Как только вы начали добавлять газ, вы должны добавлять его, равномерно, плавно и постоянно вплоть до окончания поворота.
Как только гонщик достиг идеальной развесовки (т.е. переместил 10% 20% веса спереди назад) любые изменения развесовки приводят к ухудшению сцепления с дорогой.
Никогда не играйте ручкой газа в повороте.
Как только байк наклонен для поворота, любые изменения развесовки – одновременные ли (например, на изломе дороги, который влияет сразу на оба колеса) или поочередные (при открытии/закрытии газа, вес вперед/вес назад) – изменяют идеальною развесовку системы шины/мотоцикл.
Водительское мастерство Все люди разные, потому настройки и траектория другого мотоцикла не подойдёт вам. Для начала привыкните к своему мотоциклу.
Для успешного использования правила №1, водитель должен понимать и чувствовать потребности мотоцикла. Водитель не улучшает байк, он просто помогает ему работать правильно.
Не дёргайте ручку газа в повороте, это приведёт к загрузке передка.
Очевидно, что любые задержки, помехи, открытия/закрытия газа усложняют достижение идеала. В этом и кроется основной вред ПИС №1 – оно немедленно ухудшает сцепление байка с дорогой. Чем быстрее вы едете, тем сильнее эффект. Достижение и поддержание развесовки 40/60 – главная цель всех ваших действий с ручкой газа. Правило газа №1 борется с ПИСом №1.
Потери Нет ничего страшного, если вы войдёте в поворот медленнее чем возможно. Вы можете начать начать ускорение пораньше и наверстаете упущенное при разгоне после поворота.
Даже если вы не сорвете свой бак в занос в результате неправильного использования газа в повороте, вы потеряете время. В среднескоростных поворотах (40‑80 миль/час) каждое добавление/сброс/добавление газа стоит вам 0,1 с (или длины байка, если говорить о дистанции), если вы хороший гонщик. Для всех остальных эта потеря еще больше. В высокоскоростных поворотах проигрыш по времени увеличивается, поскольку сопротивление воздуха вносит больший вклад в замедление мотоцикла.
Курсы выживания
ПИС №1 – самое главное ПИС. Уличное вождение зачастую терпимо к ПИСу №1. У водителя формируется ошибочное представление, что можно позволить себе сбросить газ в повороте. Однако, следует четко понимать, что правило №1 работает почти всегда, на любой скорости, оно верно для 99% всех поворотов и дорожных условий. Исключения редки – длинные спуски, повороты с уменьшающимся радиусом, повороты с отрицательным профилем (велотрек наоборот) и повороты с неровностью посередине. Но даже тогда вы не закрываете газ, просто на время перестаете его добавлять. Допустим, вы вошли в поворот и внезапно поняли, что дорожное покрытие скользкое. Если вы сбросите газ, вы переместите 70‑80% веса байка на переднее колесо, которое конструктивно может и нести только 35‑40%. Конечно, добавление газа не гарантирует вам отсутствие неприятностей. Но спросите себя, в каком случае вероятность падения выше? Представим еще более грубую ошибку – использование в скользком повороте переднего тормоза. Очевидно, что в этом случае падение почти неминуемо. Но ведь закрывая газ вы двигаетесь именно в этом направлении!
Газуй!
Итак, похоже, старое правило гонщиков "Сомневаешься? Газуй!" имеет право на существование. Яркий пример – происшествие с Дугом Чандлером на Sears Point Raceway в 1989 году. Он тогда пилотировал свой 750‑кубовый суперспорт по сухой трассе. Его задняя покрышка была настолько изношена, что срывалась в занос просто от сброса газа. В какой‑то момент заднее колесо стало заносить так, что оно оставило 30‑ти футовый след резины на асфальте трассы. Если бы Дуг сбросил газ – хайсайда не избежать. Но опыт мотокроссмена подсказал ему, что надо газовать. Дуг добавил газа, это привело к вобблингу, но в конце концов мотоцикл выровнялся, Дуг остался в седле и на первом месте. Добавление газа было единственным решением. А что сделали бы вы?
Контрольные вопросы
1. Что такое ПИС№1? 2. Что такое правильная работа газом? 3. Соответствует ли она конструктивным особенностям мотоцикла? 4. Как часто ваша правая рука закрывает газ без разрешения?
Поскольку у каждого байка свои особенности, важно научиться чувствовать его поведение в повороте. Эта глава поможет вам научиться правильной развесовке. Иногда хочется открутить по полной, и мне тоже, чего уж греха таить, но выигрывает тот, кто следует советам этой книги. Ведь ПИС №1 стоит вам не просто времени на круге, может стоит места в пелетоне. ДГ
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|