Здавалка
Главная | Обратная связь

СПОР О НОВЫХ И ДРЕВНИХ.



 

Этот «спор» было начат в 80-х годах XVII и продолжался четверть века. Зачинателем дискуссии был известный ска­зочник Шарль Перро, член Французской Академии. Он на заседании Французской Академии (27.01. 1681) прочитал по поводу выздоровления короля поэму «Век Людовика Великого» высказал мысль о превос­ходстве современной ему эпохи над эпо­хой «века Августа». Сторонником в этом споре выступал Б. Фонтенель, противником Буало.

Как не смешно, эта идея прогрессивности века Людовика XIV, ставшая базой для ста­новления идеи прогресса в западноевропейской ментальности, родилась в период, ко­гда этот «золотой» век вошел в полосу затяжного кризиса, разрешившегося, как известно, Французской революцией. Она появилась в то время, когда католичество стало одерживать временную победу, во времена Нантского эдикта (1685), приведшего к массовому изгнанию евреев из страны, к гонению против гугенотов и янсенистов.

Культура французского классицизма основывалась на использовании античного насле­дия, древние для них были непревзойденными образцами. Но уже к концу XVII века появились тео­ре­тики искусства, которые хотели противопоставить культуру века Лю­довика XIV античности. В результате возникло противопостояние, которое назы­вали «Спором Древних и Новых». Спор этот в начале XVIII века завершился победой «Но­вых». Французская культура века была при­знана Ев­ропой образцовой.

«Новые» опирались на картезианство, считая себя его продолжателями. Ш. Перро про­тивопоставлял Аристотеля Декарту, считая, что он совершил в науке революцию, из­менив кардинально представление о мире, которое до него базировалось на физике Аристотеля, открыл пути научному исследованию природы в замен схоластическому цитированию и абстрактной силлогистике схоластов. Но основной упор в этом «Споре..» играло сопоставление «старого» и «нового» в искусстве. Ш. Перро удивлялся как можно восхищаться дворцами Августа, когда есть прекрасные дворцы Версаля. Большое значение сыграл перевод «Илиады» Гомера сторонником Перро и Фонтенеля – Ла Мотом, который старался «осовременить» Гомера.

 

Вот что писал Шарль Перро в своей поэме «Век Людовика Великого»:

 

Ш. Перро в диалоге «Прараллель между древними и новыми в отношении искусств и наук» словами аббата, сторонника «новых» утверждал: «Тот, кто первым догадался выдолбить углубление в стволе дерева и сделать из него лодку, чтобы переплыть через реку, конечно, заслуживает похвалы, но этой лодке далеко до больших кораблей, бороздящих океан, а способу, которым она была сделана, далеко до внушающего восхищения искусства, с коим построены эти корабли. А если бы мы захотели поближе рассмотреть эти первые дома и первые суда, то увидели бы, что те, кто их создал, в сущности, не были их изобретателями, а научились архитектуре у различных животных, в особенности у боборов, чьи постройки в тысячу раз прочнее и искуснее, чем первые жилища людей, и что ореховая скорлупа, плывущая по воде, быть может, послужила образом для перовой1 лодки. Точно так же обстоит дело и с ткачеством, в котором люди были учениками паука, и с охотой, всем хитростям которой научили их волки и лисы, причем прошло очень много времени, прежде чем люди стали так же умело, как они, гнать зверя. Из этого видно, что честь первого изобретателя не так велика, как обычно думают» (Спор о древних и новых» М. 1985. С.83).

 

«Я признаю, что за древними навсегда останется то преимущество, что они первыми изобрели множество вещей, но я буду утверждать, что новым принадлежит более хитроумные и удивительные изобретения» (Спор о древних и новых» М. 1985. С.87).

 

По Перро: древние – люди таланта, а новые- люди разума.

ЛИТЕРАТУРА:

1. О споре «древних и новых» \\ Романо-германская филология. ЛГУ. 1957.

2. Спор о древних и новых» М. 1985.

3. Декарт Р. Избранные произведения. М.,1950.

4. Декарт Р. Сочинения в

5. У истоков классической науки. М.,1968.

6. Декарт Р. Геометрия. М., 1938..

7. Фонтенель Б. Рассуждения о религии природы и разума. М.,1979.

8. Мальбранш Н. О разыскании истины. Спб. 1906

9. Спор о древних и новых. М., Искусство. 1985.

10. Маслов И.С. Панфилов Е.Д., Гордина М.В. «Общая и Рациональная Грамматика Пор-Рояля» Л.,1991

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.