Здавалка
Главная | Обратная связь

Постоянный тембро-динамический лад.



 

Всмотримся пристальнее в ресурсы постоянной тембро-динамической гаммы клавесина и органа, гаммы, осуществляющей некий исторически обусловленный процесс изменения тембра и динамики. От чего зависит тембр органной трубы? Во-первых, от мензуры, то есть от соотношения ширины трубы к высоте. Вообще говоря, чем шире мензура, тем чище основной тон и тем слабее развиты обертоны; чем меньше мензура — тем больше выдвигаются обер­тоны. Во-вторых, тембр зависит в значительной мере от формы выреза. Если вырез выше и отверстие широкое, звук будет беден обертонами; низко поставленный вырез будет давать большее богатство обертонов. Тембр органной трубы зависит также от материала, ибо избранный мастером материал определяет мик­роформу воздушного столба. Наконец, тембр зависит от силы давления воздуха, вдуваемого в трубу.

Остановимся на вопросе о мензурах и представим себе 60 трубочек, соответствующих гамме. Можно было бы предполо­жить, что если эти трубочки составляют один инструмент, то есть один органный регистр, то и мензура этих трубочек должна иметь одну и ту же величину, то есть мензура должна быть постоянной. Однако оказывается, что величайшие мастера органа, особенно в эпоху расцвета органного искусства в XVII— XVIII веках, пользовались не постоянной мензурой, а перемен­ной. Мензура на протяжении гаммы менялась, и именно в этом пункте проявилось величайшее искусство органных мастеров.

Когда исследователи начали изучать мензуры Арпа Шнитгера и искать формулы и математические законы, по которым мен­зуры изменялись, то оказалось, что мензуры этого мастера не укладываются в математическую формулу и что процесс изме­нения мензур представляет у него весьма сложную и матема­тически неопределимую кривую. Мензуры Арпа Шнитгера не увеличиваются и не уменьшаются от начала до конца, но дают более изысканные и извилистые кривые. Очевидно, этой слож­ной переменной мензурой Арп Шнитгер преследовал цель дать более сложную характеристику процесса изменения тембра. Но ему, видимо, было недостаточно поставить процесс изменения тембра в зависимость от мензуры переменной, хотя бы и слож­ной, — он усложняет тембровый лад еще тем, что кривую изме­нения вырезов не ведет параллельно кривой мензур, но дает {50}самостоятельное движение самóй кривой вырезов. Таким обра­зом, Арп Шнитгер вкладывал в создание тембра динамической гаммы идею некоего сложного процесса. Если мы будем играть эту гамму, то тембро-динамика будет претерпевать очень существенные изменения. Но они, эти изменения, обусловлены не одной переменной величиной—тут наблюдается перекре­щивание зависимостей, и тембровая гамма, как процесс, тем самым является функцией, зависящей от нескольких пере­менных.

Я предлагаю тембро-динамическую гамму, которая является не механическим результатом какой-нибудь конструкции или попыткой осуществить внешний принцип ровности (или иную формальную схему), но которая несет в себе более сложную идею тембро-динамического процесса, — такую тембро-динами­ческую гамму предлагаю называть тембро-динамическим ладом. Я избираю в данном случае слово «лад» потому, что в подоб­ной тембро-динамической гамме заложен принцип организации, имеющий определенный художественный смысл и представляю­щий собой результат величайшего искусства нескольких поко­лений мастеров. Если мы возьмем органный регистр и сыграем на нем гамму, то будем иметь заранее заданный, постоянный тембро-динамический лад с заключенной в нем идеей сложного процесса. Но, если соединим два регистра, то есть два тембро-динамических лада, идеи которых различны, — тогда получим лад еще более сложный, в котором будет воедино связана судь­ба двух «идей».

Обратимся к органу в целом. В тембро-динамическом ладе (органное tutti) вслушаемся в две постоянно борющиеся груп­пы регистров — в группу микстур и язычковых регистров.* Микстуры и язычки — антиподы, так как их тембро-динамические лады находятся в постоянном напряженном противопостав­лении. Тембро-динамический лад микстуры идет снизу, из тьмы наверх — к свету. Если же играем гамму на группе язычков сверху вниз, мы переходим в области все большей мощности. Если микстура подавляет нас блеском, который рвется наверх, к свету, то язычки подавляют мощностью, которая нарастает, спускаясь вниз.

Что же представляет собой тембро-динамический лад органа в целом? Он несет в себе множество весьма сложных и взаимно противоречащих друг другу процессов, и каждое передвижение по такому тембро-динамическому ладу всегда будет связано со множеством изменений во всех участвующих в органе тембро-динамических ладах. И это движение по тембро-динамическому ладу будет постоянным движением за одно и против другого, усилением одних характеристик и одновременно ослаблением других.

 

{51}

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.