Здавалка
Главная | Обратная связь

РАЗМЫШЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ РАСПОЗНАТЬ СВОЕ ПРИЗВАНИЕ



 

В конце концов мы должны будем решить, в чем состоит воля Божия! Мы готовы с легкостью спотыкаться о ложные представления о природе Божиего водительства. Мы ищем сверхъестественные откровения, в то время, как Бог хочет, чтобы мы жили по Его слову. Мы отказываемся думать, в то время как Бог желает, чтобы мы несли бремя размышлений над Его целями. Мы хотим немедленно, с помощью "внутреннего голоса", знать, что делать, а Он хочет подготовить нас к выполнению Своего поручения в процессе медленного, а иногда и болезненного, ожидания.

Снова и снова прочитавшие "стандартные" книги и брошюры о Божием водительстве сетуют на то, что в них, как им кажется, мало пользы. Часто это означает, что, читая брошюрки о водительстве, они желают определить свое жизненное призвание и не могут этого сделать. Нет! Его воля познается только со временем!

Жизнеописания людей Божиих помогут понять этот принцип. Вспомните Авраама. Он шел, не зная, куда идет, не будучи уверенным в Божественных планах (Евр.11:8), он следовал ясному призыву Божиему. Или, скажем, Иосиф. Бог приоткрыл Иосифу его будущее во сне, который он необдуманно разболтал своей семье (Быт.37:2-11). Всего его воображения не хватило бы, что бы представить, каким образом этот сон станет реальностью! Сам бы он такого никогда не достиг! Долго, медленно, не без боли он шел своим путем, и, в конце концов, свершилось то, о чем Бог говорил ему еще в детстве.

Причина этого заключается в том, что Бог заботится, чтобы мы не только знали Его волю. Мы общаемся с Ним не просто на уровне разума. Такую серьезную ошибку часто допускают молодые люди, получившие университетское образование. Повзрослев, мы оглянемся назад и усмехнемся своей юношеской наивности, когда мы думали о Боге как Великом Разуме, с которым надо вступить в контакт. Но на самом деле, Бог заботится о нашем личном духовном и эмоциональном развитии. Именно поэтому Он так часто медлит, чтобы подготовить нас к Своей работе.

Бог никуда не торопится. Это вы должны запомнить. Это один из уроков, который нам преподает Книга псалмов. "Уповайте на Господа", - говорит она. Давным-давно Бог предназначил вам исполнять добрые дела (Еф.2:10). Нет причин для паники и беспокойства. Он не только планирует вашу жизнь. Он ваш Отец, Он знает ваши нужды прежде вашего прошения. Он сосчитал число волос на вашей голове! Нам, которым не хватило бы терпения для этого, следует научиться доверию всеохватывающей мудрости Божией.

Итак, наша главная проблема. На многие вопросы Библия дает вполне определенные ответы. Мы не должны врать и воровать. Это запрещено. Подобные заповеди обязательны к выполнению без всяких исключений, поэтому мы, практически без затруднений, можем применить их в жизни. Но трудности появляются тогда, когда Бог говорит: "ты можешь делать это, ты можешь наслаждаться тем-то". Фактически, гораздо труднее следовать разрешающим заповедям, нежели запрещающим (это ускользает от нашего внимания, когда мы думаем о Божией благости, проявленной в Его заповедях), потому что мы сталкиваемся с выбором! К примеру, мы можем жениться. Но (по крайней мере, на первый взгляд) существует так много возможностей. Мы можем устроиться на работу, но как узнать, к какой из огромного числа профессий нас призывает Бог?

Библия не говорит: "Вы должны сделать в своей жизни то-то и то-то", но: "Вот это и это вы не должны делать". Как же нам познать волю Божию лично для себя? Остановимся на некоторых полезных советах.

 

1. Определите возможные варианты

 

Если бы вам попался в руки полный перечень всех профессий, вы бы почувствовали, что выбор настолько огромен, что сделать его практически невозможно. Но на самом деле каждому из нас хватит способностей ограничить список; и это надо делать всегда.

Некоторые профессии неприемлемы для христиан. Есть люди, с которыми христиане не могут вступать в брак, потому что с ними невозможно поклоняться Христу так, как того требует истинная вера; существуют профессии, которые "вне закона" для верующих. Возможно, что всем известное место 2Кор.6:14 в большей степени относится к этой ситуации, чем непосредственно к браку.

Хотя и не намного, мы сузили поле выбора. Наша цель - с Божией помощью сузить его настолько, насколько это возможно.

 

2. Определите свои дары

 

Это поможет вам лучше всего определить Господню волю. Бог не только распоряжается обстоятельствами и возможностями моей жизни, Он еще и ее Творец. Он создал меня таким, какой я есть, наделив меня различными способностями и дарами. Обычно Его дары не противоречат определенной для нас цели. Бог с большой радостью дает поручения, соответствующие дарам, чтобы Его дети могли возрадоваться, увидев, как совершенно Он это сделал.

Жизнь церкви, общение ее членов подчиняется тому же принципу. "И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй", то есть используй свой дар (Рим.12:6). Но этот принцип также действенен в жизни отдельного верующего. Некоторые из нас обладают дарами, которые позволяют заниматься умственной деятельностью, другие прекрасно умеют общаться с людьми; некоторые дары имеют общественное применение, другие - только индивидуальное. Некоторые одарены физическим совершенством, так же, как и природной склонностью к ручному труду. Мы дети Божии и должны понимать: Он сотворил нас, поэтому Он любит нас; поэтому ради Господа Иисуса Христа Он принимает нас такими, как мы есть, чтобы изменить нас в Его образ. Все это значит, что нам следует принимать себя полностью, со всеми возможностями и дарами, которые Бог уделил нам. Мы должны использовать все из них для Него.

Мы не должны завидовать другим. Грустно признать, но, приходя к познанию Господней воли, мы сталкиваемся с настоящей проблемой: нам трудно принять себя. Мы не хотим быть такими, какими сотворил нас Бог. Но именно здесь, в принятии себя, находится мир, а поэтому, и польза.

