Экономическая сущность и значение товарного обеспечения организации
Товарные запасы представляют собой товары, находящиеся в сфере товарного обращения, а также у изготовителя и в пути. Их наличие и учет товарных запасов характеризует статичное состояние и местоположение товарной массы в процессе товародвижения на определенный момент времени. Они обеспечивают непрерывность производства, потребления и бесперебойность реализации. Определенные размеры запасов создаются в связи с сезонными колебаниями спроса на некоторые непродовольственные товары при относительно равномерном их производстве и сезонном производстве сельскохозяйственной продукции при равномерном ее потреблении. Необходимость учета товарных запасов обусловливают и такие факторы, как специализация и размещение промышленных предприятий, уровень развития транспортных связей, изменение средней дальности и скорости доставки товаров, размещение магазинов и др. Товарные запасы как часть товарных ресурсов представляют собой также предложение товаров на каждый данный момент. В связи с этим важно понимать, что они формируются под влиянием спроса, величина которого носит вероятностный характер и вести учет товарных запасов. Известно, что спрос является весьма динамичной категорией. Это затрудняет его оценку вообще и не позволяет достаточно точно измерить его в процессе планирования. Такое положение объясняется отсутствием возможности точно измерить влияние на спрос целого ряда факторов (мода, социально-экономические и психологические факторы и др.) и тем, что поведение людей, которые предъявляют спрос на товары и услуги, носит субъективный характер. Товарные запасы группируют по месту нахождения (в розничной и оптовой торговле, в пути, промышленности и др.), по товарному составу и многим другим признакам. Так, их делят на текущие, страховые, сезонные и т. д. Приведенные выше положения свидетельствуют о том, что товарные запасы являются сложной экономической категорией. Они выражают многогранные взаимоотношения между участниками хозяйственной деятельности. Каждый руководитель и менеджер должен рассматривать запасы и учет товарных запасов как важную часть активов, в которую иммобилизуются денежные средства. Это стадия в оборотном капитале, продолжительность которой определяет потребность в денежных- средствах организации. Размер запасов зависит от масштабов деятельности организации. Обычно чем крупнее предприятие, тем больше должна быть величина запасов в сумме. Одновременно на размеры запасов влияют число поставщиков, их надежность и отдаленность, складские мощности, разнообразие покупателей и их постоянство, количество заказов, прогноз цен, ассортимент, реальная экономия от ускорения оборота запасов, дефицит рабочей силы, надежность поставок и т. д. В процессе управления товарными запасами и учета товарных запасов постоянно решаются следующие задачи: определение целей управления; анализ состояния товарных запасов; оперативный учет и контроль состояния товарных запасов; осуществление экономических и организационно-технических мероприятий по формированию и регулированию товарных запасов и поддержанию их на оптимальном уровне (в определенном соответствии с объемом и структурой его продаж) [3, c. 98]. Цель управления товарными запасами — это формирование и поддержание их величины на таком уровне, который позволяет обеспечить бесперебойную торговлю каждым товаром при минимальных затратах. Для достижения этой цели руководители или менеджеры организации должны вести учет товарных запасов, определить, сколько надо хранить запасов, когда размещать заказы и сколько заказывать единиц товара за один раз. От руководителей и менеджеров торгового организации требуется умение не только определять необходимую величину запасов, но и разрабатывать графики поставок, рассчитывать оптимальные партии новых заказов, добиваться увязки объема продаж с величиной запасов, при необходимости организовывать складирование запасов, учитывать требования логистики и маркетинга, постоянно проводить финансовый анализ потребностей в запасах, рассчитывать расходы, связанные с запасами, и учитывать политику в области цен. Правильная организация товароснабжения розничной торговой сети - важнейшее условие удовлетворения спроса населения, эффективной работы торговых предприятий и отрасли в целом. От организации товароснабжения магазинов зависят размер и структура товарных запасов, их оборачиваемость, сохранность, объемы продаж и, в конечном счете, издержки, связанные с продвижением и реализацией товаров. Товароснабжение является завершающим этапом в технологической цепи продвижения товаров от производства до потребителя и представляет собой завоз товаров в розничную торговую сеть. Этот