Здавалка
Главная | Обратная связь

Экономическая сущность и значение товарного обеспечения организации



 

 

Товарные запасы представляют собой товары, находящиеся в сфере товарного обращения, а также у изготовителя и в пути. Их наличие и учет товарных запасов характеризует статичное состояние и местоположение товарной массы в процессе товародвижения на определенный момент времени. Они обеспечивают непрерывность производства, потребления и бесперебойность реализации. Определенные размеры запасов создаются в связи с сезонными колебаниями спроса на некоторые непродовольственные товары при относительно равномерном их производстве и сезонном производстве сельскохозяйственной продукции при равномерном ее потреблении. Необходимость учета товарных запасов обусловливают и такие факторы, как специализация и размещение промышленных предприятий, уровень развития транспортных связей, изменение средней дальности и скорости доставки товаров, размещение магазинов и др. Товарные запасы как часть товарных ресурсов представляют собой также предложение товаров на каждый данный момент. В связи с этим важно понимать, что они формируются под влиянием спроса, величина которого носит вероятностный характер и вести учет товарных запасов. Известно, что спрос является весьма динамичной категорией. Это затрудняет его оценку вообще и не позволяет достаточно точно измерить его в процессе планирования. Такое положение объясняется отсутствием возможности точно измерить влияние на спрос целого ряда факторов (мода, социально-экономические и психологические факторы и др.) и тем, что поведение людей, которые предъявляют спрос на товары и услуги, носит субъективный характер. Товарные запасы группируют по месту нахождения (в розничной и оптовой торговле, в пути, промышленности и др.), по товарному составу и многим другим признакам. Так, их делят на текущие, страховые, сезонные и т. д. Приведенные выше положения свидетельствуют о том, что товарные запасы являются сложной экономической категорией. Они выражают многогранные взаимоотношения между участниками хозяйственной деятельности. Каждый руководитель и менеджер должен рассматривать запасы и учет товарных запасов как важную часть активов, в которую иммобилизуются денежные средства. Это стадия в оборотном капитале, продолжительность которой определяет потребность в денежных- средствах организации. Размер запасов зависит от масштабов деятельности организации. Обычно чем крупнее предприятие, тем больше должна быть величина запасов в сумме. Одновременно на размеры запасов влияют число поставщиков, их надежность и отдаленность, складские мощности, разнообразие покупателей и их постоянство, количество заказов, прогноз цен, ассортимент, реальная экономия от ускорения оборота запасов, дефицит рабочей силы, надежность поставок и т. д. В процессе управления товарными запасами и учета товарных запасов постоянно решаются следующие задачи: определение целей управления; анализ состояния товарных запасов; оперативный учет и контроль состояния товарных запасов; осуществление экономических и организационно-технических мероприятий по формированию и регулированию товарных запасов и поддержанию их на оптимальном уровне (в определенном соответствии с объемом и структурой его продаж) [3, c. 98].

Цель управления товарными запасами — это формирование и поддержание их величины на таком уровне, который позволяет обеспечить бесперебойную торговлю каждым товаром при минимальных затратах.

Для достижения этой цели руководители или менеджеры организации должны вести учет товарных запасов, определить, сколько надо хранить запасов, когда размещать заказы и сколько заказывать единиц товара за один раз. От руководителей и менеджеров торгового организации требуется умение не только определять необходимую величину запасов, но и разрабатывать графики поставок, рассчитывать оптимальные партии новых заказов, добиваться увязки объема продаж с величиной запасов, при необходимости организовывать складирование запасов, учитывать требования логистики и маркетинга, постоянно проводить финансовый анализ потребностей в запасах, рассчитывать расходы, связанные с запасами, и учитывать политику в области цен.

Правильная организация товароснабжения розничной торговой сети - важнейшее условие удовлетворения спроса населения, эффективной работы торговых предприятий и отрасли в целом.

От организации товароснабжения магазинов зависят размер и структура товарных запасов, их оборачиваемость, сохранность, объемы продаж и, в конечном счете, издержки, связанные с продвижением и реализацией товаров.

Товароснабжение является завершающим этапом в тех­нологической цепи продвижения товаров от производства до потребителя и представляет собой завоз товаров в роз­ничную торговую сеть. Этот процесс является весьма ответ­ственным и включает комплекс коммерческих, организаци­онных, технологических операций, способствующих дости­жению главной цели - продаже товаров.