Если у нас есть какой-то дар, это еще не означает, что у нас есть право пользоваться им. Иногда, существуют веские причины, по которым Дающий не хочет, чтобы мы использовали его, ведь для Бога важнее обретение плодов, нежели использование даров. С другой стороны, мы должны ожидать, что Бог, призывая нас к работе, желает использовать все, заложенное в нас. Джон Мюррей это выразил так:

Жизненный путь, основное свое занятие (ежедневную работу), человек должен выбирать в соответствии с тем даром, который он получил от Бога. Такое дарование указывает на Божественную волю и поэтому является Божественным призывом.

Именно в таких ситуациях мы испытываем необходимость в совете и ободрении, потому что не все из нас могут в одинаковой степени определить свои природные и духовные дарования. Некоторые их закапывают. Подобно глупцу из притчи Иисуса мы думаем так: "В отличие от моих друзей у меня всего лишь один дар, поэтому я даже не буду пытаться использовать его. Все равно я никогда не добьюсь такого большого успеха, как они. Проще похоронить его". В такой ситуации лучше всего поговорить с наученными жизнью верующими.

Возможно, не подумавши, вы сразу же ответите: "Как же я могу выспрашивать у кого-то, какой мой дар!" Я вас понимаю. Но вполне вероятно, что ваши побуждения не такие, какие должны быть. Иногда под "скромностью" скрывается гордость, смешанная с нежеланием посвятить себя воле Божией. Если мы действительно хотим узнать Господню волю, то должны страстно желать смирения, чтобы делиться своими трудностями и проблемами с друзьями- христианами, которым доверяем. Став старше, мы осознаем, что часто пастырь или старейшина лучше знали, какой у нас дар и как его применить с пользой. Даже наши родители, воспитывая нас, разбирались в нашем призвании больше нас. Именно поэтому в Книге притчей находится мудрый совет: "Путь глупого прямой в его глазах, а кто слушает совета, тот мудр" (Прит.12:15).

Когда затрагивается тема Божественного водительства, то чаще всего цитируется Ис.30:21: "И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: "вот путь, идите по нему", если бы вы уклонились направо, и если бы вы уклонились налево". Но еще чаще упускается из виду контекст, который ясно дает понять, что "слово, говорящее позади" - это не внутренний голос, выполняющий роль радара. Это голос наших "учителей" (Ис.30:20). Это через их советы Бог открывает нам Свою волю! "Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся" (Прит.15:22).

 

3. Определите нужды

 

Нужды других людей имеют первостепенное значение для христианина, поэтому он не живет для себя. Его задача - служить Богу. Это не просто способ заработать деньги или угодить себе. Его главная обязанность - любить Бога и любить ближнего своего как самого себя. Поэтому он поставит нужды даже впереди награды, когда будет обдумывать свои дальнейшие шаги.

Вы когда-нибудь задавались вопросом, какие потребности я могу удовлетворить? Часто тех, которые собираются посвятить себя миссионерской работе за границей спрашивают: "Что вы знаете о нуждах тех людей, к которым вы едете?" Такой вопрос задают по многим причинам. Он показывает, к примеру, в какой мере беспокойство "миссионера" является истинной заботой, данной Богом. Иногда хорошим указателем может стать чувство острой нужды, откликнуться на которую Бог призывает человека. Конечно же, бывают и исключения. Господь послал Иону проповедовать в Ниневию, хотя пророк не считал, что ниневитяне нуждаются в его проповеди. Но это исключения. Чаще всего Бог действует подобно тому, как это произошло в жизни Исаии, который, осознавая свою нужду и нужду своего народа, откликнулся на призыв: "Я здесь! Пошли меня!"

Ни один христианин не станет отрицать величайшей нужды мира в проповеди Евангелия. Определенно, многие христиане должны задать серьезный вопрос: желает ли Бог видеть их служителями в своей церкви или им предназначена миссионерская деятельность. Слова Р.Л.Дабни, записанные более века назад, и сейчас не потеряли актуальности:

Куда бы мы не пошли, мы встречаем больше торговцев, чем покупателей, больше врачей, чем больных, больше адвокатов, чем их клиентов. В обществе их достаточно - даже больше, чем достаточно. Но чтобы донести Евангелие каждому из 800 миллионов язычников, живущих на земном шаре, церкви необходимо в сотни раз больше служителей. Может ли молодой христианин, получивший право проповедовать, спрашивая в духе истинного покаяния: "Господи, что ты хочешь, чтобы я делал?" и помня об этой нужде, сказать, что Бог и люди, следующие Его воле, нуждаются в нем больше в баре, за прилавком магазина или в больнице, чем за кафедрой? Если он не может признать этого, то пусть под угрозой гнева своего Спасителя перестанет пренебрегать обязанностью молиться о своем даре проповедника.

 

В последнее время бытует мнение, что призвание определяется потребностью мира. Но это серьезная ошибка, о которой Р.Л.Дабни предупреждает в этих словах. Нет доказательства тому, что этим принципом апостолы руководствовались как определяющим; никогда такого не было и за весь период церковной истории. Официальные служители в церкви или миссионеры, которые не имеют к этой работе ни призвания, ни даров, приносят больше вреда, чем пользы. Но намного больше христиан должны посмотреть на своего Спасителя и сказать Ему: "Я здесь! Пошли меня!" У нас так мало тех, кто действительно желает воплотить в жизнь свой обет оставить все ради Христа. Это величайшая нужда церкви и всего мира, и мы не можем оставаться слепыми и безучастными к этому.

Дома тоже есть нужды, которые Господь не хочет, чтобы мы оставляли без внимания. Наша деятельность может ограничится семьей. У нас есть обязанности, выполнять которые мы должны в первую очередь. Почитание отца и матери, посещение сирот и вдов - все это может сильно сузить круг нашей деятельности. Апостол Павел говорит, что мы также ответственны за своих бабушек и дедушек. Если Господь призывает нас к такому служению любви и милосердия, то мы должны просить у Него укрепить в нашем сознании уверенность, что именно в этом Его воля. Помните, что каким бы земным и неприятным такое служение ни казалось, это самое безопасное и, в конце концов, счастливое место на земле.

