Тема: Виды и показатели ассортимента продовольственных товаровСтр 1 из 9Следующая ⇒
Товароведение однородных групп Продовольственных товаров
Методические указания по выполнению практических занятий и курсовых работ для студентов направления подготовки 100700 «Торговое дело», профиля «Коммерция» всех форм обучения
Кемерово 2013 Составитель Н.С. Дворецкая,канд.техн.наук., доцент
Товароведение товаров однородных групп: товароведение однородных групп продовольственных товаров[Текст] : методические указания по выполнению практических занятий и курсовых работ для студентов направления подготовки 100700 «Торговое дело», профиля «Коммерция» всех форм обучения / [сост. Н.С. Дворецкая] ; Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ. – Кемерово : Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2013. – 32 с.
Составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины. Предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 100700 «Торговое дело», профилю «Коммерция», всех форм обучения.
© Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2013 СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Методические рекомендации по выполнению практических занятий и курсовых работ по дисциплине «Товароведение товаров однородных групп», разделу 1 «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» составлены в соответствии с учебным планом, рабочей программой и предназначены для студентов направления 100700 «Торговое дело» профиля «Коммерция» всех форм обучения для оказания помощи в освоении названной дисциплины. Целью практических работ является ознакомление студентов с классификацией и ассортиментом продовольственных товаров, требованиями нормативных документов к их качеству, основами экспертизы, а также приобретение навыков использования методов оценки органолептических и физико-химических показателей качества. Практические занятия проводятся в специализированных лабораториях с применением необходимых средств обучения (лабораторного оборудования, образцов товаров, нормативных и технических документов). Студентам необходимо изучить требования нормативных документов к маркировке и качеству товаров, методы исследования, сравнить полученные результаты с требованиями стандартов. Результаты занятия студенты оформляют в рабочей тетради. Форма записи для каждого занятия установлена в соответствующем разделе настоящих методических рекомендаций, при этом общим является приведение следующих элементов записи: · дата и наименование темы занятия; · цель занятия; · план занятия; · объекты исследования (описание образцов); · краткая запись методики проведения опыта с формулами и расчетами (в том случае, когда они предусмотрены); · анализ полученных результатов исследований и формулировка заключения. Выполнение заданий для самостоятельной работы помогает студентам в формировании профессиональных навыков, обеспечивает знание классификации и ассортимента, методов исследований, идентификации, экспертизы товаров, а также обеспечивает возможность применение теоретических знаний и практических навыков для оценки качества продовольственных товаров в условиях коммерческой деятельности субъектов рынка. ЗАНЯТИЕ № 1 Тема: Виды и показатели ассортимента продовольственных товаров Цель занятия: ознакомиться с терминологией в области ассортимента (Ас), свойствами и показателями ассортимента. План занятия 1. Изучить основные термины и классификацию ассортимента по ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения». 2. Изучить свойства и показатели ассортимента. 3. Провести расчет показателей ассортимента продовольственных товаров.
Свойства и показатели Ас Свойство Ас – особенность Ас, проявляющаяся при его формировании и реализации. К свойствам Ас относят широту, полноту, глубину, структуру, новизну и т.д. Показатель ассортимента товаров – это количественная характеристика одного или нескольких свойств ассортимента товаров. Широту Ас характеризует коэффициент широты, полноту – коэффициент полноты, структуру – показатель структуры Ас и т.д. Широта Ас – количественный состав набора товаров, выделенных по определенному признаку и представленных в виде классификационной группировки. Полнота Ас – количественный состав набора товаров, выделенных по комплексу частных признаков и представленный количеством разновидностей и наименований товаров в наборе. Действительная широта (полнота) – фактическое количество товаров, имеющихся в торговом предприятии, базовая широта (полнота) – принятая за основу для сравнения (например, указанная в стандартах, имеющаяся на оптовой базе, у конкурентов). Оптимальной считается широта и полнота Ас = 0,7 – 0,8 . Глубина Ас – количество торговых марок товаров одного вида и/или их модификаций и/или товарных артикулов. Единицей измерения служит торговая марка или одна из модификаций товара. Новизна Ас – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Кн – коэффициент новизны, который выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте). Структура Ас – соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товаров в наборе, выраженное в процентах. Рассчитывается как отношение количества отдельного товара в натуральном выражении (А) к суммарному количеству всех товаров, имеющихся в наличии (S). Рациональный ассортимент – набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности.
Таблица 1 Свойства и показатели ассортимента
Задание 1. В ассортименте «Булочной» имеется четыре подгруппы зерномучных товаров: хлеб, булочные изделия, мука, крупа (Шд), а хлебозаводы выпускают 8 подгрупп (Шб): хлеб, булочные, бараночные, сухарные изделия, мука, крупа, макаронные изделия, крупяные концентраты. Определите коэффициент широты Ас. Задание 2. В магазине имеется 18 наименований хлеба ржаного, пшеничного и булочных изделий (Шд), а хлебозаводы города и частные пекарни выпускают 23 наименования (Шб). Определите коэффициент широты Ас. Задание 3. Определите глубину ассортимента соков на примере конкретного магазина г. Кемерово (Тонус, Моя семья, Фруктовый сад и др.; яблочный, персиковый и др.; вид материала упаковки; ее вместимость (0,2; 0,5; 1,0; 1.5 л) и т.д. Задание 4. В магазине «Мясные продукты» представлено пять видов колбасных изделий в зависимости от термической обработки (табл. 2). Проведите расчет структуры Ас и сделайте выводы о его рациональности. Какие данные нужны для расчета широты, полноты, глубины и новизны ассортимента колбасных изделий?
Таблица 2 Структура ассортимента колбасных изделий
ЗАНЯТИЕ № 2 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|