Здавалка
Главная | Обратная связь

КЛАВЕСИН И КЛАВИКОРД



 

Клавикорд — небольшой музыкальный инструмент, с соответствующим его размерам тихим звучанием. При нажиме на клавишу клавикорда приводится в звучание одна, соотнесенная с этой клавишей, струна (В целях уменьшения размеров инструмента количество струн клавикорда было часто меньшим, чем количество клавиш. В этом случае одна струна обслуживала (посредством соответствующего механизма) несколько клавиш.). Клавикорду не свой­ственны яркие оттенки и звуковые контрасты. Однако, в зависимости от ха­рактера нажима на клавишу, мелодии, исполняемой на клавикорде, может быть придана некоторая звуковая гибкость, и даже более того — тонам ме­лодии может быть придана известная вибрация.

В отличие от тонкой и задушевной звучности клавикорда, клавесин обла­дает игрой более звучной и блестящей. При нажатии на клавишу клавесина может быть по желанию исполнителя приведено в звучание от одной до четы­рех струн. В эпоху расцвета клавесинного искусства существовал целый ряд разновидностей клавесина. Мы опишем ниже одну из них, которую можно считать типичной для баховского времени. Несколькими клавесинами такого типа располагал и пользовался Бах. К этому же типу принадлежит большин­ство современных, изготовляющихся в наше время клавесинов.

Клавесин рассматриваемого типа обладает двумя клавиатурами: ниж­ней — первой (обозначается — I manual (Manual — ручная клавиатура (от лат. manus — рука).) и верхней — второй (обозначается — II manual). Клавиатуры клавесина имели диапазон от G контроктавы до D третьей октавы. Позднее диапазон клавесина был расширен до F и G третьей октавы. Однако фактическое звучание струн клавесина имеет диапа­зон более широкий.

 

Клавесин имеет несколько наборов струн. Набор струн, звучащих «нату­ральную высоту, то есть осуществляющих при пробеге по клавиатуре гамму указанного в примере а диапазона, носит название восьмифутового регистра и обозначается — 8'.

Набор струн, звучащих октавой выше написанного, дает при пробеге по клавиатуре клавесина гамму, обозначенную в примере б. Этот набор носит название четырехфутового регистра и обозначается — 4'.

Набор струн, звучащих октавой ниже написанного, дает соответственно гамму, указанную в примере в, и называется шестнадцатифутовым регистром. Он обозначается — 16'.

В целом клавесин располагает четырьмя наборами струн, то есть четырьмя регистрами, которые распределяются между двумя клавиатурами следующим образом. Первая клавиатура располагает одним восьмифутовым и одним шестнадцатифутовым регистрами. Вторая — одним восьмифутовым и одним {146}четырехфутовым регистром. Описанные четыре регистра клавесина могут каждый в отдельности, по желанию исполнителя, включаться или выключаться посредством особых рычажков (В XVII и XVIII веках регистровые рычажки располагались над клавиатурами. В со­временных клавесинах включение и выключение регистров передано педалям, располо­женный аналогично педалям фортепиано.). Кроме этого, по желанию исполнителя, кла­виатуры могут быть соединены (копулированы). Если клавиатуры соединены, то при нажатии клавиши первой клавиатуры нажимается автоматически и одноименная клавиша второй клавиатуры. Соответственно при игре на первой клавиатуре будут уже звучать не только регистры первой клавиатуры, но и также второй. Таким образом, если мы включим все четыре регистра клаве­сина и соединим клавиатуры, то при игре на первой клавиатуре каждой клавише будут отвечать четыре струны. Мы будем иметь звучание широко раски­нутое, обогащенное верхними и нижними октавными удвоениями.

Чтобы закончить перечисление звуковых средств клавесина, укажем еще на приспособление Laute (лютня). При передвижении специального рычажка струны того или иного регистра приглушаются таким образом, что звучание делается более тихим и более отрывистым. Звучание регистра уподобляется звучанию лютни. Отсюда и происходит название описываемого приспособления.

Дадим теперь краткие примеры, демонстрирующие действия регистров клавесина.

Если мы исполним первые такты Маленькой прелюдии C-dur на одном восьмифутовом регистре, то получим в верхнем голосе звучание, соответствую­щее обозначенному в примере:

 

 

{147}

 

{148}Приведем теперь несколько примеров исполнения на клавесине двухголос­ных произведений, в которых голоса имеют различные между собою функции (например: мелодия и сопровождение). В таких случаях часто целесообразно исполнять два голоса на двух клавиатурах.