Мы должны быть дальновидными. Однажды, один из моих самых одаренных друзей рассказал мне, что, к своему великому удивлению, он узнал, что в молодости его отец собирался стать миссионером в Китае. Но внезапно умер его отец, и он вынужден был остаться дома. Отец моего друга отдал всю жизнь обычной работе, которая даже его сыну, ничего не знавшему о секретах отца, могла показаться мирской. Но люди видели необычные дарования, которые сын получил по молитве отца. Бог достиг Своей цели, используя его сына, что, наверное, было бы невозможно, если бы отец стал миссионером. Подобные истории повторяются много раз, в жизни многих людей. Мы живем и умираем не для себя, но для Господа и по Его воле. Он знает, что делает. И даже если на первый взгляд Он ограничивает наши возможности, мы все равно можем доверять Ему. Если мы с верой исполняем даже самые мелкие поручения, Он не оставит нас без великой награды.

Иногда трудно совместить свои интересы с преданностью Богу. Помню, мне как-то пришлось читать очень грустное письмо в вечерней газете. Его написала мать, чья дочь собиралась уехать из дома, чтобы стать миссионеркой. Был ли кто-нибудь, кто мог сказать дочери, что она теряет свою жизнь? Разве ее мать не сделала для нее все, и какую награду она получила? Очень больно покидать родной дом! Но еще больнее, когда наше призвание не признают! А это может случиться и случается. Если такое произойдет, то, несомненно, вызовет глубокие размышления. Действительно ли это желание Божие? Следуем ли мы Его заповедям, или убегаем от Его воли, потому что даже за границей жизнь может оказаться легче, чем с людьми, к которым нас послал Бог? Те, которые возвращаются с радостью, пожав богатый урожай, могли быть теми, кто уезжал со слезами. Воля Господа для грешников в грешном мире - это не прямая линия. Ее познание не легко и достается дорогой ценой.

 

4. Определите свои личные желания

 

"Утешайся Господом и Он исполнит желание сердца твоего" (Пс.36:4).

Разве вы не замечали, что желания вашего сердца - в исполнении определенного Богом?

Несмотря на это, в глубине души многие христиане все же не доверяют Богу и не верят в Его желание благословить их. Со дня грехопадения в сердце сохранилось что-то, умаляющее благость, щедрость и любовь Божию к Своим детям.

Еще змей в Едемском саду использовал этот тонкий трюк: "Бог ограничил вашу жизнь мелкими запретами". Боимся ли мы довериться Его слову, когда оно заверяет нас: "Он исполнит желание сердца твоего"? Как часто мы уподобляемся человеку, который, имея один талант, говорил своему господину: "Я знал тебя, что ты человек жестокий ... И убоявшись, я пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое" (Мат.25:24-25). Мы действительно не верим в то, что Бог определял цель нашей жизни, руководствуясь любовью!

Мы никогда не познаем волю Божию и не возрадуемся ей, не почувствуем ее благость, совершенство и благоугодность, пока не поймем истинного естества Божиего и Его отцовских чувств к нам. Джон Мюррей об этом говорит так:

Удовлетворение желаний и достижение человеческих удовольствий не противоречит исполнению Божиих заповедей. Напряжение, которое зачастую скрывается в нас между чувством ответственности и искренней непосредственности, возникает из-за греха и непокорной воли. В сердце Адама до грехопадения такого конфликта не было. Цель спасающей благодати - вернуть человека в первозданное состояние, чтобы полностью сочетались долг и удовольствие, исполнение заповедей и любовь.

Нашим желаниям нельзя полностью доверять. Но в то же время, в сочетании с другими факторами, они могут помочь определить, для какого служения сотворил нас Господь. Так, например, это поможет найти призвание в христианском служении. Тем же принципом можно руководствоваться и в любой другой сфере деятельности, если мы ищем славы Божиего имени. Поэтому в Новом Завете так говорится о людях: "Если кто епископства желает, доброго дела желает..." (1Тим.З:1). Глагол, который использует апостол Павел (orego), означает "протягивать руку, чтобы достать что-то". Такое желание, говорит апостол, не грех, оно законно. Не обязательно это проявление гордости или эгоизма. Оно может быть дано Господом, и если это так, то необходимо признать, что это дар от Него.

Если мы занимаемся своим делом, то вправе ожидать, что в нашем сердце появится стремление. Может быть, пройдет какое-то время, пока это чувство возникнет в нашем сознании, но еще больше времени требуется для того, чтобы по-настоящему убедиться, что это воля Господня. Конечно, мы должны просить Его избавить нас от всех неверных побуждений. Но если они напрочь отсутствуют в нашем сердце, если мы полностью безразличны к любому служению, если нас не заботит, что больше всего прославит Бога, то вряд ли воля Божия имеет для нас какое-то значение.

Мы принимаем очень важное решение, когда посвящаем себя жизненному призванию. По милости Божией мы не знаем всех последствий нашего решения. Позднее, оглядываясь назад, мы сознаем, что если бы знали о них тогда, то были бы парализованы страхом и ничего не смогли бы делать. Но Бог обещал благодать, которой достаточно каждому. Он будет помогать Своим детям принимать решения и не даст им поскользнуться. Он любит Своих детей и радуется, когда они слушаются Его. Он будет благоприятствовать работе их рук.

Определите свои дары. Определите свои нужды. Определите свои устоявшиеся интересы и желания.

Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.

 

Брак?

Для многих из нас когда-нибудь наступает такое время, когда нас особенно волнует воля Божия в таком вопросе: "Желает ли Бог, чтобы я вступал в брак?" Мужчины и женщины относятся и подходят к этому вопросу по-разному. Это происходит не только из-за различий, которые по воле Божией имеются между представителями разного пола, но также благодаря различным нуждам, желаниям, жизненным ситуациям и воспитанию. Но вопрос брачных взаимоотношений настолько важен, что каждый христианин рано или поздно задумается над ним.

