Здавалка
Главная | Обратная связь

СТАНОВЛЕНИЕ БРИТАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ



БЭКОН Ф.

 

Френсис Бэкон, сделал карьеру при английском короле Якове I , впоследствии был об­винен парла­ментом во взяточничестве - традиционной практики государственных чи­новников. Наиболее важное произведение, как известно «Новый Органон».

 

1. ТЕОРИЯ «ИДОЛОВ»

 

2. ПРИНЦИПЫ ПОЗНАНИЯ

 

«Открытый современной наукой экспериментальный диалог с природой подразумевает активное вмешательство, а не пассивное наблюдение. Перед учеными ставится задача научиться управлять физической реальностью, вынуждать ее действовать в рамках «сценария» как можно ближе к теоретическому описанию.* Исследуемое явление должно быть предварительно препарируемо и изолировано, и тем чтобы оно могло служить приближением к некоторой идеальной ситуации, возможно физически неостижимой, но согласующейся с принятой концептуальной схемой» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986.С.84-85).

 

3. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК

 

По Бэкону, науки делятся согласно человеческим способностям: памяти, фантазии и рассудку. Память дает нам историю человечества и природы; фантазия – поэзию; рас­судок – философию, которая подразделяется на естественную теологию, космоло­гию, антропологию. Эта классификация существовала достаточно долго. Впоследствии де­лали попытку систематизации наук Ампер и И. Бентам. Но неудачно. Окончательно сменила эту классификацию классификации О. Конта и Г. Спенсера.

 

По мнению современного французского историка философии Д.Ф. Делёля, Бэкон – это алхимик человеческого сознания. Он отделяет истину от заблуждения как алхимик по­лучает золото. Но вопрос в том: истинно ли это золото, которое получает Бэкон своим методом? Не похоже ли оно на то золото, которое «получали» алхимики?

 

4. ТРАДИЦИЯ БЭКОНОВСКОГО ЭМПИРИЗМА

 

Как верно подчеркивал Е. Спекторский: «В начале XVII века настоящий научный дух веял в теориях не Бэкона, а Декарта и его эпигонов. И не напрасно Гоббс, бывший сек­ретарем Бэ­кона, не только не был его продолжателем, но, напротив, порвал с его шко­лой, более пригод­ной, по его мнению, для аптекарей, чем для физиков, и для раз­реше­ния своих несомненно весьма позитивных и реалистических проблем нашел более под­ходящую обстановку в общении с Галилеем и с совопросником Декарта и Мерсенном» (Спекторский Е. Проблемы социальной физики. С.28)

 

Тем не менее Бэкон считался идеологом Королевского общества. Из последователей Ф. Бэкона надо отметить Роберта Гука (1635-). Р. Гук закончил Оксфордский университет. Был ассистентом Р. Бойля. Он был одним из инициаторов создания Королевского об­щества. Кроме своих научных исследований, он создавал «философскую алгебру», принципы которой изложил в работе «Общая схема или идея настоящего состояния ес­тественной философии», которая была издана посмертно в 1705 году. К сожалению, эта работа не вызвала должного внимания, хотя в ней, кроме изложения идей эмпириче­ского метода исследования Ф. Бэкона, есть существенный момент – это утверждение о необходимости применения технических средств при исследовании. Р. Гук ведет тра­дицию эмпиризма не только от Ф. Бэкона, он ведет его с более ранних времен. Это Р. Бэкон и Пьер де Мерикур в XIII веке; Леонардо, Порта и Кардано в XVI веке.

В своей работе он рекомендует «круговой переход» – от разума к «руке и глазу» и об­ратно.

Как верно подчеркивал Е. Спекторский: «В начале XVII века настоящий научный дух веял в теориях не Бэкона, а Декарта и его эпигонов. И не напрасно Гоббс, бывший сек­ретарем Бэ­кона, не только не был его продолжателем, но, напротив, порвал с его шко­лой, более пригод­ной, по его мнению, для аптекарей, чем для физиков, и для раз­реше­ния своих несомненно весьма позитивных и реалистических проблем нашел более под­ходящую обстановку в общении с Галилеем и с совопросником Декарта и Мерсенном» (Спекторский Е. Проблемы социальной физики. С.28)

 

ГОББС Т. (1588-1679)

 

Томас Гоббс прожил долгую жизнь, стал известен своими социально - политическими работами «О гражданине» и «Левиафан», которые даже после смерти были присуж­дены к сожжению в Оксфорд­ском университете. Интересно, что даже в 1874 году рус­ский перевод «Левиафана» был по постановлению Синода запрещен, а тираж книги был уничтожен. Как и всякий философ умел нажить себе множество вра­гов в жизни. На его философское развитие большое влияние оказали Галилея и Кеплер. В области со­циальной философии придерживался роялист­ских взглядов, а потому во времена рево­люции был вынужден эмигрировать во Францию. Но нельзя сказать, что он стал идео­логом роялист­ской оппозиции. Про­изошло прямо противоположное- его обвинили в атеизме, и в годы реставрации он на­ходился в опале и подвергался травле со стороны роялистов и клерикалов.