Если мы хотим в Менуэте D-dur из «Нотной книжки Анны Магдалины Бах» придать правой руке звучность несколько большую, чем левой, не при­бегая при этом к октавным удвоениям, мы поставим на каждой из клавиатур по одному восьмифутовому регистру и соединим клавиатуры между собой. На первой клавиатуре будут звучать тогда два восьмифутовых регистра, на второй — один. Мы получим в правой руке mezzo piano, в левой — piano:

 

В Маленькой прелюдии c-moll основная мысль проводится в нижнем го­лосе. Вместе с тем общий сосредоточенно-задумчивый характер прелюдии не допускает ярко различной инструментовки двух голосов. Хотя нижний голос превалирует, он должен составлять вместе с сопровождающим его верхним сдержанную, лишенную чрезмерной яркости звучность. Прелюдия может быть инструментована следующим образом. Левая рука играет на первой клавиа­туре на одном восьмифутовом регистре. Правая играет на второй клавиатуре на другом восьмифутовом регистре, которому придан особый приглушенный характер посредством выдвижения рычажка Laute, что дает динамику:

 

 

Следует еще упомянуть об особом использовании четырехфутовых ре­гистров. В музыке XVII—XVIII веков клавесинные и органные верхнеоктавные удвоения имели не только значение звучностей дополнительных к основ­ным восьмифутовым регистрам. Четырехфутовые регистры употреблялись и самостоятельно. В этих случаях вся исполнявшаяся на них музыка звучала на октаву выше, чем написано.

Указанное применение четырехфутовых регистров далеко не всегда обо­значалось композиторами. Современному исполнителю перенос музыки в дру­гую октаву может показаться произвольным. Однако в баховское время счита­лось естественным, если исполнитель по своему усмотрению в подходящем случае (если того требуют свойства инструмента, акустика помещения и т. д.) применит четырехфутовый регистр в качестве основного звучания. Подобное использование четырехфутовых регистров возможно и в оживленных и в пе­вучих произведениях.

 

Вполне уместно, например, исполнить Волынку из «Нот­ной книжки Анны Магдалины» Бах следующим образом: правая рука

II‑4' левая рука I‑8'. Мы получим при этом звучание:


{149}

 

Подытоживая рассмотрение звуковых средств клавесина, мы устанавли­ваем, что использование клавиатур и регистров клавесина дает возможность:

1) придавать различный характер различным произведениям;

2) окрашивать в различные краски различные части произведения;

3) придавать различную краску двум голосам двухголосного произведе­ния (или двум группам голосов—многоголосного).

 

Все эти звуковые противопоставления имеют целью сделать ясным ха­рактер и структуру произведения. Что касается исполнения самой мелодии, то смена регистров и клавиатур в целях придания мелодии гибкости и выра­зительности на клавесине не применялась. Смена регистров и смена клавиатур по ходу исполнения мелодии явились бы средствами слишком грубыми. Приме­нение их не оживляло бы мелодию, а разрывало бы ее своей искусствен­ностью. Как мы видим, представляется невозможным одними и теми же сред­ствами, то есть сменой регистров и клавиатур, придавать четкость структуре произведения и, с другой стороны, придавать импровизационную гибкость мелодии.

Гибкость мелодической игры достигалась на клавесине не применением средств динамики, а применением других двух средств, составляющих особую силу в клавесинной игре. Мы имеем в виду ритмику и артикуляцию.

Что касается ритмики, то особое значение ее в клавесинном искусстве под­держивается следующими обстоятельствами.

Звук извлекается из клавесинной струны не мягким молоточком (как на фортепиано), а твердым клинышком; не ударом по клавише, а щипком; не молоточком, находящимся в свобод­ном полете, а клинышком, непосредственно передающим струне нажим пальца.

Производимый непосредственно по воле исполнителя, щипок слышен как звонко-аттакированный звук. Ряд таких звуков имеет ясно вырисованный ритмический рельеф.

 

Что касается артикуляции, то ее роль ясна уже из того обстоятельства, что клавесин не обладает средством, подобным правой (продляющей звук) пе­дали фортепиано. Таким образом, и связь и расчленение звуков осуществля­ются на клавесине не суммарно (управляющей всеми демпферами педалью), а в зависимости от поведения каждого пальца, нажимающего или опускаю­щего клавишу.


КОММЕНТАРИИ

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.