Большинство из нас имеют близких друзей, которые пока еще не состоят в браке и, возможно, никогда не будут в нем состоять. Время покажет. Но почему же они одиноки? Они духовно развиты, привлекательны, с прекрасным характером, но все еще одиноки! Почему так происходит?

Мы не всегда знаем, делались ли предложения, принимались или отвергались. Может быть, в чьем-то сердце живет разочарование и несбывшаяся надежда. Но ясно одно: послушное дитя Божие одиноко, пока на то есть воля Господня. Вот почему наш друг, у которого была возможность вступить в брак, до сих пор остается одиноким, поступая как послушный христианин. Он верит, что Господь все так и предусмотрел.

Не в меньшей мере это верно и по отношению к тем, кто уже состоит в браке. Одна из самых больших радостей для христиан состоит в общении с теми, кто посвятил себя друг другу, видя в браке исполнение и послушание воле Господней. Мы испытываем огромное волнение, открывая, что наши естественные стремления и воля Божия совпадают!

Как же, в таком случае, мы должны оценить ситуацию? Как узнать волю Божию? Мы уже говорили, что обычно Бог ведет Своих людей через применение библейских принципов к жизненной ситуации каждого человека. Вполне возможно, что когда вы читаете эти страницы, вы уже по уши влюблены в кого-то. Вот вам и жизненная ситуация! Частично это и физиологическое состояние. Понятно, что это не библейский принцип, но задача как раз и состоит в том, чтобы применить к вашей ситуации и к вашим естественным чувствам великие принципы Божественного слова.

Два принципа помогут обрести покой тем, чье сердце волнует эта тема. Эта глава написана для них. Она также будет полезна тем, кто уже постарше и устроил свою жизнь в браке: с ее помощью они вспомнят принципы, на которых основаны самые важные человеческие отношения. Вот они:

 

1. Будьте реалистом в своих ожиданиях

2. Следуйте Библии в подготовке

 

Мы собираемся кратко исследовать первый и более подробно остановиться на втором.

 

1. Будьте реалистом в своих ожиданиях

 

Во многом это оказывается полезным советом. Например, мы должны помнить, что ангелы не женятся и не выходят замуж(Мат.22:30). Мы - падшие существа, полностью испорченные и умственно, и духовно, и физически в результате грехопадения. Брак, как и предбрачные отношения, - не небеса. Это сочетание воедино двух грешников для совместного жительства. И это несравнимо больше того, что они имели до этого. Брак не решит все наши проблемы. Близкие отношения могут открыть проблемы, о существовании которых мы и не подозревали. Наш супруг не станет совершенным, просто потому, что он вступил в брак. Мы не должны допускать ошибку, воображая, будто брак принесет нам огромное удовольствие, по которому мы "изголодались". Это просто богохульство. Только Бог насыщает голодные сердца. Брак - это просто один из способов, который Он использует, чтобы дать нам почувствовать, какой сильной может быть Его утоляющая благодать.

Нам необходимо понять, что предбрачные отношения не лишены трудностей даже у христиан. Но самые непростые взаимоотношения могут превратиться в благословенный брак. Неразумно думать, что тайну двух людей, которые поняли, что Божией воле угодно соединить их, можно превратить в единый образец для всех христиан. Духовное начало и мучительный поиск Божественной воли в христианских отношениях могут вызывать дополнительные трудности, которые не испытывают люди из мира. И если брак обещает быть плодотворным в будущем, мы можем быть уверены, что дьявол сделает все возможное, чтобы повредить или уничтожить его на самом раннем этапе его становления.

Опять же, мы не должны думать, что все христиане будут следовать по одной и той же тропе ко дню своего брака. У нас есть достаточное количество примеров из Библии, которые являют нам разнообразные пути. Не каждый встретит свою жену во время вечерних размышлений, как Исаак (см. Быт.24:63 и далее). Не каждая дружба похожа на преисполненное чувств ухаживание жениха за невестой в Песнях Соломона. Парадоксально, что хотя многие христиане и считают эту дружбу прообразом брака Христа и Церкви, но в то же время думают, что предбрачные отношения должны быть как можно сдержаннее. "Не волнуйтесь о своих чувствах," - говорят они. Другие, пытаясь удовлетворить глубокую и давно возникшую потребность в близком общении с другим человеком, сами ранят свое сердце. Наша самонадеянность может впоследствии сильно разочаровать нас. Самое трудное увидеть себя в новом свете и принять будущее, которого не ждешь.

Другой подход к такого рода реальности можно выразить следующим образом. Если нам суждено вступить в брак, только Бог может привести нас к нужному человеку. И уже поженившись, мы оглядываемся назад на сложности, существовавшие на пути соединения таких разных людей и спрашиваем, почему мы так мало доверяли нашему Небесному Отцу. Если все, включая день нашего рождения, воспитание, условия жизни и тысяча других деталей находится под Его властью, мы, конечно же, можем быть оптимистами и доверять Ему потому, что Он всегда знает, что для нас лучше. Будьте реалистами в своей христианской жизни!

 

2. Готовясь, следуйте Библии

 

Ни одна книга не поможет вам найти супруга. Знакомство с подобной главой в книге о водительстве не избавит вас от необходимости пройти весь путь познания Божией воли. Это следует подчеркнуть. Сам факт, что вы читаете эту книгу о водительстве, уже свидетельствует о том, что вы в нем нуждаетесь. Вы задаете вопросы и ищите ответы. Но ни одна книга на земле не удовлетворит всех ваших желаний. Единственное, что вам могут предложить другие люди, - это мудрость Писания и уверенность в его истинности и надежности. Вы должны открыть это для себя. Но в Писании хранятся принципы, которые принесут вам стабильность, безопасность и мудрость, когда вы будете рассматривать перспективу или возможность брака. Что же это за принципы? Их пять и их можно перечислить в форме вопросов, которые могут помочь определить волю Господа.

