Подготовка ОВД к действиям в условиях стихийных бедствий, аварий, катастроф
Основным условием обеспечения готовности личного состава органов внутренних дел к действиям в условиях стихийных бедствий и крупных производственных аварий является прогнозирование возможных чрезвычайных обстоятельств – научно обоснованное определение возможных на данной территории стихийных бедствий, производственных и транспортных аварий, их масштабов и вероятных сроков. Исходными данными для прогнозирования возможной обстановки при чрезвычайных ситуациях являются: – характеристика возможных чрезвычайных ситуаций; – состав сил и средств; – обеспечение защиты личного состава; – инфраструктура городов и населенных пунктов; – перечень потенциально-опасных объектов; – факторы угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций; – социально-экономические, демографические и криминологические особенности территории; – географические и климатические условия. Прогнозирования проводится обычно в два этапа: На первом этапе определяют все возможные на данной обслуживаемой территории стихийные бедствия, промышленные и транспортные аварии с целью определения общей направленности подготовки органа внутренних дел к действиям в условиях чрезвычайных обстоятельств. На втором этапе с определенной степенью вероятности прогнозируются возможные сроки возникновения и продолжительности чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, определяются возможные масштабы последствий производственных аварий и катастроф, материальный ущерб и потери в живой силе, вероятные границы очагов поражения, зон радиоактивного, химического, биологического (бактериального) заражения, районов пожаров или катастрофических затоплений. Конечная цель прогнозирования на данном этапе – выработка основ тактики действий сил и средств органов внутренних дел в условиях чрезвычайных ситуаций. Результаты прогнозирования берутся за основу при планировании подготовки органа внутренних дел к действиям в условиях стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф. План «Шторм» включает следующие разделы: – перечень и паспортные данные потенциально опасных и важных объектов, их план-схемы; – неотложные действия начальника и оперативного дежурного ГУВД, УВД, УВДТ, РУВД, ГО-РОВД, ОВДТ при возникновении ЧС; – силы и средства, привлекаемые для проведения ликвидации последствий, вызванных ЧС по плану «ШТОРМ» (должен быть проведен полный расчет по всем группам оперативно-боевого назначения, их состава, вооружения и экипировки), организацию связи и управление ими; – тыловое и материально-техническое обеспечение операции; – принципиальную план-схему с изображением порядка действий групп, обеспечивающих безопасность населения, при ликвидации ЧС; – организацию взаимодействия с воинскими частями и подразделениями, дислоцирующимися на обслуживаемой территории. В разделах плана отражаются: – перечень первоочередных и неотложные мероприятий, последовательность и сроки их выполнения; – количественный и качественный составы имеющихся и необходимых сил и средств; – источники и порядок комплектования группировок сил и средств; – порядок организации взаимодействия с различными формированиями, работающими в районе чрезвычайной ситуации; – конкретные мероприятия по обеспечению нормальных условий деятельности и боеспособности органов внутренних дел и внутренних войск МВД. На рабочей карте, схеме (плане) исходные данные формируются по следующим разделам: 1. Основные задачи и функции. 2. Оперативное управление силами и средствами. 3. Организация оповещения и связи, порядок приведения в готовность сил и средств. 4. Силы и средства, привлекаемые к действиям при чрезвычайных ситуациях. 5. Всестороннее обеспечение. 6. Организация многоуровневого взаимодействия. В органах внутренних дел на время бедствий, наряду с постоянными службами и подразделениями, продолжающими осуществлять повседневные задачи и функции, создаются целевые оперативные группы для решения конкретных задач. Они формируются из сотрудников служб и подразделений органов внутренних дел, а также приданных сил. Эти группы создаются в связи с появлением той или иной задачи и прекращают свою деятельность с ее выполнением. Основными задачами группы эвакуации являются: вывод населения из зоны стихийного бедствия и размещение его в местах временного проживания; вывоз имущества, документов, техники, оружия органа внутренних дел, а также задержанных и арестованных из опасной зоны; оказание помощи районной, городской комиссии по борьбе со стихийными бедствиями в осуществлении плана эвакуации. На группу аварийно-спасательных работ возлагается: спасение людей и имущества; неотложная первоначальная медицинская помощь пострадавшим; ликвидация опасных очагов стихийных бедствий; оказание помощи районной, городской комиссии по борьбе со стихийными бедствиями в мобилизации сил и средств для проведения аварийно-спасательных и не терпящих отлагательства восстановительных работ. Группа оцепления обеспечивает нормальные условия при проведении аварийно-спасательных работ, предупреждает доступ граждан в опасные зоны. На группу