Здавалка
Главная | Обратная связь

Стойкость как выдержка (античная добродетель)



 

Древнегреческая философия очень чутко относилась к идее добродетелей. Они составляли некий этический кодекс, понимались как этические привычки приличного человека. Сократ источником такой целостной добродетели человека считал разум и мудрость. Аристотель различал добродетели воли (этические) и добродетели разума (диа-ноэтические). У Платона в диалоге «Протагор» в качестве добродетелей перечисляются мудрость, знание, благоразумие (рассудительность), мужество, справедливость и умеренность, благочестие. В «Государстве» Платон соотнес их с различными социальными классами: умеренность предназначалась крестьянам и ремесленникам и соответствовала животным желаниям; сила (стойкость) – воинам и соответствовала духовному элементу в человеке; благоразумие – правителям и соответствовало причинам. Справедливость же управляла ими всеми.

Интересно, что в тексте Ветхого Завета, в Книге Премудростей Соломоновых, упомянуты также четыре добродетели: рассудительность (аналог благоразумия), справедливость, мужество (аналог силы как стойкости) и целомудрие. И все они – дочери праведности. «Если кто любит праведность, – плоды ее суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни» (8: 7). Таким образом, за исключением ветхозаветного «целомудрия», совершенно чуждого античной культуре, которая склонялась скорее к подобной ему «умеренности», у Соломона предлагаются те же самые или очень похожие добродетели.

Карта «Сила» обычно интерпретируется как превосходство сильной человеческой природы над разнообразными слабостями. Так, например, в полном соответствии с Аристотелевыми добродетелями Стюарт Каплан усматривает и этой карте Марсельского Таро «мужество, храбрость, твердую веру, энергию, решимость, твердость, вызов, осознание искупления и умственные и физические способности для его преодоления, уверенность, успех, достижение при значительной опасности» и т.п.

В «Таро Элементов» на карте «Сила–Здоровье» мы видим атлетического вида молодую женщину, несущую на плечах ягненка. В левой руке она держит египетский защитный символ. В правой руке – кубок, из которого, как капельки, падают маленькие анкхи, которые поглощает трехголовый змей с хвостом, свернутым наподобие знака бесконечности. Авторы замечают, что змей здесь символизирует примитивную природную силу с характерной для нее тройственностью: рождение, жизнь, смерть; прошлое, настоящее, будущее и т.д. На карте также присутствует светящийся энергией обелиск, символизирующий, согласно авторам, фаллическую созидательную силу. Девиз этой карты в колоде – «То, что ты видишь вне себя, – видишь и внутри; это видно всем, и это – твое одеяние». В данной колоде карта относится к внутреннему миру человека как к тому, что непременно отразится и во внешнем мире, прежде всего – В образе самого человека и в том, что с ним приключается.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.