1. Для чего необходим брак? Мы слишком поверхностно смотрим на этот основополагающий вопрос, хотя задаем его почти в каждой другой области своей жизни. Только когда мы поймем цель брачных взаимоотношений, мы сможем определить Божественную волю в конкретной ситуации. Знание цели резко ограничит круг людей, с которыми мы можем вступить в брак. Даже наши самые лучшие друзья могут не войти в их число. Брак был дан Богом человеку, чтобы он был не одинок в мире (Быт.2:18). Человек нуждался в особом общении, животные не могли стать его товарищами (Быт.2:20). Бог создал первую женщину, чтобы дать Адаму общение. В каком-то смысле, она была создана именно ради этого общения. Сильные сексуальные чувства, заложенные в отношениях между мужчиной и женщиной, являются не основой для брака, а осуществлением брачных отношений и их физическим выражением. Брак дан прежде всего для того, чтобы удовлетворить потребность в том, что на современном языке называется "совместной жизнью".

Понимание этого вызывает у меня много вопросов, которые приобретают особенную важность, когда я думаю о браке: действительно ли я и мой друг подходим друг другу для общения, в котором мы оба нуждаемся? Самый главный вопрос - насколько сходны наши духовные интересы. Также немаловажно знать, есть ли у нас общие интересы, будут ли гармонировать наши вкусы, жизненный опыт, социальное положение, взгляды на жизнь? Что у нас общее и что различное? Из смешиваемых в лаборатории веществ может получиться новое ценное вещество. Но может произойти реакция, вызывающая взрыв! Христианский брак - это дар Божий для создания нового более плодотворного общения, которое иначе было бы невозможно. Готовлюсь ли я стать таким мужем или женой? Подходит ли мне тот человек, к которому меня в настоящий момент влечет и к которому я привязался?

2. Что я должен искать в жене (или в муже)? Писание говорит, что мужчина и женщина ищут разного в браке. Но современное общество разрушило эти отличия. Это дискредитировало великое библейское учение о том, что различия в мужчине и женщине были заложены при создании. Мы нуждаемся в постоянном напоминании этих истин. Бог, а не культурное влияние или случайные эволюционные процессы, сотворил их так. Мужчину и женщину сотворил их (Быт.1:27).

Благодаря принципиальному физиологическому различию, образ мышления и подход к жизненным ситуациям, сильные стороны и слабости не будут одними и теми же, мужчина и женщина не будут в браке искать одного и того же.

Когда Руфь хотела, чтобы Вооз женился на ней, она говорила так о своем желании: "Простри крыло твое на рабу твою..." (Руф.3:9). Важно, что Вооз использовал то же слово, когда говорил Руфи: "Да воздаст Господь за дело твое, и да будет тебе полная награда от Господа, Бога Израилева, к Которому ты пришла, чтоб успокоиться под Его крылами!" (Руф.2:12). Найдя защиту под крыльями Божиими, она ищет ее под крыльями Вооза!

В христианском браке всегда будет наблюдаться нечто подобное. Это не означает, что незамужняя девушка беднее, слабее и беззащитнее. Но в брачных отношениях она приходит к осознанию своих нужд и слабостей. У нее появляется потребность в защите мужа. Всего этого у нее не было до брака. Разве не значителен тот факт, что Руфь уже была замужем? Теперь она нуждалась в защите, в крыльях мужа.

Когда я думаю о браке и Божественных благословениях, на мое размышление постоянно оказывают влияние следующие вопросы. Сможет ли этот человек защитить меня там, где сам брак откроет мою беспомощность? Отдам ли я ради защиты этой девушки свою жизнь? Романтическое рыцарство - это всего лишь бледная тень христианского брака!

В истории творения выделяется еще один момент. Именно товарища Бог хотел дать человеку. В товарище человек видит того, кто ему подходит, в ком он может узнать себя. Это важная и глубокая мысль. Она говорит о тех открытиях, которые делают христиане, вступая в брак. Мужчина раскроет себя и возрастет духовно через общение и служение женщине, которую любит.

Опять же, те, кто одинок обладают не меньшими возможностями для роста. Сомневаться в этом все равно, что отвергать совершенную человечность Христа! Одинокие мужчины и женщины вполне нормальные люди! Брачные взаимоотношения создают новую реальность для тех, кто вступает брак. В браке, как нигде, они раскрывают свои потенциальные способности.

Так ли на меня действует общение с девушкой, на которой я собираюсь жениться? Замечаю ли я рост в молодом человеке, с которым мы стали такими близкими друзьями? Или он безвозмездно тратит свои силы на меня?

3. Как мы исполняем различные роли мужа и жены? Апостол Павел, рассуждая о браке в Еф.5:21-33, опирается на вселенский принцип: христиане, взирая на Христа, должны подчиняться друг другу.

Такое обоюдное подчинение присуще браку, и, в данном контексте, оно означает принятие интересов другой стороны. Но, прошу заметить, Павел по-разному применяет этот принцип по отношению к женам и мужьям. Жена должна подчиняться мужу как главе. Такое повиновение отличается от общего принципа обоюдного подчинения. Это особый вид послушания власти, данной Богом, который в то же время не означает подавление прав одного человека ради другого. Жена подчиняется в благоговении перед Христом, ибо это ее часть в созидании семьи. Все христиане повинуются Христу как Главе, в подчинении жен своим мужьям мы видим тот же образ.

С другой стороны муж обязан воздавать жене должное. Он любит и с нежностью заботится о ней. Он должен жертвовать собой ради нее, так же, как и Христос пострадал за свою Невесту. Повиновение жены мужу и забота мужа о жене требует жертвенного посвящения всей жизни. И то и другое основано на подчинении Христу, как Господу.

