Здавалка
Главная | Обратная связь

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде



Вопросы для обязательной контрольной работы по дисциплине «Охрана труда»

1. Основные документы и законы, регулирующие отношения в области охраны труда

2. Надзор и контроль соблюден Законодательства о труде в РБ. Основные контрольно-надзорные органы.

3. Права и обязанности государственной инспекции.

4. Обозначение стандартов ССБТ. Стандарты подсистем 0,1,2,3,4,5 и вопросы, отражаемые в них.

5. Служба охраны труда.

6. Инструкция по охране труда, порядок разработки, согласования и утверждения.

7. Основные обязанности инженера по охране труда (лица, выполняющего эти обязанности).

8. Обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда на производстве.

9. Обязанности и права работника по охране труда.

10. Виды инструктажей по охране труда, их характеристика, методика проведения.

11. Ежедневный контроль

12. Ежемесячный контроль

13. Ежеквартальный контроль

14. Классификация несчастных случаев.

15. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

16. Классификация опасных и вредных производственных факторов.

17. Пути проникновения вредных веществ в организм человека, хар-р их воздействия.

18. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Классы опасности.

19. Аттестация рабочих мест по условиям труда.

20. Метеорологические условия на производстве. Вентиляция и кондиционирование.

21. Основные параметры освещенности.

22. Виды производственного освещения.

23. Искусственное освещение, его источники.

24. Влияние освещенности рабочего места на безопасность и производительность труда.

25. Шум и вибрация. Влияние шума и вибрации на организм человека. Нормирование шума.

26. Средства индивидуальной защиты от воздействия производственного шума и вибраций.

27. Виды электромагнитных полей. Их влияние на организм человека. Меры защиты.

28. Лазерное излучение, его воздействие на организм человека, меры защиты.

29. Особенности гигиены труда женщин.

30. Опасные и вредные произв-ные факторы, возникающие при эксплуатации ЭВМ и др офисной техники.

31. Сан-гигиенич требован и требов безопасности, предъявляемые к видеодисплей­н терминалам (ВДТ), ЭВМ

32. Подразделение средств коллективной защиты на классы в зависимости от назначения.

33. Оградительные устройства, назначение и их применение

34. Предохранительные устройства, назначение и их применение.

35. Блокировочные устройства, назначение и их применение.

36. Тормозные устройства автоматического контроля и сигнализации, назначение и их применение.

38. Классификация средств индивидуальной защиты.

39. Классификация помещений и электроустановок по степени опасности поражения электрическим током.

40. Действие электрического тока на организм человека.

41. Заземление, зануление, защитное отключение.

42. Требование к персоналу, обслуживающему электроустановки.

43. Средства защиты человека от поражения электрическим током.

44. Требования безопасности к производственному оборудованию.

45. Требования охраны труда при размещении оборудования производственном помещении.

46. Требования безопасности труда при работе ручными электрическими инструментами

47. Требования к безопасной организации труда на рабочем месте.

48. Основные меры, обеспечивающие безопасность работы на станках.

49. СВИНЕЦ: Требова­ния к производственным зданиям и сооружениям.

50. СВИНЕЦ: Требова­ния к производств процессам, оборудованию, организации раб мест и режиму труда

51. СВИНЕЦ: Требова­ния к отоплению и вентиляции.

52. СВИНЕЦ: Требова­ния к сан-бытовым, вспомогательн помещениям, к СИЗ и ме­рам профилактики.

53. СВИНЕЦ: Требова­ния к санитарному контролю.

54. СВИНЕЦ: Гигиеническая характеристика припоев, содержащих свинец.

В РБ принят закон 1999 ратификации конвенции 155 международной организацией труда (МОТ) – о безопасности и гигиене труда в производственной среде. В 2001 в РБ разработана и утверждена Советом Министров концепция государственного управления ОТ.

Основные принципы современной государственной политики в области ОТ:

1) приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;

2) обеспечение гарантий права работника на ОТ;

3) установление обязанностей всех субъектов в области ОТ;

4) полная ответственность нанимателей за обеспечение безопасных здоровых условий труда (УТ);

5) совершенствование правовых и экономических отношений в сфере ОТ.

Основные законодательные акты:

1) Конституция РБ 1994 (ст. 43, 45)

2) Кодексы: трудовой, гражданский, уголовный, об административных правонарушениях и др.

3) Законы РБ: о здравоохранении, о санитарно-эпидемическом благополучии населения, о пожарной безопасности, о радиационной безопасности, о промышленной безопасности опасных производственных объектов. 23.07.2008 был принят закон «Об охране труда».

4) НПА: постановление Правительства, НПА специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля, министерств и других республиканских органов, локальные НПА нанимателей.

5) Нормативные документы: межотраслевые правила по охране труда, Отраслевые правила по охране санитарные нормы правила и гигиенические нормативы, строительные нормы и правила (СаНиП), правила безопасности, правила устройства безопасной эксплуатации, положения и типовые инструкции по охране труда, инструкции по охране труда предприятия, ГОСТы ССТБ (система стандартов безопасности труда). ССБТ была введена в 1972 и включает в себя систему государственных стандартов, различных подсистем (их 6: от 0 до 5).

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

Надзор и контроль за соблюдением законодательств в труде и правил по охране труда.

Надзор направлен на выявления нарушения и их пресечения путём применения предусмотренных санкций (предписание приостановка деятельности, наложение штрафа). В задачу надзорного органа не входит выяснение того насколько эффективна и рациональна, налажена работа и дача рекомендаций как улучшить организацию дела. Надзорные органы не являются вышестоящими органами по отношению к предприятиям и организациям, где они осуществляют возложенные на них функции.

Контроль является объективно необходимым элементом управленческой деятельности и с этой точки зрения контроль присущ всем управленческим структурам, которые осуществляют руководство всеми сторонами деятельности подчинённых предприятий и организаций.