процесс является весьма ответственным и включает комплекс коммерческих, организационных, технологических операций, способствующих достижению главной цели - продаже товаров. Товароснабжение должно выполнять следующие задачи: ♦ обеспечить поступление товаров в нужные место и время в требуемом объеме и ассортименте; ♦ максимально удовлетворить спрос населения, оперативно и с наименьшими затратами обеспечить завоз товаров; ♦ гибко реагировать на изменение спроса и конъюнктуры рынка; ♦ обеспечить наличие необходимых населению товаров и ускорение их оборачиваемости; ♦ обеспечить доставку товаров без излишних промежуточных звеньев, по самому короткому пути. На организацию товароснабжения розничной торговой сети оказывает влияние множество факторов, которые можно подразделить на торгово-организационные, производственные и транспортные. К торгово-организационным факторам следует отнести численность и типы торговых предприятий, их размеры, состав и размещение, организацию и техническое оснащение торгово-технологических процессов, уровень управления то-вароснабжением, квалификацию работников, наличие необходимого информационного обеспечения и др. Производственными факторами являются: развитие и размещение предприятий - изготовителей товаров, их специализация, объемы, номенклатура и сезонность производства. Транспортные факторы включают состояние дорог, их плотность, развитие транспортных связей, обеспеченность необходимыми транспортными средствами, их технические характеристики и т. д. При выборе оптимального варианта товароснабжения необходимо учитывать все эти факторы. Рациональное товароснабжение должно базироваться на соблюдении следующих требований: ♦ завоз товаров в розничные торговые организации должен осуществляться в соответствии с требованиями рынка и с учетом стабильного поддержания ассортиментных перечней; ♦ партии завозимых товаров должны определяться спросом населения и возможностями торгового организации, с тем чтобы удовлетворить потребность в товарах для зоны деятельности магазина и обеспечить рентабельную его работу; ♦ источники и формы снабжения определяются с учетом объемов, структуры производства и территориального размещения поставщиков товаров и магазинов. Соблюдение этих требований позволит обеспечить планомерность, ритмичность, бесперебойность и оптимальность товароснабжения. Планомерность товароснабжения предполагает осуществление его с учетом выполнения главных задач магазина - охватить покупательные фонды населения зоны обслуживания при оптимальных товарных запасах. Планомерность товароснабжения предусматривает завоз товаров в розничную торговую сеть в объемах, обеспечивающих рост товарооборота, его выполнение, рациональными партиями, позволяющими обеспечить удовлетворение спроса при оптимальных запасах товаров и наименьших совокупных издержках по завозу и хранению [2, c. 112]. Планомерность обеспечивается расчетом оптимального размера партии товаров (П), определяемого по формуле 1.1:
П = √ 2ИзПт/Их (1.1)
где Из - издержки по завозу партии товаров, р.; Их - издержки по хранению единицы запаса товаров, р. в год; Пт - годовое поступление товаров.
Ритмичность предполагает завоз товаров в розничную сеть нужными партиями через определенный интервал времени. Это позволит добиться роста объемов продажи товаров за счет ускорения их оборачиваемости. Бесперебойность снабжения - завоз товаров таким образом, чтобы в магазинах необходимые товары были представлены в широком ассортименте и постоянно в объемах неснижаемого запаса. Для этого должен быть сформирован определенный товарный запас, обеспечивающий стабильность и устойчивость ассортимента при оптимальных расходах на его содержание. Оптимальность товароснабжения предполагает достижение экономического эффекта: снижение совокупных затрат, связанных с завозом, хранением и реализацией каждой партии товара. Централизация товароснабжения предполагает организацию завоза товаров в магазины силами и средствами поставщика. Повышению эффективности централизации способствует создание информационно-диспетчерских служб, освобождение работников розничной торговли от несвойственных им функций по завозу товаров. Технологичность предполагает подготовленность всех участников процесса доведения товаров от изготовителя до конечного потребителя к использованию пакетно-контейнерной системы переработки грузов, обеспечивающей механизацию трудоемких процессов. Для создания в розничной торговой сети широкого, устойчивого ассортимента в соответствии со спросом населения необходимо организовать завоз товаров из разных источников. Рассмотрим основные из них. Организации - изготовители товаров народного потребления различных форм собственности: государственные организации