 

1. ФИЛОСОФИЯ

 

Понятие предмета философии

 

Крайне здравомыслящий философ. Его убеждение состоит в том, что объектом философии мо­жет служить только «тело, которое можно представить как-либо возникшим и сравнить с другими, т.е. все, что можно сложить и разложить, что имеет возникновение или свойство. По­тому то, что не воз­никло или не имеет свойств, не слу­жит предметом философии, ибо она занимается лишь познанием свойств из причины или причины из свойств. Поэтому философия, как простое учение о телах, ис­ключает из себя теологию, учение о природе и свойствах бога как вечного, нерожденного, непо­сти­жимого – словом все, что не есть тело или свойство тел.» (Логика .гл.1 пар.8)

Для того времени крайне важно выяснить отношения философии с религией

 

Философию и науку н не разделяет: «Наука, изучающая формы, называется геомет­рией, наука о движении – физикой, наука о естественном праве называется философией морали, тогда как вся наука в целом является философией, подобно тому как море в од­ном случае называется Британским, в другом – Атлантическим, в третьем – Индий­ским, в зависимости от наименова­ния тез земель, которые оно омывает, в целом же это океан» (т.1 с.272). Такое расширительное понимание философии останется традицион­ным для британской философии.

Геометрию и физику он хвалит – ибо они приносят пользу. Но в отношении морали се­тует, что «если бы мотивы человеческих поступков были познаны столь же точно, как отношения величин в геометрических фигурах, то честолюбие и корыстолюбие, чье могущество оприается на ложный представления толпы о праве и несправедливости, оказались бы безоружными, и человеческий род наслаждался бы столь прочным миром, * что единственным поводом для борьбы мог бы оказаться лишь недостаток террито­рии из-за постоянного увеличения численно­сти людей» (т.1 с.272-273)

В этом «тайна» моральной философии XVII-XVIII века - современного человека раз­дражает подробный анализ «страстей» и их классификация. Дело в том, что фило­софы того времени ставили задачей разделить и классифицировать страсти, дабы выяс­нить строение механизма поведения «человека-машины».

 

Интересно его различение видов знания. Гоббс считает, что существует два вида зна­ния: знание факта и условное знание – наука. Знание факта – это история: либо ис­то­рия естественная, ко­торая содержит описание явлений природы, и гражданская, ко­то­рая является описанием человеческих явлений. Научное же знание, или философское – это не дескриптивное знание, или, если выражаться языком неокантианцев, не идеографическое знание, - знание номотети­ческое.

 

Возражения Декарту.

 

Теория знаков

 

Крайне отрицательно относился к метафоре Т. Гоббс, хотя сам сделал базой своих размышлений метафору, отождествив человеческое общество с «Левиафаном» – мифи­ческим морским чудовищем, персонажем библейских сказаний. Вот что он писал: «Свет человеческого разума – это вразумительные слова, однако предварительно очи­щенные от всякой двусмысленности точными определениями. Рассуждение есть шаг, рост знания – путь, а благоденствие человеческого рода – цель. Метафоры же и бессмысленные и двусмысленные слова, напротив, суть что-то вроде ignes fatui [блуждающие огни- С.Г.], и рассуждать с их помощью – значит бродить среди бесчисленных нелепостей. Результат, к которому они приводят, есть разногласие и возмущение или презрение» (Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т.2 М. 1991. С.36)

 

3. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

В данном случае нас интересует именно «тело» культуры, которое, по мнению Гоббса, создано волей людей. Это «тело»- есть Государство- это могущественное Чудовище. Познается же го­сударство, по мнению Гоббса, посредством познания аффектов и нра­вов людей - через этику, и посредством позна­ния обязанностей и правовых норм обще­ства - через политику.

 

Основа его концепции – это знаменитый принцип естественного состояния – «войны всех против всех».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.