СТАНОВЛЕНИЕ БРИТАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
БЭКОН Ф.
Френсис Бэкон, сделал карьеру при английском короле Якове I , впоследствии был обвинен парламентом во взяточничестве - традиционной практики государственных чиновников. Наиболее важное произведение, как известно «Новый Органон».
1. ТЕОРИЯ «ИДОЛОВ»
2. ПРИНЦИПЫ ПОЗНАНИЯ
«Открытый современной наукой экспериментальный диалог с природой подразумевает активное вмешательство, а не пассивное наблюдение. Перед учеными ставится задача научиться управлять физической реальностью, вынуждать ее действовать в рамках «сценария» как можно ближе к теоретическому описанию.* Исследуемое явление должно быть предварительно препарируемо и изолировано, и тем чтобы оно могло служить приближением к некоторой идеальной ситуации, возможно физически неостижимой, но согласующейся с принятой концептуальной схемой» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986.С.84-85).
3. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
По Бэкону, науки делятся согласно человеческим способностям: памяти, фантазии и рассудку. Память дает нам историю человечества и природы; фантазия – поэзию; рассудок – философию, которая подразделяется на естественную теологию, космологию, антропологию. Эта классификация существовала достаточно долго. Впоследствии делали попытку систематизации наук Ампер и И. Бентам. Но неудачно. Окончательно сменила эту классификацию классификации О. Конта и Г. Спенсера.
По мнению современного французского историка философии Д.Ф. Делёля, Бэкон – это алхимик человеческого сознания. Он отделяет истину от заблуждения как алхимик получает золото. Но вопрос в том: истинно ли это золото, которое получает Бэкон своим методом? Не похоже ли оно на то золото, которое «получали» алхимики?
4. ТРАДИЦИЯ БЭКОНОВСКОГО ЭМПИРИЗМА
Как верно подчеркивал Е. Спекторский: «В начале XVII века настоящий научный дух веял в теориях не Бэкона, а Декарта и его эпигонов. И не напрасно Гоббс, бывший секретарем Бэкона, не только не был его продолжателем, но, напротив, порвал с его школой, более пригодной, по его мнению, для аптекарей, чем для физиков, и для разрешения своих несомненно весьма позитивных и реалистических проблем нашел более подходящую обстановку в общении с Галилеем и с совопросником Декарта и Мерсенном» (Спекторский Е. Проблемы социальной физики. С.28)
Тем не менее Бэкон считался идеологом Королевского общества. Из последователей Ф. Бэкона надо отметить Роберта Гука (1635-). Р. Гук закончил Оксфордский университет. Был ассистентом Р. Бойля. Он был одним из инициаторов создания Королевского общества. Кроме своих научных исследований, он создавал «философскую алгебру», принципы которой изложил в работе «Общая схема или идея настоящего состояния естественной философии», которая была издана посмертно в 1705 году. К сожалению, эта работа не вызвала должного внимания, хотя в ней, кроме изложения идей эмпирического метода исследования Ф. Бэкона, есть существенный момент – это утверждение о необходимости применения технических средств при исследовании. Р. Гук ведет традицию эмпиризма не только от Ф. Бэкона, он ведет его с более ранних времен. Это Р. Бэкон и Пьер де Мерикур в XIII веке; Леонардо, Порта и Кардано в XVI веке. В своей работе он рекомендует «круговой переход» – от разума к «руке и глазу» и обратно. Как верно подчеркивал Е. Спекторский: «В начале XVII века настоящий научный дух веял в теориях не Бэкона, а Декарта и его эпигонов. И не напрасно Гоббс, бывший секретарем Бэкона, не только не был его продолжателем, но, напротив, порвал с его школой, более пригодной, по его мнению, для аптекарей, чем для физиков, и для разрешения своих несомненно весьма позитивных и реалистических проблем нашел более подходящую обстановку в общении с Галилеем и с совопросником Декарта и Мерсенном» (Спекторский Е. Проблемы социальной физики. С.28)
ГОББС Т. (1588-1679)
Томас Гоббс прожил долгую жизнь, стал известен своими социально - политическими работами «О гражданине» и «Левиафан», которые даже после смерти были присуждены к сожжению в Оксфордском университете. Интересно, что даже в 1874 году русский перевод «Левиафана» был по постановлению Синода запрещен, а тираж книги был уничтожен. Как и всякий философ умел нажить себе множество врагов в жизни. На его философское развитие большое влияние оказали Галилея и Кеплер. В области социальной философии придерживался роялистских взглядов, а потому во времена революции был вынужден эмигрировать во Францию. Но нельзя сказать, что он стал идеологом роялистской оппозиции. Произошло прямо противоположное- его обвинили в атеизме, и в годы реставрации он находился в опале и подвергался травле со стороны роялистов и клерикалов.
