Здавалка
Главная | Обратная связь

ТИПОЛОГИЯ УПРАЖНЕНИЙ. СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ.

Какую бы учебную работу не осуществлял учитель, в каждом фрагменте учебно-воспитательного процесса по иностранному языку (ИЯ) в центре внимания становится УПРАЖНЕНИЕ. Без упражнений обучение ИЯ превращается в разговоры об ИЯ, в чисто схоластическое занятие, основное содержание которого – расшифровка языковых форм и их перевод (М.В. Ляховицкий).

Принцип доминирующей роли упражнений на всех уровнях и во всех сферах овладения иностранным языком – один из ведущих частнометодических принципов обучения. Упражнение – основа овладения речевой деятельности на ИЯ.

По сути дела, все методы и приемы, используемые учителем, должно быть, в конечном счете, материализованы в упражнениях, в практике пользования ИЯ как средством общения.

1) УПРАЖНЕНИЕ – средство материализации методов и приемов, используемых учителем, средство достижения конкретной цели урока, любое целенаправленное учебное действии (способ действия), адекватный ближайшим задачам и правилам обучения (широкое понимание этого термин

2) В узком значении под УПРАЖНЕНИЕМ поднимается специально организованные в учебных условиях одно- или многократное выполнение отдельной и ряда операций или действий речевого (языкового) характера с целью формирования, совершенствования и развития качества речевых умений и навыков.

В процессе обучения ИЯ, как известно, применяется большое количество самых различных упражнений. Чтобы овладеть всем этим многообразием, необходима их научная ТИПОЛОГИЯ – определение типов, видов и разновидностей упражнений.

Наиболее полную и подробную классификацию упражнений в рамках коммуникативно - ориентированного обучения ИЯ дают Шатилов С.Ф. и Саломатов К.И. Они выделяют 3 объективно существующих в практике обучения, но по-разному называемых типа упражнений:

1. Неречевые упражнения, включающие:

а) языковые упражнения (формальные, аналитические) - выполняются в целях осмысления и сознательного усвоения языкового материала (грамматического, лексического, фонетического) в разных видах речевой деятельности;

б) подготовительные упражнения (предречевые, тренировочные) - выполняются с целью автоматизации лингвистического материала вне речевой деятельности (различные упражнения на имитацию, подстановку, репродукцию).

Эти упражнения достаточно просты и доступны в методическом отношении

2. Условно (учебно) – речевые (коммуникативные) упражнения - имитируют и моделируют коммуникацию в учебных целях. Пассов Е.И. характеризует условно-речевые упражнения как речевые по характеру и форме, но по условные по организации (специально организованные) и содержанию (псевдокоммуникативные).

Коммуникативная условность («псевдокоммуникативность») состоит в том, что выполняемые операции и действия редко встречаются в естественной коммуникации и содержание материала усваивается с помощью учебных текстов, картинок и т.д.

2. Подлинно (естественно) – речевые (коммуникативные) упражнения. К ним относятся упражнения во всех видах речевой деятельности, стимулирующие к речевому творчеству. Эти упражнения в большей мере способствуют развитию речевых умений, поскольку именно в них осуществляется коммуникативная функция ИЯ. Основной мотив выполнения этих упражнений – естественная потребность в коммуникации (в учебных условиях).

Помимо трех основных типов, в типологии упражнений выделяют их ВИДЫ и РАЗНОВИДНОСТИ.

Виды упражнений определяются по способу их выполнения, т.е. по тем действиям, которые совершают учащиеся при выполнении упражнений: имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные (самостоятельное воспроизведение усвоенной формы), на комбинирование (управляемое и свободное). По характеру мыслительной деятельности эти упражнения могут быть механическими, полумеханическими, полутворческими, творческими, смешанными.

РАЗНОВИДНОСТИ этих упражнений:

а) по способу выполнения: устные – письменные; одноязычные – двуязычные; классные – домашние – лабораторные;

б) по степени самостоятельности учащихся: программированные – непрограммированные;

в) по количеству занятости учащихся: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;

г) по использованию опор: с использованием наглядности и опор – без использования наглядности и опор;

д) по характеру обратной связи: с ключами – без ключей.

Какими бы эффективными не были отдельные типы, виды и разновидности упражнений, успешность обучения может гарантировать только рациональная СИСТЕМА упражнений.

Под СИСТЕМОЙ УПРАЖНЕНИЙ в отечественной методике понимается такая совокупность необходимых типов, видов и разновидностей упражнений, выполняемых в такой последовательности и в таком количестве, которые учитывают закономерности формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельности в их взаимодействии и обеспечивают максимально высокий уровень овладения ИЯ в заданных условиях (С.Ф. Шатилов).

Система упражнений должна представлять собой взаимосвязь определенных элементов, образующих единство, целостность.

Система упражнений имеет иерархическую структуру. В зависимости от целей выполнения (для развития коммуникативных умений или для формирования отдельных их компонентов) различают следующие компоненты этой структуры:

1. СИСТЕМА – совокупность упражнений для овладения всеми видами речевой деятельности.

2. ПОДСИСТЕМА – совокупность упражнений для овладения определенным видом речевой деятельности (аудированием, говорением, чтением, письменной речью). Которая должна довести усвоение вида речевой деятельности до уровня умения.

3. КОМПЛЕКС – совокупность упражнений, направленных на овладение частным явлением (действием), должен обеспечить усвоение материала до уровня речевого навыка (комплекс упражнений для обучения монологической речи, диалогической речи и т.д.).

4. СЕРИЯ – совокупность упражнения для обучения речевым и техническим навыкам (фонетическим, лексическим, грамматическим). Все эти упражнения выполняются во взаимодействии и взаимосвязи. Серии включают ряд циклов разных по количеству и качеству упражнений для формирования более частных навыков.

5. ЦИКЛ – совокупность упражнений для обучения конкретным навыкам: циклы упражнений для обучения артикуляционным навыкам, ритмико-интонационным навыкам, синтаксической стороне говорения, морфологическим навыкам устной речи.
Цикл может распадаться на более мелкие группы упражнений.

6. ГРУППА – совокупность упражнений для обучения конкретным языковым явлениям.

Система упражнений должна отличаться рациональной организацией, оптимальностью, эффективностью, экономичностью.

Каждая система упражнений воплощается в учебно-методическом комплексе (учебник – материальное воплощение системы упражнений). Поэтому учебник не простой, произвольный набор языкового материала, а система, где все ее компоненты связаны, взаимосвязаны так, что изъятие одного из них приводит к прекращению функционирования всего целого. Если учебник – система, то здесь недопустимо его произвольное использование (т.е. творческий подход). Творчество допустимо лишь в сфере действия комплекса упражнений, но не подсистемы и тем более, системы упражнений.

Таким образом, система упражнений не только обеспечивает организацию и усвоение материала, но и организацию процесса обучения. Через систему упражнений осуществляется взаимосвязь «учитель – ученик». К сожалению, наши учебники не всегда отвечают этим требованиям. По справедливому замечанию многих ученых – методистов и учителей – практиков, основным «пороком» учебников иностранного языка является отсутствие соответствующей всем требованиям системы упражнений.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.