Осуществляя контроль управленческие структуры не столько выявляют нарушения и анализируют их причины и намечает пути устранения не только нарушений и недостатков в работе подчинённых организаций и предприятий.

Государственные органы надзора и контроля:

1) Департамент государственной инспекции труда;

2) Проматомнадзор – за особо опасными объектами; 3) Белстандарт;

4) Госэнергонадзор – за рациональным расходом топлива и энергии;

5) Госстройнадзор – за проведением нормативных актов на стадии проектирования, строительства, эксплуатации зданий и сооружений;

6) Санэпиднадзор; 7) Пожарный надзор;

8) Государственная экспертиза по условиям труда – контролирует правильность применения списков производства, работ, профессий, должностей, дающих право на пенсию по особым условиям труда, доплата за работу во вредных условиях труда, правильность проведения аттестации рабочих мест;

9) ведомственный контроль.


 

Основные права государственных органов надзора и контроля.

- по предъявлению удостоверения установленного образца беспрепятственно в любое время суток проходить на территорию объектов и помещении нанимателя для проверки соблюдения законодательства о труде, состояния безопасности и истины труда.

- получать от руководителей должностных лиц и работников объяснения по вопросам входящих и компетенцию.

- требовать ознакомление с любыми документами, ведение которых предписано законодательством, о труде для проверки их соответствия законодательству получать копии документов, если на это отсутствуют законодательные ограничения.

- изымать или брать с собой для анализа образцы используемых и обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом нанимателя.

- выдавать предписания об устранении нарушений.

- приостанавливать (запрещать) деятельность цехов, производственных участков, станков, машин, другого оборудования в случае выявления нарушений правил по охране труда создающих угрозу жизни и здоровью работника до устранения этих нарушений.

- налагать на нанимателя или должностных лиц штрафы за нарушение законодательства о труде и правил об охране труда.

- вносить в необходимых случаях соответствующих органах предложении и ответственности лиц за нарушение законодательства о труде правил об охране труда. Решение представителей государственных органов надзора и контроля могут быть обжалованы их выше стоящими по подчинённости лицам, а затем и в суде.

ССБТ включает в себя 6 взаимно подчинённых подсистем.

Стандарты подсистемы “0”.

Устанавливают цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ, терминологию в области охраны труда, классификацию опасных и вредных производственных факторов, принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности.

Большую часть этой подсистемы составляют СТП.

Объектами стандартизации на предприятиях являются:

организация работ по охране труда

контроль состояния условий труда,

порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда,

организация обучения и инструктажа работающих по безопасности труда,

организация контроля за БТ и всех других работ, которыми занимается служба охраны труда.

Возможно создание СТП на организацию работ по пожарной профилактике, на методы измерения опасных и вредных факторов и т.д. Аналогична тематика отраслевых организационно-методических стандартов, являющихся также составной частью подсистемы “0”.

Стандарты подсистемы “1”. Устанавливают требования по видам опасных и вредных ПФ и предельно допустимым значениям их параметров, методам и средствам защиты работающих от их воздействия, методам контроля уровня указанных факторов.

Стандарты подсистемы “2”. Устанавливают общие требования к безопасности к производственному оборудованию, требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования, методам контроля выполнения этих требований.

Стандарты подсистемы “3”. Устанавливают общие сведения безопасности технологических процессов, методам контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты подсистемы “4”. Устанавливают требования безопасности к средствам защиты.

Стандарты подсистемы “5”. Устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям.

В ССБТ принята следующая система обозначения. ГОСТ12.Х.ХХХ-ХХ

Буква Х – шифр подсистемы. Три знака ХХХ – порядковый номер стандартов подсистемы.

ХХ – год утверждения или пересмотра стандарта. Например, ГОСТ12.4.003-86

Служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю и приравнивается к основным производственно-техническим службам.

На небольших предприятиях эти функции могут быть возложены приказом по предприятию на других работников.

Должность специалиста по охране труда вводится: в производственной сфере при численности работающих 100-250 человек; в других отраслях при численности работающих 200-250 человек.

Служба охраны труда, ее задачи, функции, права

Согласно статье 227 трудового кодекса для организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматель вводит должность специалиста по ОТ или создаёт соответствующую службу из числа лиц, имеющих необходимую подготовку.

Служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю и приравнивается к основным производственно-техническим службам.

Службе охраны труда может быть представлена структурным подразделением (отдел, бюро) или специально выделенным работником (инженер по охране труда).

На небольших предприятиях эти функции могут быть возложены приказом по предприятию на других работников наряду с выполнением ими иных служебных обязанностей.

Должность специалиста по охране труда вводится:

♦ в производственной сфере при численности работающих 100-250 человек;

♦ в других отраслях при численности работающих 200-250 человек.

На службу охраны труда предприятия возлагаются следующие функции:

♦ выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;

♦ анализ состояния условий труда, причин нарушения законодательства о труде, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

участие в подготовке документов на выплату компенсаций за вред, причиненный здоровью работающих в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

проведение проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты;

♦ разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами предприятия мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и т.п.

♦ участие в составлении раздела «Охрана труда» коллективного договора, соглашения по охране труда предприятия;

♦ участие в работе комиссии по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования;

♦ составление перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

♦ оказание методической помощи руководителям подразделений предприятия по разработке и пересмотру инструкций по охране труда для работников, стандартов предприятия по безопасности труда;

♦ разработка программы и проведение вводного инструктажа по охране труда

♦ участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда;

♦ представлять работодателю, руководителям подразделений предприятия предложения о поощрении отдельных работников, а также о привлечении к ответственности виновных

Кроме того, служба охраны труда решает и другие задачи.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.