Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: Виды и показатели ассортимента продовольственных товаров



Товароведение однородных групп

Продовольственных товаров

 

Методические указания

по выполнению практических занятий и курсовых работ

для студентов направления подготовки 100700 «Торговое дело»,

профиля «Коммерция» всех форм обучения

 

Кемерово 2013


Составитель Н.С. Дворецкая,канд.техн.наук., доцент

  Утверждено на заседании кафедры товароведения и экспертизы товаров, протокол № 1 от 17 сентября 2013 г.   Рекомендовано учебно-методической комиссией факультета коммерции и маркетинга, протокол № 1 от 25 сентября 2013 г.

 

 

Товароведение товаров однородных групп: товароведение однородных групп продовольственных товаров[Текст] : методические указания по выполнению практических занятий и курсовых работ для студентов направления подготовки 100700 «Торговое дело», профиля «Коммерция» всех форм обучения / [сост. Н.С. Дворецкая] ; Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ. – Кемерово : Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2013. – 32 с.

 

Составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины.

Предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 100700 «Торговое дело», профилю «Коммерция», всех форм обучения.

 

 

© Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2013


СОДЕРЖАНИЕ

  ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………    
ЗАНЯТИЕ № 1 Виды и показатели ассортимента продовольственных товаров........  
ЗАНЯТИЕ № 2 Маркировка как средство идентификации пищевых продуктов…...  
ЗАНЯТИЕ № 3 Химический состав и пищевая ценность продовольственных товаров…………………………………………………………………    
ЗАНЯТИЕ № 4 Показатели сохраняемости пищевых продуктов……………………  
ЗАНЯТИЕ № 5 Экспертиза хлеба из пшеничной муки ………………………………  
ЗАНЯТИЕ № 6 Экспертиза печенья сахарного ……………………………………….  
ЗАНЯТИЕ № 7 Градация товаров по качеству (на примере чая черного байхового…………........................................................................    
ЗАНЯТИЕ № 8 Экспертиза молока питьевого………………………….……..……..  
ЗАНЯТИЕ№ 9 Экспертиза вареных колбасных изделий……………………………. ЗАНЯТИЕ № 10 Экспертиза консервов рыбных ………………………………………   ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ………….............................................   ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………   КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ………………………………………..   СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………              

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Методические рекомендации по выполнению практических занятий и курсовых работ по дисциплине «Товароведение товаров однородных групп», разделу 1 «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» составлены в соответствии с учебным планом, рабочей программой и предназначены для студентов направления 100700 «Торговое дело» профиля «Коммерция» всех форм обучения для оказания помощи в освоении названной дисциплины.

Целью практических работ является ознакомление студентов с классификацией и ассортиментом продовольственных товаров, требованиями нормативных документов к их качеству, основами экспертизы, а также приобретение навыков использования методов оценки органолептических и физико-химических показателей качества.

Практические занятия проводятся в специализированных лабораториях с применением необходимых средств обучения (лабораторного оборудования, образцов товаров, нормативных и технических документов). Студентам необходимо изучить требования нормативных документов к маркировке и качеству товаров, методы исследования, сравнить полученные результаты с требованиями стандартов.

Результаты занятия студенты оформляют в рабочей тетради. Форма записи для каждого занятия установлена в соответствующем разделе настоящих методических рекомендаций, при этом общим является приведение следующих элементов записи:

· дата и наименование темы занятия;

· цель занятия;

· план занятия;

· объекты исследования (описание образцов);

· краткая запись методики проведения опыта с формулами и расчетами (в том случае, когда они предусмотрены);

· анализ полученных результатов исследований и формулировка заключения.

Выполнение заданий для самостоятельной работы помогает студентам в формировании профессиональных навыков, обеспечивает знание классификации и ассортимента, методов исследований, идентификации, экспертизы товаров, а также обеспечивает возможность применение теоретических знаний и практических навыков для оценки качества продовольственных товаров в условиях коммерческой деятельности субъектов рынка.