легкой и пищевой промышленности, акционерные общества, объединения, концерны, собственные организации потребительской кооперации, частные фирмы, индивидуальные производители товаров. Непосредственно от них товар в магазины может завозиться в том случае, когда партия единовременной отгрузки в производственном ассортименте без подсортировки соответствует потребности торгового организации, при работе со скоропортящимися товарами и товарами с короткими сроками реализации, а также с местными поставщиками. С целью увеличения объемов поступления товаров непосредственно от изготовителей в магазин следует активно работать по вовлечению в товарооборот местных ресурсов, а также товаров, произведенных в организациях потребительской кооперации. Большой вклад в организацию снабжения розничной торговой сети вносят производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермерские хозяйства, население, предлагающее излишки сельскохозяйственной продукции. Они также, как правило, территориально приближены к розничным торговым организациям. Во всех случаях, когда экономически целесообразно устанавливать прямые взаимоотношения с изготовителем товаров и имеется возможность организовать завоз товаров в магазин непосредственно с организации, необходимо развивать такую форму товароснабжения. Источником снабжения розничной торговой сети товарами являются также посредники различного вида: оптовые базы, торгово-закупочные кооперативы, дилеры и др. Необходимость прибегать к их услугам возникает в случаях, когда требуются накопление, подсортировка партий, преобразование производственного ассортимента в торговый, предварительная подготовка товаров к продаже, когда места производства значительно удалены от мест потребления и наблюдается сезонность производства или потребления. В этих случаях посредник должен взять на себя функции, связанные с продвижением товара от производства до "потребителя и выполнением задач по формированию партий товаров в соответствии с требованиями розничной торговой сети. Если обстоятельства требуют участия посредников в товароснабжении, то важно, чтобы их число было минимальным (не более одного). Важная роль в товароснабжении розничной торговой сети принадлежит оптовым торговым базам, которые находятся в местах потребления и максимально приближены к магазинам своей зоны деятельности. В связи с этим для рациональной организации товароснабжения целесообразно оптимально распределить функции между ними и выбрать кратчайшие пути продвижения товаров. В зоне деятельности баз на них следует возложить полную ответственность за бесперебойное и качественное товароснабжение магазинов, обеспечив концентрацию необходимых для этого товарных запасов на их складах. Такие же функции должны выполнять универсальные базы для магазинов, находящихся в зоне их обслуживания. Особое внимание базы должны уделять работе с товарами сложного ассортимента, требующими накопления и подсортировки. Источниками снабжения магазинов товарами также могут быть производственные организации, коопзаготпромы, собственные подсобные хозяйства, организации общественного питания системы потребительской кооперации, посылочная торговля, оптовые организации, занимающиеся внешнеторговыми операциями, а также иностранные организации. В каждом случае выбор источника снабжения и пути движения товара должны базироваться на глубоком анализе конкретных условий и расчетах эффективности. Сложившаяся практика товароснабжения магазинов позволяет сформулировать общие подходы к решению этой проблемы. Оптовые базы, развивая прямые связи с изготовителями, сосредотачивают на своих складах товары сложного ассортимента и централизованно завозят их в магазины. Кроме того, они снабжают и продовольственными товарами закрепленные за ними близлежащие магазины. При работе с продовольственными товарами, товарами повседневного спроса и простого ассортимента, а также с местными розничными организациям целесообразно работать на прямых связях. Местные поставщики во всех случаях, когда такая возможность имеется, должны осуществлять централизованную доставку товаров в магазины. При необходимости участия складского звена в товароснабжении оно должно быть одно: промышленное предприятие → база → магазин. В торговой практике используют две формы товароснабжения: транзитную и складскую. Транзитная форма товароснабжения предусматривает завоз товаров от изготовителей непосредственно в розничную торговую сеть, минуя склады оптовых баз. Такая форма снабжения магазинов применяется по скоропортящимся товарам и товарам, не требующим подсортировки (хлеб и хлебобулочные изделия, напитки, стройматериалы, мебель и т. д.). Транзитная форма снабжения магазинов может применяться при работе с