Только такое библейское равновесие позволит супругам не разойтись по разным путям. Семье необходима глава и источник власти. Мужу без искреннего подчинения жены предстоит безрадостное управление своим семейством. Жена, не утешаемая жертвенной любовью мужа, потеряет ценность в своих же глазах или станет сварливой ворчуньей.

Итак, главные вопросы: испытываю ли я к этому мужчине (или этой женщине) уважение, которое является основанием любви? Уважаю ли я его в достаточной мере, чтобы с Божьей помощью стать послушной женой? Та ли это женщина, которую я с Божьей помощью мог бы возлюбить Христовой любовью? Таковы ли мои побуждения?

4. Каково содержание брака? Я имею в виду не просто новые взаимоотношения с другим человеком. Я хочу поговорить о новом статусе супругов. Что изменилось?

Иисус Христос Сам подтвердил истинность слов: "Ибо оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть" (Быт.2:24). Брачный статус супругов имеет следующие характеристики. Он исключителен. Муж меняет свой бывший статус сына и покидает родителей. Нам придется задуматься над этим очень серьезно, если у нас не будет возможности оставить своих родителей. В лучшем случае, присутствие "тещи" должно быть на некоторое время приемлемым! Но главная идея заключается в том, что наши отношения с родителями должны измениться. Мы продолжаем почитать наших родителей, следуя Божией заповеди, но первое место в нашей жизни теперь занимает супруг.

Брак не только исключителен, он - постоянен. Муж объединяется с женой. Он прилепляется к ней. Брак - это посвящение на всю жизнь. Он требует посвящения разума, воли, привязанностей - всего! Именно поэтому брак является такой удачной картиной обращения ко Христу (Еф.5:32).

Брак - это также созидательное общение. Двое становятся одним! Что может быть таинственней? Двое становятся одним не делением, а умножением. Когда в Бытие говорится, что Бог создал для мужчины женщину, то употребляется глагол, который мог бы описать постройку дома. Некоторые еврейские раввины считали, что это относится к фигуре женщины. Представления о красоте меняются! Но ясно одно, что женщина - это дом для мужчины; она живет под его защитой, он окружен ее любовью. Это брак.

Но тот ли это брак, о котором мы рассуждаем? И снова мы видим, что всегда присутствует посвящение нашей воли Божиему водительству, точно так же, как открытие и разумение Его воли.

Может быть, у вас завязались крепкие дружеские отношения? Но смогут ли они перерасти в посвящение? Способны ли вы на все необходимые жертвы ради этого?

5. Какова же конечная цель брака? Когда Бог создал человека, Он сотворил мужчину и женщину по Своему образу (Быт.1:27). Очень сложно быть догматичным в отношении точного значения этих слов. Но, по-видимому, мы можем сказать, что именно мужчина-и-женщина, а не просто человек, отражают образ Божий. В брачных взаимоотношениях, хотя и весьма бледно, но все же можно найти отражение общения внутри Божества между Отцом, Сыном и Святым Духом.

Конечная цель брака - отражать Божественный образ; отражать славу Его благодати и Его естества. А значит, брак существует не ради самого себя, а для более великой цели. Когда двое людей соединены в Господе, должна быть видима Божественная слава. Отец любит Своего Сына, Сын любит Своего Отца, Дух любит Отца и Сына. Это должно, по крайней мере, чувствоваться в христианском браке. Если в нем есть благодать, то слава его тоже коснется. Бог явил в жертве Своего Сына Свою славу. Так и брак являет славу Божию, если суть такого брака - жертвенная любовь.

Это ли моя цель? Это ли цель нашей совместной жизни? Ощущаем ли мы, что Бог сделает все это возможным? Есть ли в нашем браке, по мнению других людей, от образа и славы Божией? Могу ли я помолиться так:

Чтобы я приблизился к ней,

Приблизь меня к Себе более, чем к ней.

Чтобы я познал ее, дай мне познать Тебя более, чем ее.

Чтобы я любил ее совершенной любовью совершенного сердца,

Дай мне любить Тебя, Господь, более, чем ее, дай мне любить Тебя более всего.

Если у вас есть силы для такой молитвы, то это явный признак, что Богу угоден ваш брак и Он совершит все то, о чем вы размышляете.

Как же нам ответить на все эти вопросы? Они помогут многое прояснить. Они могут сдержать отношения, которые мы бы хотели начать или продолжить. Но в конечном счете, они просто наши помощники в распознании воли Божией. Одни ответы не дадут нам дар брака. Только Сам Господь может даровать его. У Него мы должны просить это, если на то есть Его воля; в Его слове мы сможем найти мудрость, которая поможет уразуметь, с какой целью нам дана благодать; дерзновенная молитва смиренного сердца, боящегося Бога, добросовестное применение Его истин в нашей жизни даст нам твердость на путях Господних.

Не даст Он поколебаться ноге твоей.

Псалом 120:3

 

8. Ожидайте Господа!

 

Может быть, вы взялись за эту книгу, желая получить общее представление о водительстве Божием. Для каждого христианина эта тема интересна. Но может быть, эта книга привлекла вас, потому что вы нуждались в ответах на конкретные вопросы. Вы хотите знать, как вам поступить сейчас. Вы ожидали, что в процессе чтения ваша проблема разрешиться. Вполне возможно, что это произошло! Но может быть, и нет. Вы желаете чего-то большего, хотя признаете, что ни одна книга по руководству не может гарантировать вам ответы на все ваши вопросы. Вы разочарованы и задаетесь вопросом: что же мне делать теперь?

Очень часто тем, кто сталкивается с проблемой понимания воли Божией, советуют прочитать те или иные книги или поговорить с тем или другим человеком. Иногда они отвечают: "Я читал это", или "Это я уже знаю", или "Это мне не помогает". Несколько подобных ответов полностью отобьют охоту у предполагаемых советчиков давать советы, особенно если они сами нашли немало пользы в рекомендуемой ими книге. Но внимательных советчиков эти ответы насторожат. Практически всегда они подразумевают: "Мои проблемы, нужды, дары, обстоятельства настолько сложны и необычны, что мне нужен особый совет". Убежденность в том, что его проблема уникальна и недоступна для понимания других, является признаком духовного нездоровья христианина. В Библии есть ответ и для этих людей. Этот совет пригодится всем христианам, ищущим волю Божию. Он заключается в одном слове: ОЖИДАЙТЕ! Ожидайте Господа!