Товароснабжение должно выполнять следующие задачи:

♦ обеспечить поступление товаров в нужные место и время в требуемом объеме и ассортименте;

♦ максимально удовлетворить спрос населения, опера­тивно и с наименьшими затратами обеспечить завоз товаров;

♦ гибко реагировать на изменение спроса и конъюнк­туры рынка;

♦ обеспечить наличие необходимых населению товаров и ускорение их оборачиваемости;

♦ обеспечить доставку товаров без излишних промежу­точных звеньев, по самому короткому пути.

На организацию товароснабжения розничной торговой сети оказывает влияние множество факторов, которые мож­но подразделить на торгово-организационные, производст­венные и транспортные.

К торгово-организационным факторам следует отнести численность и типы торговых предприятий, их размеры, со­став и размещение, организацию и техническое оснащение торгово-технологических процессов, уровень управления то-вароснабжением, квалификацию работников, наличие необ­ходимого информационного обеспечения и др.

Производственными факторами являются: развитие и размещение предприятий - изготовителей товаров, их спе­циализация, объемы, номенклатура и сезонность производства.

Транспортные факторы включают состояние дорог, их плотность, развитие транспортных связей, обеспеченность необходимыми транспортными средствами, их технические характеристики и т. д.

При выборе оптимального варианта товароснабжения необходимо учитывать все эти факторы.

Рациональное товароснабжение должно базироваться на соблюдении следующих требований:

♦ завоз товаров в розничные торговые организации должен осуществляться в соответствии с требованиями рынка и с учетом стабильного поддержания ассортиментных перечней;

♦ партии завозимых товаров должны определяться спросом населения и возможностями торгового организации, с тем чтобы удовлетворить потребность в товарах для зо­ны деятельности магазина и обеспечить рентабельную его работу;

♦ источники и формы снабжения определяются с уче­том объемов, структуры производства и территориального размещения поставщиков товаров и магазинов.

Соблюдение этих требований позволит обеспечить пла­номерность, ритмичность, бесперебойность и оптимальность товароснабжения.

Планомерность товароснабжения предполагает осуще­ствление его с учетом выполнения главных задач магазина - охватить покупательные фонды населения зоны обслужива­ния при оптимальных товарных запасах.

Планомерность товароснабжения предусматривает завоз товаров в розничную торговую сеть в объемах, обеспечи­вающих рост товарооборота, его выполнение, рациональны­ми партиями, позволяющими обеспечить удовлетворение спроса при оптимальных запасах товаров и наименьших со­вокупных издержках по завозу и хранению [2, c. 112].

Планомерность обеспечивается расчетом оптимального размера партии товаров (П), определяемого по формуле 1.1:

 

П = √ 2ИзПт/Их (1.1)

 

 

где Из - издержки по завозу партии товаров, р.;

Их - из­держки по хранению единицы запаса товаров, р. в год;

Пт - годовое поступление товаров.

 

Ритмичность предполагает завоз товаров в розничную сеть нужными партиями через определенный интервал вре­мени. Это позволит добиться роста объемов продажи това­ров за счет ускорения их оборачиваемости.

Бесперебойность снабжения - завоз товаров таким об­разом, чтобы в магазинах необходимые товары были пред­ставлены в широком ассортименте и постоянно в объемах неснижаемого запаса.

Для этого должен быть сформирован определенный то­варный запас, обеспечивающий стабильность и устойчи­вость ассортимента при оптимальных расходах на его со­держание.

Оптимальность товароснабжения предполагает дости­жение экономического эффекта: снижение совокупных за­трат, связанных с завозом, хранением и реализацией каждой партии товара.

Централизация товароснабжения предполагает органи­зацию завоза товаров в магазины силами и средствами по­ставщика. Повышению эффективности централизации спо­собствует создание информационно-диспетчерских служб, освобождение работников розничной торговли от несвойст­венных им функций по завозу товаров.

Технологичность предполагает подготовленность всех участников процесса доведения товаров от изготовителя до конечного потребителя к использованию пакетно-контейнерной системы переработки грузов, обеспечивающей меха­низацию трудоемких процессов.

Для создания в розничной торговой сети широкого, ус­тойчивого ассортимента в соответствии со спросом населе­ния необходимо организовать завоз товаров из разных ис­точников. Рассмотрим основные из них.

