Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 2. 1. Трудовой потенциал России



I. Задания для самостоятельной работы

1*. Изучить результаты переписи населения России в 1988г, 2002г и 2010 г.

2. Изучить состояние международного миграционного движения.

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

1. Состав трудовых ресурсов и показатели их оценки.

2. Источники формирования трудовых ресурсов. Естественный прирост населения и миграционное движение.

3. Миграция населения России. Потоки эмиграции и иммиграции. Регулирование миграционных потоков. Показатели занятости и безработицы экономически активного населения.

4. Методики прогнозирования численности населения страны или крупного региона.

5. Демографические проблемы России и подходы к их решению.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

Прежде всего, необходимо усвоить такие понятия как, трудовые ресурсы, трудоспособное население, экономически активное население, рабочая сила. Для чего рассмотреть структуру населения страны или региона по трем возрастным группам, обратив внимание на соотношение численности населения в данных возрастных группах. Выяснив смысл показателей замены, пенсионной и демографической нагрузки, следует внимательно проанализировать динамику изменения этих показателей за последние 25 … 30 лет.

При подготовке к семинару изучить особенности гистограмм распределения населения по возрасту и полу. Сопоставить гистограммы распределения населения, соответствующие последним переписям населения России (1989г, 2002г и 2010г). Проанализировать показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения. Обратить внимание на то, что с конца 80-х годов в России резко снижается показатель рождаемости, увеличивается показатель смертности, показатель естественного прироста становится отрицательным. При этом численность населения России сокращается ежегодно на 900 – 200 тыс. человек.

В связи с обострившимся демографическим кризисом важным вопросом является изучение методов прогнозирования численности населения страны или региона с акцентированием внимания на преимущества и недостатки каждого из них.

При подготовке к пятому вопросу необходимо прежде всего внимательно изучить разработанную федеральными органами государственной власти концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 6 октября 2007 г. № 1351.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Национальная экономика. Система потенциалов: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / [С.Г. Тяглов и др.]; под ред. Н.Г. Кузнецова, С.Г. Тяглова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Дополнительная

2. Кузьбожев Э.Н., Козьева И.А., Световцева М.Г. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2007.

3. Страны и регионы мира: экон.-полит. справ. / МГИМО; под ред. А.С. Булатова. 3-е изд. - М.: Проспект, 2010. -704 с.

4. Россия в цифрах. 1991…2012: крат. стат. сб./ Федер. сл. гос. стат. –М.: 1991-2012.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Рассмотрите возрастно-половые гистограммы населения России по данным 3-х последних переписей и выявите основные отличия.

2. Что такое трудовые ресурсы? Какова их структура? Что такое экономически активное население?

3. Каковы тенденции изменения основных демографических показателей в России.

4. Каковы тенденции изменения миграционных потоков в России?

5. Какие факторы влияют на численность населения?

6. Какие меры призваны способствовать снижению смертности, повышению рождаемости?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.