Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 5. Национальные религии



1 .Понятие национально-государственной религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии

2. Индуизм — ведущая религия Древней Индии

3. Религии Древнего Китая: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм и конфуцианство

4. Религии Древней Греции и Древнего Рима

5. Иудаизм — религия еврейского народа

Тема 6. Буддизм

1. Возникновение буддизма. Буддийское вероучение и культ

2. Особенности региональных форм буддизма: чанъ-буддизм и ламаизм

Тема 7. Возникновение и эволюция христианства

1. Христианские источники о происхождении Иисуса Христа. Историчность образа Иисуса Христа

2. Христианство и иудаизм. Основное содержание новозаветной проповеди

3. Социокультурные предпосылки возникновения христианства

4. Церковь как божественное установление и социальная организация

Тема 8. Русская православная церковь: история и современность

1. Православие как разновидность христианства. Православное вероучение и культ.

2. Русская православная церковь: история становления и взаимоотношения с государством.

3. Организация и управление современной Русской православной церкви

4. Церковные расколы: православные организации «за оградой» Русской православной церкви.

Тема 9. Современная Римско-католическая церковь

1. Особенности вероучения и культа католицизма

2. Организация управления Римско-католической церковью

3. Основные направления деятельности и социального учения современной Римско-католической церкви

Тема 10. Протестантизм

1. Возникновение протестантизма в ходе Реформации

2. Общее в вероучении и культе протестантских вероисповеданий

3. Основные направления протестантизма.

Тема 11. Ислам

1. История возникновения ислама

2. Особенности вероучения и культа ислама

3. Основные направления в исламе. Ислам как основа религиозной и социокультурной общности народов

Тема 12. Нетрадиционные религии

1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий

2. Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона

3. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны

Тема 13. Секуляризация и свободомыслие в западноевропейской культуре

1. Сакрализация и секуляризация как социально-исторические явления. Основные этапы процесса секуляризации

2. Последствия секуляризации в современном обществе. Свободомыслие и его формы

Тема 14. Свобода совести. Российское законодательство о религиозных организациях

1 История формирования представлений о свободе совести

2. Законодательное обеспечение свободы совести в современной России6

Тема 15. Диалог и сотрудничество верующих и неверующих — основа формирования светского характера Российского государства

1. Понятие «диалог», субъекты и цели диалога по религиозному вопросу

2. Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и неверующих

 

 

Предисловие

 

Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сфе­рах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к рели­гии резко возрос. Удовлетворяя эту общественную потребность, в школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах вводится преподава­ние таких дисциплин как «Основы религиоведения», «История ми­ровых религий », « Религия в системе мировой культуры » и т. д. Осво­ение этих дисциплин является составной частью гуманитаризации образования. Оно помогает учащимся овладеть одной из важнейших областей мировой и отечественной культуры, осуществить свобод­ное и сознательное самоопределение в мировоззренческой позиции, духовных интересах и ценностях, научиться грамотно вести миро­воззренческий диалог, овладеть искусством понимания других лю­дей, чей образ мысли и действия являются иными. Это поможет ему избежать, с одной стороны, — догматизма и авторитаризма, а с дру­гой — релятивизма и нигилизма. В конечном счете изучение этих дисциплин будет способствовать установлению духовного климата взаимопонимания, гармонизации межчеловеческих отношений между представителями различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений, утверждению гражданского согласия и социальной стабильности в обществе. Однако при изучении данных дисциплин учащиеся и студенты испытывают потребность в учебном пособии, которое в доступной форме, непредвзято, объективно освещало бы ключевые проблемы религиоведения.

Автор данного пособия поставил перед собой задачу ознако­мить читателей с различными подходами и концепциями религии: богословско-теологическими, философскими и научными. При этом он стремился, с одной стороны, преодолеть господствовавшую в марксистском религиоведении оценку религии, как неадекватную истинному бытию человека форму его самореализации, которая но­сит временный характер и должна быть преодолена человечеством на более высоком этапе его развития, с другой стороны, он не ставил перед собой задачу обосновать богословско-теологическую интер­претацию религии как сверхъестественного, внеисторического об­разования. Его задача как ученого состояла в том, чтобы представить на суд читателей различные позиции и в то же время, не вступая в полемику с представителями богословия и атеизма, на основе науч­ных методов и большого фактического материала раскрыть содер­жание религии, ее структуру и функцию в жизни каждого человека и общества. В данном пособии освещаются также проблемы происхождения и эволюции религии, вероучения, культа и организации современных мировых и нетрадиционных религий, рассматривают­ся проблемы диалога верующих и неверующих по ключевым миро­воззренческим проблемам, правовой статус религиозных организа­ций в современной России.

Учебное пособие адресуется студентам вузов, учащимся тех­никумов, колледжей, лицеев, гимназий и всем, у кого есть интерес к изучению религии.

 

Тема 1.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.