Мы находим это принцип в книге Плач Иеремии. Слова, вызванные страданиями, скорбью, всевозможными трудностями, найдут себе применение всякий раз, когда осуществление Божией воли, по человеческому разумению, задерживается.

 

Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа. Благо человеку, когда он несет иго в юности своей; Сидит уединенно и молчит, ибо Он наложил его на него; Полагает уста свои в прах, помышляя: "Может быть, еще есть надежда"; Подставляет ланиту свою бьющему его, пресыщается поношением; Ибо не на век оставляет Господь. Но послал горе, и помилует по великой благости Своей. Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих.

Плач Иеремии 3:22-33

 

В этих словах мы находим множество уроков. Здесь говорится, что эти уроки необходимо учить в юности. Что-то должно быть сломлено в нас, чтобы мы, подобно Иакову, встретившему Бога, жили со знаком полного подчинения Ему (Быт.32:22-32). Несдерживаемое нетерпение со временем может превратиться в дикое животное, поселившееся в нашем сердце, которое невозможно приручить. Не странно ли, что Господь не по изволению сердца Своего наказывает, но совершает Свою работу, используя наше бесчестие - когда мы полагаем уста свои в прах, - и это единственно возможный путь. Мы не понимаем волю Божию, когда Господь ради Своих целей нарушает наши планы. Это составная часть утверждения о том, что все содействует ко благу тех, кто имеет в своем сердце искреннюю любовь к Нему и Его царству (Рим.8:28).

С таким же успехом эти слова Иеремии мог написать и Иосиф, потому что Господь вел его таким же путем. Он был молодым человеком с необычайными способностями, которые Бог даровал ему для осуществления великой цели. Но нетерпение Иосифа могло бы стать непреодолимым препятствием, если бы Бог не начал так основательно и даже болезненно изменять его характер. Пройдя через все превратности жизни в Египте, он научился ожидать Бога в молчании. Нетерпение было уничтожено. Он обрел желание ожидать. Выражение "ожидание Господа" в библейской лексике отличается глубиной своего значения. Оно передает различные нюансы духовного терпения, которое необходимо, чтобы открыть цель Божию для нашей жизни.

Мы должны ожидать Господа в молчании пред Ним.

Только в Боге успокаивается душа моя; От Него спасение мое. Только в Боге успокаивайся, душа моя! Ибо на Него надежда моя.

Псалом 61:2,6

 

В одном из лучших английских переводах (A.S.V.) эта фраза звучит так: "Моя душа в молчании ожидает только Бога". Это признание нехватки мудрости, зависимости от Бога. Ожидание Бога, в таком смысле, - это сердце христианской жизни. Мы не можем быть христианами, говорящими "от Него спасение мое", и не знать это благоговейного молчания пред Богом. Никому не удалось выразить это столь точно, как доктору Мартину Ллойд-Джонсу, который, объясняя мысль апостола Павла о том, что из-за греха любые уста должны быть заграждены и весь мир стал виновным перед Богом (Рим.3:19), сказал так:

 

Как узнать, является ли человек христианином? "Загражденные" уста - необходимое свидетельство. Мне нравится эта прямота Евангелия. Люди должны держать свои уста "загражденными", хотя они всегда говорят о Боге и критикуют Его, рассуждая о том, что Бог должен и чего Он не должен делать; задают вопрос, почему Бог допускает все это? Вы не христианин до тех пор, пока ваши уста не закроются, пока у вас не пропадет желание говорить, пока вам будет нечего сказать.

 

Дух молчания должен пребывать с нами постоянно, он не исчезает в процессе духовного роста. Перед святым Богом мы всегда грешники; ограниченные грешники перед вечной и безграничной славой Божией. Кто мы, чтобы спорить с Богом? (Рим.9:20). Давайте будем стремиться к молчаливому смирению перед Ним. Остановись и ожидай Господа! Это послание Плача Иеремии.

Мы также должны ожидать Господа с доверием.

Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему

Псалом 36:7

 

Псалмопевец говорит, что видимые успехи зла и относительные неудачи и скудные успехи добра часто смущают верующих. Мы не замечаем очевидного благословения в доверии Богу, в надежде на то, что Он откроет Свою волю. Зато мы видим, что преуспевают те, кто отвергает Бога. Мы начинаем беспокоится и недоумевать. Мы проявляем нетерпение. Если мы не возьмем все в свои руки, то благосостояние, которого мы ищем (и верим, что Бог обещал его), достанется другим - это наша человеческая логика!

Но прислушайтесь к Божиему совету: ожидайте! не бойтесь! Поэтому псалмопевец продолжает:

Не ревнуй до того, чтобы делать зло. Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.

И наконец, мы должны ожидать Господа в духе ожидания. Будущая мама тоже "ожидает" своего малыша. Время беременности – всегда нелегкое время: неудобство, болезненное состояние, беспокойство. Ожидание ребенка едва ли не утомительней, чем его воспитание! Но все же ожидание проникнуто духом предвкушения. Нечто подобное происходит с дитем Божиим, ожидающим откровения воли его Отца.

Слово, которое переведено как "надеяться" в Пс.36:7, изначально передает идею испытания или мучения. Оно передает идею напряженности, которая может присутствовать в ожидании Господа.

Это ни в коем случае не пассивное спокойствие. Оно означает быть в напряжении. Ожидание Бога может оказаться затяжным сражением с миром, плотью и дьяволом!

Вот что значит ожидать Бога. Очевидно, некоторые моменты не согласуются со многими нашими склонностями и стремлениями. Поэтому полезно открыто поговорить о некоторых неизбежных трудностях, только преодолев которые мы сможем найти успокоение в вере.

