Здавалка
Главная | Обратная связь

Темы рефератов и докладов



1. Единство и различие объективной и субъективной диалектики.

2. Единство диалектики, логики и теории познания.

3. Основные исторические формы диалектики.

4. Противоречие, антагонизм и компромисс.

5. Противоречия в развитии общества.

6. Специфика качественных скачков в науке.

7. Особенности скачков в общественном развитии.

8. Основные категории диалектики.

9. Детерминизм и синергетика.

10. Эволюция, революция и контрреволюция.

11. Критерий общественного прогресса.

12. Диалектика возможности и действительности в современную эпоху.

13. Преемственность и новаторство в искусстве.

14. Саморазвитие, как личностная проблема.

15. Категория «мера» и проблема человеческих взаимоотношений.

16. Основные виды псевдодиалектики: эклектика, софистика, релятивизм.

Методические рекомендации: Формирование представления о специфичности философского освоения мира возможно посредством знания о методах самой философии. Умение выделить специфику той или иной науки с точки зрения ее методологии является задачей академического образования. Дать студентам полную картину развития основного метода философии – важнейшая задача читаемого курса. Сформировать представление о различиях диалектики, эклектики, софистики и метафизики представляется возможным и в общенаучном, и в мировоззренческом аспектах. Соотнесенность диалектических идей в истории философии с идеями таких философских школ как софисты и эклектики ориентируют студентов, исторически обогащая их целостным видением мира. Важно, чтобы у каждого студента сформировалось представление об этапах развития философии, о приоритетах значения диалектики как основного способа существования философии.

Основные моменты, которые должны быть освещены в данной теме: диалектика – это учение об универсальных связях бытия его изменений и развитии. Проблема генезиса понятия «диалектика» выступает самостоятельным философским вопросом. Первоначальный смысл означает вести беседу (от греч. dialegоmai). В дальнейшем диалектика приобретает смысл как системы методов и способов освоения действительности, основанных на принципе противоречивости, и получает статус учения о наиболее общих законов развития (Г. Гегель, К. Маркс). Особо надо отметить критико-рефлексивную функцию диалектики. Кроме диалектики существуют и другие способы мышления: метафизика, софистика, эклектика.

Универсальные связи бытия отражаются в законах и категориях диалектики. Существуют основные законы диалектики: закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания. Классическая немецкая философия рассматривает диалектику в контексте единичного и общего, явления и сущности, части и целого, элемента и структуры, понятия и системы, случайности и необходимости, возможности и действительности в концепциях детерминизма и диалектические законы.

Диалектическая система Гегеля показывает природу количественных и качественных изменений: единство и борьба противоположностей, противоречивость отрицания отрицания.

Процесс развития любой системы или явления неразрывно связан с понятиями «прогресс», «регресс», «развитие». Социально-научные теории развития предполагают диалектический контекст анализа: выработка критериев прогресса использования принципа историзма.

Литература

1. Мир философии. Часть 1. М. 1991.

2. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М. 1984.

3. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М. 1997.

4. Кедров Б.М. О методе изложения диалектики. Три великих замысла. М., Мысль, 1983.

5. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. М. 1973.

6. Ленин В.И. К вопросу о диалектике.//Полн. собр. соч. Т.29.

7. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.