Организации - изготовители товаров народного по­требления различных форм собственности: государственные организации легкой и пищевой промышленности, акцио­нерные общества, объединения, концерны, собственные организации потребительской кооперации, частные фирмы, индивидуальные производители товаров.

Непосредственно от них товар в магазины может заво­зиться в том случае, когда партия единовременной отгрузки в производственном ассортименте без подсортировки соот­ветствует потребности торгового организации, при работе со скоропортящимися товарами и товарами с короткими сро­ками реализации, а также с местными поставщиками. С це­лью увеличения объемов поступления товаров непосредст­венно от изготовителей в магазин следует активно работать по вовлечению в товарооборот местных ресурсов, а также товаров, произведенных в организациях потребительской кооперации.

Большой вклад в организацию снабжения розничной торговой сети вносят производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермерские хозяйства, насе­ление, предлагающее излишки сельскохозяйственной про­дукции. Они также, как правило, территориально прибли­жены к розничным торговым организациям.

Во всех случаях, когда экономически целесообразно ус­танавливать прямые взаимоотношения с изготовителем то­варов и имеется возможность организовать завоз товаров в магазин непосредственно с организации, необходимо разви­вать такую форму товароснабжения.

Источником снабжения розничной торговой сети това­рами являются также посредники различного вида: оптовые базы, торгово-закупочные кооперативы, дилеры и др.

Необходимость прибегать к их услугам возникает в слу­чаях, когда требуются накопление, подсортировка партий, преобразование производственного ассортимента в торго­вый, предварительная подготовка товаров к продаже, когда места производства значительно удалены от мест потребле­ния и наблюдается сезонность производства или потребле­ния.

В этих случаях посредник должен взять на себя функ­ции, связанные с продвижением товара от производства до "потребителя и выполнением задач по формированию партий товаров в соответствии с требованиями розничной торговой сети.

Если обстоятельства требуют участия посредников в товароснабжении, то важно, чтобы их число было минимальным (не более одного).

Важная роль в товароснабжении розничной торговой се­ти принадлежит оптовым торговым базам, которые находят­ся в местах потребления и максимально приближены к ма­газинам своей зоны деятельности. В связи с этим для ра­циональной организации товароснабжения целесообразно оптимально распределить функции между ними и выбрать кратчайшие пути продвижения товаров.

В зоне деятельности баз на них следует возложить пол­ную ответственность за бесперебойное и качественное това­роснабжение магазинов, обеспечив концентрацию необхо­димых для этого товарных запасов на их складах. Такие же функции должны выполнять универсальные базы для мага­зинов, находящихся в зоне их обслуживания. Особое вни­мание базы должны уделять работе с товарами сложного ас­сортимента, требующими накопления и подсортировки.

Источниками снабжения магазинов товарами также мо­гут быть производственные организации, коопзаготпромы, собственные подсобные хозяйства, организации обществен­ного питания системы потребительской кооперации, посы­лочная торговля, оптовые организации, занимающиеся внешнеторговыми операциями, а также иностранные организации.

В каждом случае выбор источника снабжения и пути движения товара должны базироваться на глубоком анализе конкретных условий и расчетах эффективности.

Сложившаяся практика товароснабжения магазинов по­зволяет сформулировать общие подходы к решению этой проблемы.

Оптовые базы, развивая прямые связи с изготовителями, сосредотачивают на своих складах товары сложного ассор­тимента и централизованно завозят их в магазины. Кроме того, они снабжают и продовольственными товарами закре­пленные за ними близлежащие магазины.

При работе с продовольственными товарами, товарами повседневного спроса и простого ассортимента, а также с местными розничными организациям целесообразно работать на прямых связях.

Местные поставщики во всех случаях, когда такая воз­можность имеется, должны осуществлять централизованную доставку товаров в магазины.

При необходимости участия складского звена в товаро­снабжении оно должно быть одно: промышленное предпри­ятие → база → магазин.

В торговой практике используют две формы товароснаб­жения: транзитную и складскую.

Транзитная форма товароснабжения предусматривает завоз товаров от изготовителей непосредственно в рознич­ную торговую сеть, минуя склады оптовых баз.

Такая форма снабжения магазинов применяется по ско­ропортящимся товарам и товарам, не требующим подсорти­ровки (хлеб и хлебобулочные изделия, напитки, строймате­риалы, мебель и т. д.). Транзитная форма снабжения мага­зинов может применяться при работе с местными постав­щиками по любым товарам, так как в этом случае их завоз осуществляется автомобильным транспортом, а поэтому не требуется соблюдения минимальной нормы отгрузки.