охраны возлагаются задачи по охране: зданий административных органов и особо важных объектов; мест содержания задержанных и арестованных; имущества граждан, учреждений, организаций, предприятий, оставленного без присмотра. Группа разбирательства работает с лицами, доставленными в горрайорган, которые оказались в зоне бедствия без документов, определенных занятий и места жительства. К задачам группы по борьбе с преступлениями по линии уголовного розыска относятся организация и проведение мероприятий по предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых в зоне бедствия. Группа по борьбе с преступлениями по линии ОБЭП организует и проводит мероприятия по предупреждению и пресечению хищений и других преступлений в зоне бедствия. В задачу группы поддержания паспортного режима входит организация и проведение мероприятий по проверке соблюдения паспортных правил в зоне бедствия, местах временного проживания эвакуированного населения и размещения строителей. Группа обеспечения безопасности движения выполняет задачи по обеспечению бесперебойного движения в зоне бедствия, привлечению автотранспортных средств при выполнении неотложных спасательных и аварийно-восстановительных работ. Основной задачей группы поддержания разрешительной системы является проверка соблюдения правил производства, сбыта, хранения, перевозки сильнодействующих ядов, пользования множительными аппаратами, приобретения, хранения огнестрельного оружия и пользования им на объектах, оказавшихся в зоне бедствия и т.д. Группа карантинного режима оказывает помощь медицинским учреждениям и органам противоэпидемического надзора при проведении мероприятий противоэпидемического характера. Непредвиденные изменения и осложнения обстановки в зоне стихийного бедствия вызывают необходимость формирования группы оперативного резерва. Количество целевых оперативных групп, их перечень и укомплектованность зависят от различных факторов, в частности, от масштаба, характера и особенностей стихийных бедствий, а также численности личного состава органов внутренних дел и приданных сил. В органах с малой штатной численностью личного состава создаются не все из указанных групп. Группировка сил и средств при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации состоит из сил первой и второй очереди. В группировку сил быстрого реагирования (первой очереди) могут включаться части и подразделения оперативного назначения и специальные моторизованные воинские части, подразделения патрульно-постовой службы милиции, в том числе отряды милиции специального назначения с непосредственным участием органов внутренних дел, на территории обслуживания которого возникла чрезвычайная ситуация. Войсковые оперативные резервы создаются по решению Командующего внутренними войсками МВД из расчета 60% от наличной численности подразделений и частей оперативного назначения и специальных моторизованных воинских частей, входящих в соответствующую зону ответственности. Порядок создания группировки военизированной пожарной службы МЧС определяется ведомственным нормативным актом. В группировку сил второй очереди и резерва включается личный состав учебных заведений МВД по решению Министра внутренних дел: специальные средние учебные заведения МВД из расчета 50% – от фактической численности личного состава; высшие учебные заведения МВД – 75% от фактической численности личного состава. По согласованию с Минобороны в данную группировку могут быть включены войсковые подразделения для осуществления поисковых и спасательных работ. Численность сотрудников милиции общественной безопасности, криминальной милиции, следствия и других служб, направляемых для формирования сводных отрядов, определяется руководителями МВД ГУВД, УВД, УВДТ исходя из сложившейся оперативной обстановки в районе чрезвычайной ситуации. Ситуационно-оперативный штаб в зоне бедствия формируется решением министра, начальника УВД, начальника органа внутренних дел на весь период деятельности личного состава в этих условиях стихийных бедствий и выполняет следующие задачи: 1. Своевременный сбор, обработка, оценка, анализ и передача информации об оперативной обстановке в районе стихийного бедствия. 2. Разработка мер оперативного реагирования на складывающуюся обстановку. 3. Организация взаимодействия структурных подразделений горрайоргана и координация действий целевых оперативных групп. 4. Обеспечение эффективного контроля за действиями сил и средств горрайоргана, приданных и взаимодействующих сил. Руководитель ситуационного оперативного штаба является центральной фигурой, наделенной особыми полномочиями, позволяющими ему эффективно осуществлять оперативное управление силами и средствами в условиях бедствия. На него возлагается вся полнота ответственности за достижение поставленных целей. Для поддержания высокого уровня оперативного управления силами и средствами горрайоргана в условиях бедствий, своевременной обработки поступающей информации и подготовки проектов решений, в состав оперативного штаба включается группа информации, анализа и подготовки решений.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|