ТИПОЛОГИЯ УПРАЖНЕНИЙ. СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ.
Какую бы учебную работу не осуществлял учитель, в каждом фрагменте учебно-воспитательного процесса по иностранному языку (ИЯ) в центре внимания становится УПРАЖНЕНИЕ. Без упражнений обучение ИЯ превращается в разговоры об ИЯ, в чисто схоластическое занятие, основное содержание которого – расшифровка языковых форм и их перевод (М.В. Ляховицкий). Принцип доминирующей роли упражнений на всех уровнях и во всех сферах овладения иностранным языком – один из ведущих частнометодических принципов обучения. Упражнение – основа овладения речевой деятельности на ИЯ. По сути дела, все методы и приемы, используемые учителем, должно быть, в конечном счете, материализованы в упражнениях, в практике пользования ИЯ как средством общения. 1) УПРАЖНЕНИЕ – средство материализации методов и приемов, используемых учителем, средство достижения конкретной цели урока, любое целенаправленное учебное действии (способ действия), адекватный ближайшим задачам и правилам обучения (широкое понимание этого термин 2) В узком значении под УПРАЖНЕНИЕМ поднимается специально организованные в учебных условиях одно- или многократное выполнение отдельной и ряда операций или действий речевого (языкового) характера с целью формирования, совершенствования и развития качества речевых умений и навыков. В процессе обучения ИЯ, как известно, применяется большое количество самых различных упражнений. Чтобы овладеть всем этим многообразием, необходима их научная ТИПОЛОГИЯ – определение типов, видов и разновидностей упражнений. Наиболее полную и подробную классификацию упражнений в рамках коммуникативно - ориентированного обучения ИЯ дают Шатилов С.Ф. и Саломатов К.И. Они выделяют 3 объективно существующих в практике обучения, но по-разному называемых типа упражнений: 1. Неречевые упражнения, включающие: а) языковые упражнения (формальные, аналитические) - выполняются в целях осмысления и сознательного усвоения языкового материала (грамматического, лексического, фонетического) в разных видах речевой деятельности; б) подготовительные упражнения (предречевые, тренировочные) - выполняются с целью автоматизации лингвистического материала вне речевой деятельности (различные упражнения на имитацию, подстановку, репродукцию). Эти упражнения достаточно просты и доступны в методическом отношении 2. Условно (учебно) – речевые (коммуникативные) упражнения - имитируют и моделируют коммуникацию в учебных целях. Пассов Е.И. характеризует условно-речевые упражнения как речевые по характеру и форме, но по условные по организации (специально организованные) и содержанию (псевдокоммуникативные). Коммуникативная условность («псевдокоммуникативность») состоит в том, что выполняемые операции и действия редко встречаются в естественной коммуникации и содержание материала усваивается с помощью учебных текстов, картинок и т.д. 2. Подлинно (естественно) – речевые (коммуникативные) упражнения. К ним относятся упражнения во всех видах речевой деятельности, стимулирующие к речевому творчеству. Эти упражнения в большей мере способствуют развитию речевых умений, поскольку именно в них осуществляется коммуникативная функция ИЯ. Основной мотив выполнения этих упражнений – естественная потребность в коммуникации (в учебных условиях). Помимо трех основных типов, в типологии упражнений выделяют их ВИДЫ и РАЗНОВИДНОСТИ. Виды упражнений определяются по способу их выполнения, т.е. по тем действиям, которые совершают учащиеся при выполнении упражнений: имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные (самостоятельное воспроизведение усвоенной формы), на комбинирование (управляемое и свободное). По характеру мыслительной деятельности эти упражнения могут быть механическими, полумеханическими, полутворческими, творческими, смешанными. РАЗНОВИДНОСТИ этих упражнений: а) по способу выполнения: устные – письменные; одноязычные – двуязычные; классные – домашние – лабораторные; б) по степени самостоятельности учащихся: программированные – непрограммированные; в) по количеству занятости учащихся: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные; г) по использованию опор: с использованием наглядности и опор – без использования наглядности и опор; д) по характеру обратной связи: с ключами – без ключей. Какими бы эффективными не были отдельные типы, виды и разновидности упражнений, успешность обучения может гарантировать только рациональная СИСТЕМА упражнений. Под СИСТЕМОЙ УПРАЖНЕНИЙ в отечественной методике понимается такая совокупность необходимых типов, видов и разновидностей упражнений, выполняемых в такой последовательности и в таком количестве, которые учитывают закономерности формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельности в их взаимодействии и обеспечивают максимально высокий уровень овладения ИЯ в заданных условиях (С.Ф. Шатилов). Система упражнений должна представлять собой взаимосвязь определенных элементов, образующих единство, целостность. Система упражнений имеет иерархическую структуру. В зависимости от целей выполнения (для развития коммуникативных умений или для формирования отдельных их компонентов) различают следующие компоненты этой структуры: 1. СИСТЕМА – совокупность упражнений для овладения всеми видами речевой деятельности. 2. ПОДСИСТЕМА – совокупность упражнений для овладения определенным видом речевой деятельности (аудированием, говорением, чтением, письменной речью). Которая должна довести усвоение вида речевой деятельности до уровня умения. 3. КОМПЛЕКС – совокупность упражнений, направленных на овладение частным явлением (действием), должен обеспечить усвоение материала до уровня речевого навыка (комплекс упражнений для обучения монологической речи, диалогической речи и т.д.). 4. СЕРИЯ – совокупность упражнения для обучения речевым и техническим навыкам (фонетическим, лексическим, грамматическим). Все эти упражнения выполняются во взаимодействии и взаимосвязи. Серии включают ряд циклов разных по количеству и качеству упражнений для формирования более частных навыков. 5. ЦИКЛ – совокупность упражнений для обучения конкретным навыкам: циклы упражнений для обучения артикуляционным навыкам, ритмико-интонационным навыкам, синтаксической стороне говорения, морфологическим навыкам устной речи. 6. ГРУППА – совокупность упражнений для обучения конкретным языковым явлениям. Система упражнений должна отличаться рациональной организацией, оптимальностью, эффективностью, экономичностью. Каждая система упражнений воплощается в учебно-методическом комплексе (учебник – материальное воплощение системы упражнений). Поэтому учебник не простой, произвольный набор языкового материала, а система, где все ее компоненты связаны, взаимосвязаны так, что изъятие одного из них приводит к прекращению функционирования всего целого. Если учебник – система, то здесь недопустимо его произвольное использование (т.е. творческий подход). Творчество допустимо лишь в сфере действия комплекса упражнений, но не подсистемы и тем более, системы упражнений. Таким образом, система упражнений не только обеспечивает организацию и усвоение материала, но и организацию процесса обучения. Через систему упражнений осуществляется взаимосвязь «учитель – ученик». К сожалению, наши учебники не всегда отвечают этим требованиям. По справедливому замечанию многих ученых – методистов и учителей – практиков, основным «пороком» учебников иностранного языка является отсутствие соответствующей всем требованиям системы упражнений.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|