1. ФИЛОСОФИЯ
Понятие предмета философии
Крайне здравомыслящий философ. Его убеждение состоит в том, что объектом философии может служить только «тело, которое можно представить как-либо возникшим и сравнить с другими, т.е. все, что можно сложить и разложить, что имеет возникновение или свойство. Потому то, что не возникло или не имеет свойств, не служит предметом философии, ибо она занимается лишь познанием свойств из причины или причины из свойств. Поэтому философия, как простое учение о телах, исключает из себя теологию, учение о природе и свойствах бога как вечного, нерожденного, непостижимого – словом все, что не есть тело или свойство тел.» (Логика .гл.1 пар.8) Для того времени крайне важно выяснить отношения философии с религией
Философию и науку н не разделяет: «Наука, изучающая формы, называется геометрией, наука о движении – физикой, наука о естественном праве называется философией морали, тогда как вся наука в целом является философией, подобно тому как море в одном случае называется Британским, в другом – Атлантическим, в третьем – Индийским, в зависимости от наименования тез земель, которые оно омывает, в целом же это океан» (т.1 с.272). Такое расширительное понимание философии останется традиционным для британской философии. Геометрию и физику он хвалит – ибо они приносят пользу. Но в отношении морали сетует, что «если бы мотивы человеческих поступков были познаны столь же точно, как отношения величин в геометрических фигурах, то честолюбие и корыстолюбие, чье могущество оприается на ложный представления толпы о праве и несправедливости, оказались бы безоружными, и человеческий род наслаждался бы столь прочным миром, * что единственным поводом для борьбы мог бы оказаться лишь недостаток территории из-за постоянного увеличения численности людей» (т.1 с.272-273) В этом «тайна» моральной философии XVII-XVIII века - современного человека раздражает подробный анализ «страстей» и их классификация. Дело в том, что философы того времени ставили задачей разделить и классифицировать страсти, дабы выяснить строение механизма поведения «человека-машины».
Интересно его различение видов знания. Гоббс считает, что существует два вида знания: знание факта и условное знание – наука. Знание факта – это история: либо история естественная, которая содержит описание явлений природы, и гражданская, которая является описанием человеческих явлений. Научное же знание, или философское – это не дескриптивное знание, или, если выражаться языком неокантианцев, не идеографическое знание, - знание номотетическое.
Возражения Декарту.
Теория знаков
Крайне отрицательно относился к метафоре Т. Гоббс, хотя сам сделал базой своих размышлений метафору, отождествив человеческое общество с «Левиафаном» – мифическим морским чудовищем, персонажем библейских сказаний. Вот что он писал: «Свет человеческого разума – это вразумительные слова, однако предварительно очищенные от всякой двусмысленности точными определениями. Рассуждение есть шаг, рост знания – путь, а благоденствие человеческого рода – цель. Метафоры же и бессмысленные и двусмысленные слова, напротив, суть что-то вроде ignes fatui [блуждающие огни- С.Г.], и рассуждать с их помощью – значит бродить среди бесчисленных нелепостей. Результат, к которому они приводят, есть разногласие и возмущение или презрение» (Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т.2 М. 1991. С.36)
3. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
В данном случае нас интересует именно «тело» культуры, которое, по мнению Гоббса, создано волей людей. Это «тело»- есть Государство- это могущественное Чудовище. Познается же государство, по мнению Гоббса, посредством познания аффектов и нравов людей - через этику, и посредством познания обязанностей и правовых норм общества - через политику.
Основа его концепции – это знаменитый принцип естественного состояния – «войны всех против всех».
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|