Здавалка
Главная | Обратная связь

Этическое регулирование сферы PR. Кодексы PR



Обсуждение профессионального статуса PR начинается с вопросов этики. Именно приверженность определенному кодексу профессиональной этики позволяет отличить работу профессионала от других видов квалифицированной деятельности. Вопросы этики приобретают особую значимость, поскольку именно профессионалы имеют возможность принимать решения, влияющие на самые различные аспекты жизни общества. Выработка определенных стандартов способна поддержать репутацию и доверие к профессии в обществе.

В профессиональной среде применение моральных ценностей на практике называется «прикладной этикой». Традиционные, укоренившиеся профессии трансформируют широко разделяемые идеи правильного поведения в формальные кодексы этики и профессионального поведения. Такие приложения регулируют профессиональную практику. Т.о. профессиональное поведение основывается на том, что считается «благородным мотивом», контролируется и оценивается в соответствии с принятым кодексом и приводится в жизнь путем применения мер принуждения к тем, кто не соблюдает стандартов профессиональной деятельности. Принцип, лежащий в основе профессиональной этики, заключается в том, что действия профессионала направлены на создание наибольшего блага как для клиента, так и для общества в целом.

По мере осознания обществом важности профессионализма и развития у представителей каждой отдельной профессии чувства общности интересов, все больше осознается необходимость выработки стандартов профессиональной ответственности - «этических кодексов». Серьезность попыток выработать этический кодекс в сфере паблик рилейшнз отражается в большом количестве кодексов профессиональных стандартов, регламентирующих деятельность специалистов в этой области.

1. Международная ассоциация «паблик рилейшнз» - ИПРА (IPRA). Концепция Международной ассоциации PR появилась в ноябре 1949г., когда двое голландских и четверо английских работников PR собрались в Лондоне, чтобы обсудить свою деятельность. Цель организации международного общества: повышение уровня работы в области PR в различных странах и повышение профессионального уровня и эффективности деятельности практических работников PR.

Был создан Временный международный комитет, и в течение следующих пяти лет в Англии проводились его постоянные заседания. Международная ассоциация PR (ИПРА) была создана в Лондоне 1 мая 1955г. Тогда же был официально принят ее Устав и избран Совет ИПРА. После каждого Всемирного конгресса по PR (проводится 1 раз в 3 года) ИПРА публикует «золотой доклад» по текущей теме.

Ассоциация получила официальное признание со стороны ООН в 1964г. в качестве консультанта Экономического и Социального совета ООН. Она также получила признание ЮНЕСКО в качестве неправительственной организации в «качестве отношений взаимного информирования».

Членство в ИПРА открыто только для тех, кто не менее пяти лет занимается деятельностью в области PR и имеет высокую профессиональную компетентность. Все члены выбираются в личном качестве. ИПРА имеет более 800 членов в 65 разных странах.

Кодекс профессионального поведения Международной ассоциации по связям с общественностью (Кодекс ИПРА) был принят на ее Генеральной ассамблее в Венеции в мае 1961г. и является обязательным для всех членов Ассоциации.

2. Европейская конфедерация по связям с общественностью – СЕРП (CERP). СЕРП возникла в 1959г. с целью представления интересов профессиональных ассоциаций Европы и их членов. Конфедерация – это форум для контактов, обмена знаниями и опытом, выработки профессиональных и этических норм. СЕРП имеет консультативный статус в Совете Европы, ЮНЕСКО и пользуется поддержкой Европейской комиссии.

В июне 1997г. на Генеральной ассамблее СЕРП в Хельсинки в члены Конфедерации была принята Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО). В 1999г. СЕРП объединяла 26 национальных ассоциаций PR, представляющих более 22 тыс. специалистов и охватывающих весь спектр PR-деятельности в Европе.

Европейский кодекс профессионального поведения в области PR (Лиссабонский кодекс, кодекс СЕРП) был принят Генеральной ассамблеей СЕРП в Лиссабоне в апреле 1978г. и дополнен в мае 1989г.

