Эффективное изучение литературы
Важнейшей задачей работы на данном этапе является изучение основных понятий, научных и практических проблем изучаемой темы, разных точек зрения на нее, основных теоретических и эмпирических подходов к ее исследованию. Необходимо провести анализ, сравнение, группировку, систематизацию и обобщение собранных материалов и не ограничиваться простой компиляцией традиционных учебных психологических знаний или теоретических рассуждений из научных трудов. Работа не должна носить репродуктивный характер. В процессе изучения литературы следует проявлять критическое мышление и не полагаться чрезмерно на авторитет печатного научного слова. Важно обращать внимание на аргументы, используемые автором для тех или иных утверждений, на описание научных фактов, которые лежат в основе выводов. Современная психология основана в значительной степени на эмпирических исследованиях. Поэтому эмпирические факты и условия их получения (экспериментальная ситуация, методика, процедура, выборка испытуемых, результаты) при чтении книги или статьи должны быть внимательно изучены и критически осмыслены. В результате изучения литературы по теме у вас должно сложиться представление о логике и этапах исследования проблемы, об основных направлениях, аспектах ее изучения. Это определит логическую последовательность содержания теоретической части вашей работы. При первоначальном знакомстве с книгой полезно сначала внимательно изучить аннотацию, оглавление, введение, заключение, список литературы, а также бегло просмотреть ее. Это даст общее представление о проблематике и круге вопросов, освещенных в книге, значении, которое она может иметь в раскрытии вашей темы, а также месте, которое ее содержание может занять в вашей работе. Предварительный просмотр книги позволяет определить, читать ли ее всю или достаточно ознакомиться с отдельными разделами. Первоначальному знакомству с книгой помогает динамическое чтение, которое дает возможность уловить общие идеи, проблемы, цель, задачи, методы и результаты, не вдаваясь в детали. Аналогичный алгоритм беглого обзора необходимо использовать и при предварительном знакомстве с журнальными статьями. Главная целевая установка при чтении, которая должна быть у вас в этом случае, — поиск в книгах и статьях нужной вам информации по теме, а не изучение их содержания самих по себе. Выбирайте в источнике то главное, что важно для вас как исследователя, а не для автора (совпадение ваших точек зрения в этом отношении возможно, но не обязательно). Помните, что вы изучаете книгу (или статью) не для сдачи экзамена, а для написания научной работы. В дальнейшем при внимательном чтении заинтересовавшей книги, ее разделов или статьи важно мысленно соотносить изучаемый материал с тем, что вы уже знаете по данной проблеме из других источников:круг используемых понятий, сходство и различие в их раскрытии, общность и специфика в исследовательских подходах, методах, выборке, результатах, выводах. Таким образом, будет выстраиваться общая логика и последовательность раскрытия основных вопросов в вашей квалификационной работе. При этом следует помнить, что анализ литературы должен быть нацелен не только на описание полученных в психологии (или смежных дисциплинах) знаний по теме исследования, но и на выявление нерешенных и дискуссионных проблем, критическое осмысление темы. Аргументированное изложение собственной точки зрения — важный аспект квалификационной работы. Тщательное изучение накопленного в литературе исследовательского опыта должно помочь студенту в выявлении актуальных научных и практических проблем для собственного эмпирического исследования. Как нужно читать 1. Чтение должно быть основательным и вдумчивым. 2. Необходимо анализировать прочитанное, выяснять значение неизвестных терминов и понятий, искать ответы на значимые для вас вопросы. 3. Важно делать выписки всего, что может вам пригодиться в вашей научной 4. По прочтении необходимо оценить полученную вами информацию, подойдя к ней критически, а также с позиции значимости для вашего исследования. При чтении рекомендуется использовать различные способы маркировки того или иного материала.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|