 

Наши трудности

 

1. Мы неохотно принимаем положение пилигримов. Бог заложил в наши сердца желание жить в городе, который будет иметь вечное основание (Евр.11:10). Но у нас есть греховная предрасположенность скорее пускать корни в мирском городе, чем в городе Божием. Поэтому мы склонны искать определенности и свободы в этом мире, хотя это неприемлемо для нас, чуждых ему. Неизвестность более, чем что- либо еще, беспокоит человека. Особенно это заметно, когда, например, мы ожидаем результатов медицинского обследования. То же беспокойство неизбежно проникает в нашу обыденную христианскую жизнь. Нам кажется, что сверх наших сил нести бремя ожидания в неизвестности. Как результат, мы иногда нервно пытаемся управлять рукой Божией, уподобляясь тем самым израильтянам, которые постоянно отвергали свою жизнь странников.

Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения; увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой. И Он исполнил прошение их, но послал язву на душу их.

Псалом 105:13-15

 

Жизнь некоторых христиан с многообещающим будущим была парализована, потому что они не смогли проявить терпение перед Богом.

2 . Иногда мы не желаем склониться перед небесным провидением. Мы озлобляемся и даже отвергаем Его водительство. В каком-то смысле, мы разочаровываемся в Боге.

Не всегда это проявляется открыто. Мы не критикуем Бога за то, что Он делает в нашей жизни, но обрушиваем свое недовольство на своих друзей, жизненные обстоятельства, неудачи и грехи церкви, к которой принадлежим. В это время в нашу душу вселяется озлобление по отношению к тому, что сделал Бог. Даже в действиях и словах Иова мы находим признаки этого. Он был прав, когда настаивал на том, что не за свои грехи он страдает (начальные главы книги открывают нам, что на самом деле он страдал за свою праведность; не Бог, а сатана причинял страдания ему, желая сеять его как пшеницу). Но эти испытания открыли, что даже сердце Иова было испорчено. Он хотел состязаться со Всемогущим, но Божия благодать научила его истинному смирению.

Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть оставлено... Так, я говорил о том, чего не разумел, о чудных делах Твоих для меня, которых я не знал... Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле.

Книга Иова 42:2-6

 

Необходимо ли вам больше знать об этом состоянии духа, когда вы ожидаете Господа? Замечаете ли вы в себе нежелание принять Его волю? Не в этом ли состоит причина, что вы не чувствуете, что Его иго благо и Его бремя легко? Не поэтому ли вы так плохо понимаете, что значит "найти успокоение в Господе"? Проникнитесь духом Псалма 122:

К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах! Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы - на руку госпожи ее, так очи наши - к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас.

 

3. Нам не хватает веры в благость Божию. В каждом грешнике живет тайная подозрительность по отношению к Богу. Первые главы Библии описывают, как она была насаждена искусителем в сердца наших прародителей. Он ввел в заблуждение детей Божиих. Он извратил их представление о Боге и заронил сомнение в их разум относительно благости Божией.

"Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? Недоступность одного дерева, - искушал сатана, - означает недоступность радости и свободы. Если хотите быть свободными - свободными, как Бог, - вы должны съесть плод!" Всякое нетерпение можно объяснить неверием в Божественную благость. Поэтому для того, чтобы оценить мудрость Божественного водительства, важно понять не только природу самого водительства, но и характер нашего Руководителя. Доверьтесь Его благости, и вы сможете доверять Его водительству!

Сомневаетесь ли вы в благости Божией? Может быть, проницая все ваше отношение к Богу, в вас затаилось ужасное подозрение? Всегда помните слова апостола Павла:

Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, Как с Нилл не дарует всего?

Послание к Римлянам 8:32

 

4. Мы слишком легко поддаемся влиянию века. "Немедленно! Ничего длительного и постоянного!" - лозунг сегодняшнего дня. Этого не удалось избежать и церкви. В кругу евангельских христиан, несмотря на исповедание веры в вечного Бога и будущей надежды, наблюдаются внушающие опасение симптомы близорукого стремления к сиюминутности.

Стоит прислушаться к словам А.В.Тозера, который в своей работе "Неприемлемость сию минутного христианства" говорил так:

Сиюминутное христианство имеет тенденцию представлять веру как нечто временное.

Тем самым оно разрушает стремление к духовному росту. Оно подменяет истинную природу христианской жизни, которая не является статичной, но динамичной и развивающейся. Упускается из виду тот факт, что новообращенный христианин - это живой организм, как и новорожденный ребенок, который должен получать питание и развитие для нормального роста. Уже почти забыто, что вера в Христа устанавливает личные отношения между двумя разумными и нравственными существами: между Богом и примиренным с Ним человеком, и никакая однократная встреча Бога с существом, сотворенным по Его образу, не может быть достаточна для установления тесной дружбы между ними.

Пытаясь вместить все спасение в одно или два жизненных происшествия, защитники сиюминутного христианства не обращают внимания на закон развития, который наблюдается во всей природе. Они отрицают освящающие последствия страданий, несения креста и послушания. Они обходят стороной необходимость духовного наставления, формирования правильных религиозных обычаев и неизбежность борьбы с этим миром, дьяволом и плотью...

Сиюминутное христианство - это закостенелость XX века. Интересно, узнает ли человек, который написал Фил.3:7-16, в таком христианстве веру, ради которой он в конечном итоге отдал свою жизнь? Боюсь, что нет.

Бог не торопится. Он терпеливый Мастер, Который преображает потерявшее форму в образ Своего Сына. Он готов ждать. Он знает, что новое творение ожидает вечная жизнь. Вы и я должны оставить "сиюминутные" методы познания воли Божией и научиться терпению.

Бог лучше нас знает наши трудности и страхи. Он в совершенстве понимает нас и нашу неуверенность. Он также готов придти на помощь. Было бы совсем неправильно, если бы мы, поговорив о трудностях, забыли бы вспомнить о той поддержке, которую Бог оказывает ожидающим Его.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.