3. Афинский кодекс (кодекс ИПРА и СЕРП). Принят Генеральной ассамблеей ИПРА в Афинах в мае 1965г. В этом же году Афинский кодекс принят СЕРП. В апреле 1968г. в него внесены некоторые изменения.

4. ИКО (ICO) – Международный комитет ассоциаций PR-консультантов. Создан в 1986г. в целях координации профессиональной деятельности PR-компаний, работающих на международном рынке. В 1999г. ИКО объединял национальные ассоциации по связям с общественностью 21 государства, которые представляли около 850 компаний с общим штатом более 20 тыс. человек. Россия в лице Ассоциации компаний-консультантов в сфере общественных связей (АКОС) является членом ИКО с 1999г.

Профессиональная хартия ИКО (Римская хартия) принята на заседании ИКО в Риме в октябре 1991г.

5. Хельсинская хартия. Представители ассоциаций по связям с общественностью: ИПРА, СЕРП и ИКО, собравшиеся в июне 1997г. на Всемирном конгрессе PR в Хельсинки, одобрили Хартию качества и качественного развития для профессии «связи с общественностью».

6. Минимальные стандарты качества (МСК). Разработаны Международным институтом качества связей с общественностью (ИКПР) и приняты на Всемирном конгрессе PR в Хельсинки в июне 1997г.

7. Кодекс профессионального поведения Британского Института PR – ИПР (IPR). Принят в декабре 1963г. Пересмотрен в 1985г. и в обновленном виде принят в качестве специальной резолюции на ежегодной сессии ИПР в апреле 1986г.

8. Кодекс Американского общества паблик рилейшнз (PRSA). Первый кодекс профессиональных стандартов PRSA был принят в 1954 году. Последовательно пересматривался в 1959, 1963, 1977, 1983 и 1988 годах.

9. Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО). РАСО создана в июле 1991г. В 1999г. в составе РАСО насчитывалось более 80 отечественных PR-агентств и других организаций.

С помощью Ассоциации отечественные PR-агентства установили партнерские отношения с зарубежными коллегами (ИПРА, СЕРП, PRSA и др.). РАСО выступает в качестве координатора зарубежных контактов членов Ассоциации, популяризует деятельность PR-агентств в России и за рубежом.

Вступить в РАСО может любое российское агентство по СО и другое юридическое лицо, а также физические лица (российские и зарубежные специалисты).

Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (Декларация РАСО). Принята на конференции РАСО в ноябре 1994г.

Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. Принят 26 сентября 2001г.

10. Хартия принципов сотрудничества и конкуренции на российском рынке по связям с общественностью (Хартия 11-ти). Настоящая Хартия подписана руководителями 11 российских PR-агентств летом 1997г. и объявлена открытой для присоединения.

11. Хартия «Политические консультанты за честные выборы». Настоящую Хартию подписали около 100 руководителей PR-агентств, исследовательских и консалтинговых структур, индивидуальных консультантов летом 1999г.

12. Ассоциация компаний-консультантов в сфере общественных связей (АКОС). Создана 16 марта 1999г. В нее вошли 13 наиболее авторитетных профессиональных российских PR-агентств, предоставляющих полный спектр услуг по СО.

АКОС объединяет только независимые коммерческие PR-структуры. Призвана решать задачи развития «паблик рилейшнз» как сферы бизнеса и способствовать продвижению деловых интересов PR-консультантов.

Большинство людей признает, что принятие того или иного кодекса этики не приводит к воцарению высокой морали среди представителей соответствующей профессии. Однако наличие такого кодекса отражает желание подавляющего большинства лидеров и рядовых членов профессионального сообщества повысить стандарты этичной практики и разработать критерии, позволяющие оценивать поведение отдельных членов. Однако любой кодекс без твердой убежденности в его необходимости, обучения и настойчивого внедрения в повседневную практику останется лишь набором ни к чему не обязывающих фраз. На практике, приверженность организаций к этичной практике PR демонстрируется составлением и подписанием договора, который обязывает специалистов осуществлять свою деятельность в соответствии с Кодексом.

 

Вопрос







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.