сказание о пане Твардовском (XVI век). Польский Фауст – Твардовский был колдуном-магом в Кракове в конце XV - начале XVI века. Роман Клингера «Жизнь Фауста, его деятельность и гибель» (есть русский перевод, 1794). Молодой Гете под влиянием старой своей знакомой, родственницы его матери С. К. фон Клеттенберг (1723-1774) религозной писательницы, которая занималась алихимией и другими оккультными науками, увлекался алхимией и герметизмом, что наложило отпечаток, особенно на вторую часть «Фауста». Хотя в зрелый период он относился к религиозной мистике скептически. «Нет ничего несноснее ученого дурака. Таков ученик Фауста – Вагнер, имя которого сделалось нрицательным и стало синонимом тупого, бездарного книжника. Общие интересы знания и науки, из-за которых мучится Фауст, недоступно для Вагнера. Ему дорого не знание, а книга, не мысль, а ученый термин, не обощение, а мелочный факт, считанный с пожелтевшей страницы» (Шахов А. Гете и его время. СПб. 1902. С.176).
«Фауст стремится к группировке, к слиянию, к обобщению впечатлений. Мефистофель всюду ищет различения, противоречия, несходства. Первый бьется, мучится, страдает, не будучи с состоянии прийти к каким бы то ни было положениям; второй не ищет положений. Мефистофель* живет в отрицаниях, тешится ими, играет софизмами, наслаждается ими. Мефистофель – только, исключительно критик. Это две разные натуры, два различные темперамента. В отрицательных взглядах Мефистофеля много реального, много нового, и с этой стороны он относительно Фауста далеко ушел вперед. Для него не существует метафизических предрассудков, предвзятые идеи - постоянный предмет его насмешек, схоластическая наука – цель его метких ударов»» (Шахов А. Гете и его время. Спб. 1908. С.165-166).
Гете при создании образа Мефистофеля брал за образец французских просветителей XVIII века, потому-то в Мефистофеле так много французского.
«Мефистофель своим остроумием, соединенным с известной трезвостью и логичностью, напоминает нам французские национальные типы. В нем мало немецкого, и я полагаю, что при создании этого характера Гёте имел в виду черты французского отрицателя прошлого века, черты светского парижанина XVIII века, bon vivant, равнодушного к общим, теоретическим стремлениям, отрицателя мод своего времени и обладающего специально-французским ěsprit, ярким, метким остроумием» (Шахов А. Гете и его время. Спб. 1908. С.169).
О Мефистофеле: «Он является выразителем французского остроумия и логичности – ěsprit, в противоположность германскому творчеству – Geist Фауста. Он носитель отвлеченной идеи отрицания» (Шахов А. Гете и его время. Спб. 1908. С.170).
«Фауст – герой всей новой истории, этих столетий усиленного умственного труда человечества и его тяжких душевных мучений» (Шахов А. Гете и его время. Спб. 1908. С.132).
Французский писатель А. Жарри написал «Деяния и мнения доктора Фаустролля, патафизика» (1911). Он ввел в мировую мысль само понятие «патафизики» – как некоей интеллектуальной патологии, научной зауми.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|