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Виды и показатели ассортимента продовольственных товаров

Цель занятия: ознакомиться с терминологией в области ассортимента (Ас), свойствами и показателями ассортимента.

План занятия

1. Изучить основные термины и классификацию ассортимента по ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения».

2. Изучить свойства и показатели ассортимента.

3. Провести расчет показателей ассортимента продовольственных товаров.

 

Свойства и показатели Ас

Свойство Ас – особенность Ас, проявляющаяся при его формировании и реализации. К свойствам Ас относят широту, полноту, глубину, структуру, новизну и т.д.

Показатель ассортимента товаров – это количественная характеристика одного или нескольких свойств ассортимента товаров. Широту Ас характеризует коэффициент широты, полноту – коэффициент полноты, структуру – показатель структуры Ас и т.д.

Широта Ас – количественный состав набора товаров, выделенных по определенному признаку и представленных в виде классификационной группировки.

Полнота Ас – количественный состав набора товаров, выделенных по комплексу частных признаков и представленный количеством разновидностей и наименований товаров в наборе.

Действительная широта (полнота) – фактическое количество товаров, имеющихся в торговом предприятии, базовая широта (полнота) – принятая за основу для сравнения (например, указанная в стандартах, имеющаяся на оптовой базе, у конкурентов).

Оптимальной считается широта и полнота Ас = 0,7 – 0,8 .

Глубина Ас – количество торговых марок товаров одного вида и/или их модификаций и/или товарных артикулов. Единицей измерения служит торговая марка или одна из модификаций товара.

Новизна Ас – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Кн – коэффициент новизны, который выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

Структура Ас – соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товаров в наборе, выраженное в процентах. Рассчитывается как отношение количества отдельного товара в натуральном выражении (А) к суммарному количеству всех товаров, имеющихся в наличии (S).

Рациональный ассортимент – набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности.

 

Таблица 1

Свойства и показатели ассортимента

 

Наименования и условные обозначения Расчет показателя
Свойство Ас Показатель Ас
Широта (Ш): Действительная Шд Базовая Шб Коэффициент широты, Кш Кш = Шд : Шб
Полнота (П): Действительная Пд Базовая Пб Коэффициент полноты, Кп Кп = Пд : Пб
Глубина (Гл) Коэффициент глубины, Кг Кг = Глд : Глб
Новизна (Н) Коэффициент новизны, Кн Кн = Н : Шд
Структура (С) Показатель структуры, С C = А : S ×100%

Задание 1. В ассортименте «Булочной» имеется четыре подгруппы зерномучных товаров: хлеб, булочные изделия, мука, крупа (Шд), а хлебозаводы выпускают 8 подгрупп (Шб): хлеб, булочные, бараночные, сухарные изделия, мука, крупа, макаронные изделия, крупяные концентраты. Определите коэффициент широты Ас.

Задание 2. В магазине имеется 18 наименований хлеба ржаного, пшеничного и булочных изделий (Шд), а хлебозаводы города и частные пекарни выпускают 23 наименования (Шб). Определите коэффициент широты Ас.

Задание 3. Определите глубину ассортимента соков на примере конкретного магазина г. Кемерово (Тонус, Моя семья, Фруктовый сад и др.; яблочный, персиковый и др.; вид материала упаковки; ее вместимость (0,2; 0,5; 1,0; 1.5 л) и т.д.

Задание 4. В магазине «Мясные продукты» представлено пять видов колбасных изделий в зависимости от термической обработки (табл. 2). Проведите расчет структуры Ас и сделайте выводы о его рациональности. Какие данные нужны для расчета широты, полноты, глубины и новизны ассортимента колбасных изделий?

 

Таблица 2

Структура ассортимента колбасных изделий

 

Вид колбасных изделий   Количество, кг Доля, %
1. Вареные  
2. Полукопченые  
3. Варено-копченые  
4. Сырокопченые  
5. Запеченные  
Всего  

 

 

ЗАНЯТИЕ № 2







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.