местными поставщиками по любым товарам, так как в этом случае их завоз осуществляется автомобильным транспортом, а поэтому не требуется соблюдения минимальной нормы отгрузки. Транзитная форма товароснабжения способствует сокращению времени доведения товаров до магазинов, снижению транспортно-экспедиционных расходов и товарных потерь. Однако во многих случаях она не может быть использована: если требуются накопление товаров, подсортировка, преобразование производственного ассортимента в торговый. Возникает необходимость применить складскую форму товароснабжения. При этом возрастут расходы» связанные с выполнением складских операций с товаром, его хранением. Тем не менее достаточно часто при работе с товарами сложного ассортимента, сезонного производства и потребления применение этой формы является предпочтительным, так как совокупные издержки по завозу, хранению и продаже товаров в магазине снижаются. Это происходит потому, что увеличение издержек в складском звене компенсируется снижением их в магазинах за счет ускорения реализации подсортированных и подготовленных к продаже партий товаров, уменьшением товарных запасов и расходов на их содержание. На выбор форм товародвижения влияют следующие факторы: ♦ география размещения поставщиков товаров и их покупателей и получателей; ♦ вид товара, его ассортимент; ♦ размеры партии завоза; ♦ транспортные расходы; ♦ сезонность производства и потребления товара; ♦ необходимость преобразования производственного ассортимента в торговый; ♦ расстояния от мест производства к местам потребления; ♦ размеры предприятий, их мощность (объем товарооборота, торговой площади); ♦ метод продажи товаров; ♦ степень подготовленности товара к розничной продаже. Важное значение для рациональной организации товароснабжения розничной торговой сети имеет выбор метода завоза товаров. Основными являются два метода. Первый метод предполагает, что завоз товаров осуществляется силами и средствами розничных торговых предприятий и называется децентрализованным (самовывоз). Этот метод отвлекает работников магазинов от их непосредственной работы по торговому обслуживанию населения, приводит к неэффективному использованию транспорта, в итоге увеличиваются издержки по завозу товаров. Второй метод - централизованный, предусматривает завоз товаров силами и средствами поставщика. Он более экономичный, позволяет улучшить управление процессом товародвижения, повысить эффективность использования автотранспорта. Работники магазинов не отвлекаются для поездки за товаром. При этом методе отборка товаров может быть осуществлена лично или по заявке (письменной или по телефону). Завоз должен осуществляться по графикам. Разрабатываются графики отборки и завоза товаров. Для их обоснования необходимы следующие данные: тип магазина, его ассортиментный профиль, месторасположение, однодневный товарооборот магазина, фактические товарные запасы, режим работы магазина. На основе этих данных рассчитывается размер партии единовременной поставки и частота завоза. Графики составляются, как правило, на квартал. На более длительный срок их составление нецелесообразно, так как в процессе работы ситуация меняется. Практика свидетельствует, что наиболее приемлемая частота завоза продовольственных товаров - через 2-3 дня, непродовольственных - 7-9 дней, но это зависит от однодневного товарооборота и размера единовременной партии завоза. В графике целесообразно указывать не только дни завоза или числа месяца, но и время. Дню завоза должны предшествовать отборка товаров или поступление заявки от магазинов. В снабжении розничной торговой сети применяются и другие методы: снабжение через, передвижные склады, передвижные залы товарных образцов, разъездных товароведов, через мелкооптовую посылочную торговлю. Выбор форм и методов товароснабжения закрепляется в договорах поставки при установлении хозяйственных связей. При всех формах и методах товароснабжения заведующие магазинами составляют заявки на завоз товаров. При этом они должны учитывать спрос населения, степень его удовлетворения, размер однодневной продажи, фактический объем товарных запасов, а также объем неснижаемого запаса, необходимого для бесперебойной торговли, наличие не пользующихся спросом товаров, частоту завоза. На товары, которыми магазин ранее не торговал, первая заявка должна быть небольшой (пробная продажа). При разработке заявки следует учитывать изменение спроса в связи с обычаями, традициями, праздниками, сезонными колебаниями и другими рыночными условиями. Заявки передаются поставщику, осуществляющему товароснабжение магазинов, и должны быть выполнены в предусмотренные договором сроки [3, c. 21].
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|