Транзитная форма товароснабжения способствует со­кращению времени доведения товаров до магазинов, сниже­нию транспортно-экспедиционных расходов и товарных потерь.

Однако во многих случаях она не может быть использо­вана: если требуются накопление товаров, подсортировка, преобразование производственного ассортимента в торго­вый. Возникает необходимость применить складскую форму товароснабжения. При этом возрастут расходы» связанные с выполнением складских операций с товаром, его хранением. Тем не менее достаточно часто при работе с товарами слож­ного ассортимента, сезонного производства и потребления применение этой формы является предпочтительным, так как совокупные издержки по завозу, хранению и продаже товаров в магазине снижаются. Это происходит потому, что увеличение издержек в складском звене компенсируется снижением их в магазинах за счет ускорения реализации подсортированных и подготовленных к продаже партий то­варов, уменьшением товарных запасов и расходов на их со­держание.

На выбор форм товародвижения влияют следующие факторы:

♦ география размещения поставщиков товаров и их по­купателей и получателей;

♦ вид товара, его ассортимент;

♦ размеры партии завоза;

♦ транспортные расходы;

♦ сезонность производства и потребления товара;

♦ необходимость преобразования производственного ассортимента в торговый;

♦ расстояния от мест производства к местам потребле­ния;

♦ размеры предприятий, их мощность (объем товаро­оборота, торговой площади);

♦ метод продажи товаров;

♦ степень подготовленности товара к розничной про­даже.

Важное значение для рациональной организации товаро­снабжения розничной торговой сети имеет выбор метода завоза товаров.

Основными являются два метода. Первый метод предпо­лагает, что завоз товаров осуществляется силами и средст­вами розничных торговых предприятий и называется де­централизованным (самовывоз). Этот метод отвлекает ра­ботников магазинов от их непосредственной работы по тор­говому обслуживанию населения, приводит к неэффектив­ному использованию транспорта, в итоге увеличиваются из­держки по завозу товаров.

Второй метод - централизованный, предусматривает за­воз товаров силами и средствами поставщика. Он более экономичный, позволяет улучшить управление процессом товародвижения, повысить эффективность использования автотранспорта. Работники магазинов не отвлекаются для поездки за товаром. При этом методе отборка товаров может быть осуществлена лично или по заявке (письменной или по телефону). Завоз должен осуществляться по графикам.

Разрабатываются графики отборки и завоза товаров. Для их обоснования необходимы следующие данные: тип мага­зина, его ассортиментный профиль, месторасположение, од­нодневный товарооборот магазина, фактические товарные запасы, режим работы магазина. На основе этих данных рас­считывается размер партии единовременной поставки и час­тота завоза.

Графики составляются, как правило, на квартал. На бо­лее длительный срок их составление нецелесообразно, так как в процессе работы ситуация меняется. Практика свиде­тельствует, что наиболее приемлемая частота завоза продо­вольственных товаров - через 2-3 дня, непродовольствен­ных - 7-9 дней, но это зависит от однодневного товарообо­рота и размера единовременной партии завоза. В графике целесообразно указывать не только дни завоза или числа месяца, но и время. Дню завоза должны предшествовать от­борка товаров или поступление заявки от магазинов.

В снабжении розничной торговой сети применяются и другие методы: снабжение через, передвижные склады, пере­движные залы товарных образцов, разъездных товароведов, через мелкооптовую посылочную торговлю.

Выбор форм и методов товароснабжения закрепляется в договорах поставки при установлении хозяйственных связей.

При всех формах и методах товароснабжения заведую­щие магазинами составляют заявки на завоз товаров. При этом они должны учитывать спрос населения, степень его удовлетворения, размер однодневной продажи, фактический объем товарных запасов, а также объем неснижаемого запа­са, необходимого для бесперебойной торговли, наличие не пользующихся спросом товаров, частоту завоза.

На товары, которыми магазин ранее не торговал, первая заявка должна быть небольшой (пробная продажа). При разработке заявки следует учитывать изменение спроса в связи с обычаями, традициями, праздниками, сезонными колебаниями и другими рыночными условиями.

Заявки передаются поставщику, осуществляющему това­роснабжение магазинов, и должны быть выполнены в пре­дусмотренные договором сроки [3, c. 21].

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.